БЛОКНОТ. Выпуск 1. Материалы спецкора портала в Германии 2019-2020.
Мы очень долго, с октября прошлого года, не публиковали материалы нашего германского спецкорреспондента Владимира Залесского. Да, это наше упущение. но сейчас мы будем навёрстывывать этот запас, знакомя вас с самыми лучшими мини-репортажами. А весь “Блокнот”, если хотите, вы можете прочитать, перейдя по ссылке в конце нашего материала.
Октябрь 2019 года.
КАРАТЕ В КОНЦЕ СЕНТЯБРЯ
Минувшие выходные были очень насыщенными, совпали сразу несколько мероприятий. Одно из них – Европейская спортивная неделя. С 23 по 29 сентября в разных местах Франкфурта проходили шоу, показательные выступления, воркшопы, мастер-классы по различным видам спорта, в том числе таким, где босые ноги являются неотъемлемой частью облика спортсмена и никого не удивляют. Один из них – каратэ. Удалось поймать в объектив нескольких юных спортсменок после выступления. Температура около 15 градусов, ветрено.
Игорь Резун, шеф-редактор портала:
Каратэ, босоногость, барефутинг, фут-фетиш… Вы можете поставить слова в другой последовательности, можете заменить «каратэ» на дзюдо или тхеквандо, сумма умножаемых – или слагаемых, или значение делимых от этого не изменится. Уравнение останется с неизвестным результатом, потому что никому из нас, очень долго и профессионально, и пристально его изучающих (с 2004-го года – нашему «народному НИИ» уже 16 лет!), его не удалось решить. Вообще, сложение тут, умножение или деление…
В ряду моделей Студии RBF не было профессиональных спортсменок, занимающихся единоборствами. Были, правда, девушки, это практиковавшие. И вот – результат: сами они к фетишизации голой ступни (пусть мы так будем говорить, для успокоения лицемеров!) относились либо: а) спокойно, либо б) подозрительно и затем, по нарастающей, в) отрицательно.
С другой стороны, в числе организаторов психологической школы ШЕРП в Новосибирске была одна профессиональная спортсменка этого вида спорта, но, конечно, не модель – ступни были совершенно «убитыми» соревнованиями, полученными травмами и прочим; поэтому ни о каких фотосессиях речь не шла. Но! Именно эта девушка хорошо понимала сексуальность босых ног и внесла определённый вклад в исследование проблемы.
Из этого вытекают два вопроса. Первый: хорошо это или нет, когда юные девушки привыкают к тому, что их голые ноги – это профессиональный инструмент, собственно, они и есть «спортивная обувь» для их вида спорта? С одной стороны, плохо. Такой скажешь – какие у тебя красивые ступни (ну это так, для затравки!), а она ответит – ЧО?! – хоть по-русски, хоть по-немецки.
А ведь у неё, этой черноволосой, в кимоно, и правда, красивые, гибкие ступни; с чудесным мизинчиком-завитушкой… Только знает ли она об этом? Не знает и вряд ли узнает.
Второй вопрос: а может, именно потому, что эти спортсменки привыкли выступать босиком всегда и везде – что в жару, что на холоде, при такой температуре, как сейчас (у них и зима такая, спокойно, сибиряки!) – от этого они будут меньше подвержены дурацким сказкам про то, что босиком ходить – простудиться? Эх, если бы всё было так просто… Увы. Уход в «чистый спорт», «здоровый образ жизни» порой вызывает сильные патологии головного мозга – что мы, кстати, не раз видели на примере группы московского культуртрегера Антона Никитина…
Но главная героиня – вот эта девушка, инструктор по кувыркам. Мат и все другие принадлежности привёз специальный микроавтобус “Turnbus”, от глагола turnen (заниматься физическими упражнениями, гимнастикой). С ним приехали и нескольких девушек-инструкторов. Как видите, все они одеты по погоде, кроме одной. Чтобы не запачкать мат, нужно снять кеды и остаться в носочках. Так и делали все, кроме этой девушки, которая поняла, что травка после то и дело накрапывающего мелкого дождика влажная и подошвы не пачкаются совершенно. Отчего же не босиком, когда травка такая приятная (проверено лично)?
Остальные стояли перед выбором: или мочить носки, или то надевать, то снимать кеды перед тем, как ступить на мат. И то, и другое нецелесообразно. Поэтому и демонстрировала технику упражнений в основном инструкторша, а те, кто не решился разуться, просто наблюдали за её кувырками. Я прошёл первый раз мимо лужайки, где был развёрнут мат, в четырнадцать часов (автобус приехал, думаю, на пару часов раньше), идя по направлению к главной сцене, а вернулся назад, когда было уже около семнадцати часов, и присутствовал при том, как девушка вначале натянула кофту, потом носочки, а потом, к сожалению, те бело-синие кеды, которые всё время стояли рядом с матрацем.
И ещё: очаровательная маленькая японочка, радующаяся возможности побегать босиком по лужайке. Я уловил момент, когда её родители стояли ко мне спиной. Потом снял на видео ещё двух маленьких девочек, разувшихся с разрешения отца, но оставленных в куртках, потому что на берегу Майна было холодно, ветрено и сыро.
Игорь Резун, шеф-редактор портала:
Тут добавить нечего почти. Миленькая японка очаровательна, всё-таки дитя природы, и там у них, в Азии, ногам придают большее значение, чем у нас, в Европе (и нашей русоевропе недоделанной). Там не было инквизиции, сжигающей «ведьм» за красивые босые ноги и распущенные волосы; там много своей жестокости было… но она какая-то другая была. Не такая вымученно-фарисейская, как в этой СРАНОЙ Европе.
Меня наш корреспондент другим задел, и сразил, и заставил пересматривать этот кадр десятки раз. Что это за такая железнодорожная колея, прячущаяся в траве, меж босых лапок японки? Экскурсионный трамвай? Детская железная дорога?! О, как я обожаю такие рельсы в траве, я целовать их готов, на брюхе по ним ползать… Не знаю, есть ли связь.
Какие-то очень давние, очень отрывочные источники из моего курса психологии в Педагогическом институте (хотя он как был весьма средним учебным заведением, готовящим банальных учителей для сельских школ, так им и остался, несмотря на гордое имя «университета»!), говорят о том, что… что езда на железной дороге напоминала половой акт, ну, сами знаете: ты-дын, ты-дын… Туда-сюда, взад-вперёд, вот тебе и фрикции. Мальчики, мечтавшие стать железнодорожниками в детстве, потом неизменно обнаруживали гиперсексуальность. Чёрт его знает, где тут правда – у Фрейда не спросишь!
Но я знаю, что фотосеты «босиком по железной дороге», а особенно по старой, с ржавчиной на рельсах и травой меж шпал, линии, неизменно вызывают аплодисменты посетителей нашего портала.
ТАНЦЫ И НЕ ТОЛЬКО
27 сентября я совершил роковую ошибку, задержавшись поболтать со своими знакомыми из театра “Антагон”. Надо было сразу уносить ноги, иначе бы я не лишился самого главного трофея – видео танцевального спектакля “Три свободные птички”, в конце которого трое босоногих красавиц сбрасывают с себя последние покровы. Барбара Карвальо, успешно сдавшая экзамен по немецкому языку на ступень B2, к которому я её в прошлом году подготовил, нисколько не возражала против съёмок её выступления на проводимом театром “Антагон” уже в третий раз международном фестивале женского творчества и даже, несмотря на то что спешила с уборкой сцены, остановилась, чтобы я смог сделать хороший кадр (если и получился не совсем хороший, то она отнюдь не виновата), а вот двое других моих учениц, Анна Орколяйнен и Магда Вельгосиньска, вместе со своей новой коллегой кудрявой испанкой Инес Бехер (кажется, её девичья фамилия Санчес), вовсе этому не обрадовались. Поэтому уже через минут пять после начала номера, когда девушки ещё были в белье, меня заставила выключить фотоаппарат ведущая вечера Карен Реми, а потом Анна от имени своих коллег попросила стереть то, что я успел отснять. А чтобы уменьшить горечь потери, привожу подборку найденных мною на Фейсбуке фотографий этой самой ведущей, тоже танцовщицы Карин Реми и её мужа Рубена Вильша (именно он аккомпанировал на барабане танцу Барбары), в том числе таких, где они оба не столь щепетильны, как “свободные птички” Анна Орколяйнен, Магда Вельгосиньска и Инес Бехер.
Игорь Резун, шеф-редактор портала:
Тут есть пара кадров, которые меня зацепили. Нет, я уже понял, что Карин Реми и Рубен Вильш – безумно творческая пара; тем более странно, что именно фрау Реми запретила съёмку… Впрочем, это Германия, это шизанутые на всеобщем орднунге немцы и немки, простим их политкорректную стадность.
Но вне пределов «Антагона» – вот что, оказывается, они вытворяют!
И вот присмотритесь к этим кадрам. Два голых человека на берегу, в лесу. Он прижимает к лицу её грязные, аж пламенеющие глиной голые ступни… Они оба – голые и грязные, в грязи; ну, я свечку не держал, половым актом они не занимаются, лишь имитируют – но не достаточно ли самой идеи?
И тут я, не поклонник нудизма (хоть и не гонитель его!), я тут вспоминаю об упреках, которые нет-нет да слышит, раз в пару месяцев, Студия. Почему у вас девчонки ходят голыми ногами по грязи? Зачем босые ноги в глине? Почему не на снежно-вафельных простынях?! И так далее.
А вот потому. Оказывается, секс может волновать в двух видах – когда он рафинированно-чист и когда по-скотски грязен. Пусть даже эта грязь – иллюзорная, это всего лишь бутафория, ширма, прикрытие; но он возбуждает. Голые в грязи, голые в траве…
Нет, это лучше, чем на белых простынях. Как и босые ноги в грязи, это жизнь, а она всегда сильнее Смерти.
А можно и так. Просто – босиком. По асфальту. Две женщины, чудно ложащие голые ступни свои, и мужчина, тоже босой… И никакого секса, правда?
БОСИКОМ ЗА ЗДОРОВЬЕМ
ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ЕЛИТЕЛЬНИЦА АДЕЛЬ РАЙТМАЙЕР ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ОБУВИ ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД И ХОДИТ БОСИКОМ КРУГЛЫЙ ГОД.
“Augsburger Allgemeine”, 3 октября 2019 г. Автор – Михаэла Кремер, фото Маркуса Мерка.
В начале пути была боль. Но сейчас Адель Райтмайер обходится без обуви круглый год, и в этом состоянии ей действительно хорошо.
Уже четыре года Адель Райтмайер обходится без обуви. Всё равно, лето или зима, неважно, светит ли солнце или идёт снег. В течение одного дня она избавилась от обуви, чтобы отныне ходить по свету босиком. Но как это произошло?
В магазин биопродуктов «Адельсрид», где уроженка Аугсбурга работала, как-то в феврале зашла покупательница в одних шлёпанцах. «Это обувь для босоногих», – сказала та. И ей вдруг тоже захотелось узнать, каково это – ходить босиком.
В первый год Адели Райтмайер пришлось испытать очень много боли. Она сердилась, когда у неё случались травмы. Довольно большая рана была у неё на подушечке в передней части стопы. Сегодня она может над этим посмеяться. Она рассматривает хождение босиком как вид умственного и духовного развития. «Босиком всё тело ощущается как единое целое». Раньше у неё болели колени и постоянно мёрзли ноги.
Но поскольку сейчас её ноги не заперты в обуви, они гораздо больше двигаются и намного лучше снабжаются кровью, говорит целительница-психотерапевт. Не говоря уже о том, что ни грибок, ни неприятный запах пота не могут развиться в отсутствие обуви. Благодаря барефутингу она вернулась к ходьбе на носок. Ведь так ходят маленькие дети. Они наступают не пяткой, а всей стопой, при этом передняя часть стопы первой касается земли.
Сегодня к ней всё ещё часто обращаются с вопросом, не простудится ли она и не получит ли цистит. «Цистит вызывается бактериями и не имеет ничего общего с холодными ногами, – говорит она. – Важно сразу провериться, если что-то болит». А как насчет гигиены? Адель Райтмайер просто смеётся над этим. Она говорит, что за эти четыре года ни разу не вступила в собачьи какашки. «Люди чистят обувь, когда приходят домой, а я мою ноги».
Носит ли она когда-нибудь обувь? Конечно, говорит она. “Я была в обуви на свадьбе моего сына. Если бы я пришла босиком, я бы отвлекала внимание от него». Специально для этого случая она надела элегантные босоногие туфельки. «Да, есть и такие, – уверяет она. – С подошвой толщиной четыре миллиметра и лентами».
С 2015 года Адель Райтмайер принимает больных в Вельдене (30 км от Аугсбурга, где живёт другая наша героиня Мелани Петрак https://vk.com/bososib?w=wall-2588509_16599/all – В. З.). Её специальная область – терапевтический гипноз, своего рода путешествие во сне при условии полного доверия между врачом и пациентом. Она работает с людьми, которые переживают кризис в отношениях с партнёром или разочарование в жизни. Её клиенты должны найти свой путь к счастливой, счастливой и свободной жизни, говорит Адель Райтмайер. Она работает с людьми, которые страдают, среди прочего, страхами и нарушениями сна. Она пытается помочь при потере веса, анорексии и зависимостях – таких, как никотиновая или алкогольная. «Есть ситуации, которые не могут быть решены только с помощью разума. Совесть должна соединиться с чувством», – объясняет 56-летняя женщина.
Также она предлагает гиппотерапию в Вёрлешванге (село в 6 км от Вельдена – В. З.). Однако на лошадях здесь не ездят. «Верховая езда противоречит природе лошадей», – говорит она. Эта терапия применяется, например, при лечении жертв насилия. Гиппотерапия также помогает при депрессиях, заменяя долгие беседы, при этом «люди быстрее возвращаются к себе и своему внутреннему эмоциональному миру».
На втором фото Адель с коллегой Каролин Эверс. Они подружились этим летом на воркшопе в Южном Тироле “Barfuß mit Pferden in der Bergnatur – Gewaltfreie Pferdekommunikation & Verbindung (“Босиком с лошадьми на природе в горах – Свободное от насилия общение и связь”), о котором мы ещё расскажем.
Насчёт заброшенных рельсов, идущей вдоль Майна по территории прибрежного парка, отвечаю Игорю: это железнодорожная линия, соединявшая в прошлом, когда ещё не было современных мостов, западную и восточную часть города. По ней шли в основном товарные поезда. После войны, пока мосты не были восстановлены, колея ещё некоторое время функционировала, чтобы затем заснуть навсегда. Об этом я прочитал здесь: https://merkurist.de/frankfurt/eisenbahn-vereinsamte-gleise-am-main_MM1
На самом деле, нет никакой обязательной связи между босоногим спортом (в том числе и танцами, и йогой) и фут-фетишем или барефутингом. Это нам, озабоченным, в босоногой гимнастке на бревне видятся, в первую очередь, босые ноги. Остальные же не видят ничего – ну или видят эту самую гимнастку, не обращая внимания, что она босая. И, соответственно, не думая: “А почему она босая? Почему я об этом думаю? А что она об этом думает?”… Так же, как и она сама об этом всем не думает. Она думает о том, как выполнить упражнение – и я боюсь, что она действительно в данном случае воспринимает свою босую ногу ровно так же, как и воспринимает руку, шею и все остальное тело. Для спортсменки ее ступня – всего лишь инструмент, которым она пользуется, не разглядывая этот инструмент между делом, думая об его изгибах, форме, о том, какие он вызывает ассоциации… Каратистка бьет ногой в цель – это ее ударный инструмент. Гимнастка балансирует на ноге, сохраняя равновесие. Танцовщица сконцентрирована на том, чтобы правильно выполнить четкую последовательность действий. И вот, собственно, и все.
Разумеется, это не доказывает, что все девушки и/или спортсменки такие. Или ”не такие” – размышлять о том, насколько девушки более или менее склонны к фетишизму или босоходству я здесь не буду, да и вопрос этот вековой. Я к тому, что босоногая девушка-спортсменка – в большинстве случаев абсолютно такая же, как и не босоногая девушка-спортсменка (бегунья, например, или теннисистка). То есть – все по-прежнему зависит непосредственно от самой девушки, а не от спорта, которым она занимается. Если девушка занимается ”босоногим спортом” – каратэ, например – то это совершенно не гарантирует, что ей нравится ходить босиком, что она спокойно пройдется по любой поверхности при любой температуре, что она вообще смотрит на свои ноги и думает о них, или о чужих. Точно так же, как и в обутой девушке может скрываться фетишист, или та же самая балерина может любить ходить босиком.
Я тоже занимался ”каратэ-подобным” спортом – но я, прежде всего, с детства озабоченный. Настолько, что, когда меня привели на мое первое занятие в четыре года, я оглянулся по сторонам, заметил, что все – босые, и разревелся от одного только осознания того, что меня сейчас тоже разуют, а у меня с этим явлением уже тогда возникли сложные отношения, только ни поведать окружающим членораздельно, ни самому это адекватно понять мне пока еще тогда было не по силам. Я об этом в своем эссе уже рассказывал – но, опять-таки, это я один такой на миллион. У остальных своих однокашников-каратэшников я таких проблем не помню – остальные не придавали этому совершенно никакого ”ритуального” значения. Конечно, каждому в мозги не залезешь – в конце концов, если я никому об этом не рассказывал и не подавал вида, то почему то же самое не может происходить и в чужой голове? Тем не менее, по сторонам смотрел – и, надо сказать, со временем я оказался разочарован. ”Собратьев по разуму” я не обрел – ну или, во всяком случае, не заметил. Так, чтобы вот прямо после босоногой тренировки кто-нибудь – хоть мальчик, хоть девочка, пошли домой босиком – а казалось бы, по залу босиком бегаем, босыми ногами друг друга тыкаем, при выполнении упражнений за босые ноги друг друга держим и касаемся – и лето на дворе, и все равно дома сразу же в душ залезать.
Зачем вообще, спрашивается, обуваться между окончанием тренировки и моментом выхода из ванной? Да затем же, зачем и всегда – либо все эти босоногие каратисты были такими же нормальными людьми, как и все, не испытывающими самой потребности продолжать оставаться босиком дольше, чем им предписывает регламент; либо – даже если кто-то о чем-то подобном и думает, то стесняется – как стеснялся и я. Босоногий спорт не обязательно развязывает тебе ноги в этом отношении, как оказалось.
И на соревнованиях каких-нибудь, когда толчея, когда много народу, когда кругом возня и хаос, родители переодеваются, тренера раздают наставления, дети снуют туда-сюда – снуют-то они туда-сюда во все тех же тапочках и кедах. Девчонки-танцовщицы, к моему восторгу выступающие босиком на сцене, бегают до этой самой сцены и обратно, уже обувшись, чем меня тоже разочаровывают. Ну, то есть – ты вроде бы видишь их босиком там, на сцене, на матах, в раздевалке – но потом, после, или до, они все такие же обутые, неинтересные, как и все. Нет среди них “своих” – которые остаются босиком до самого конца, по которым видно, что им именно нравится ощущение собственной босоногости. Они босиком тоже лишь потому, что так по каким-то причинам положено – в конкретное время и на конкретном куске пространства. Уж про то, какие принципиальные причины заставляют танцоров сочинять тот или иной номер именно босиком, я тоже рассуждать не буду, этот вопрос мне тоже некому задать (Игорь вроде как обещал меня по этому поводу связать с той любопытной танцевальной группой, которая Жанну Д`арк готовила в какой-то абстрактной интерпретации). Но за пределами этого строго ограниченного пространства и по истечению этого необходимого времени – они тоже обуваются и идут в раздевалку или на трибуны.
Взрослые, во всяком случае, поголовно. Дети – с ними вот черт его знает. Не совсем и не всегда с ними все понятно – тут какое-либо долгосрочное наблюдение, с помощью которого можно было бы хотя бы выделить тенденцию, чистота эксперимента, так сказать, постоянно смазывается вмешательством родителей. Иной раз вроде бы и видишь, как кто-то пробежится через бетонный пол босиком – но тут следом, обычно, сразу мамашин визг: ”Оййййййййй ну куда БАСЯКОМ-ТАААА пошлаааааа!” Или, уже вроде бы переодевшись в робу, видишь, что малец уже готов сорваться и побежать к своим, как есть, босиком, но тут батя неизменно добавляет: ”Так, ну-ка обувайся”
Во дворе прошлым летом видел, как девчонка лет семи бежит к подъезду – босиком! – а у дверей там ее встречает батя, вопрошающий сердито: ”Так, почему босиком?!”
Вот если бы вот это ”так” не отвлекало каждый раз ребенка от его чистой инициативы, то как бы большинство детей предпочитало – босиком или в обуви? С одной стороны, вроде бы и кажется, и хочется с уверенностью утверждать, что изначально дети – ”цветы природы”, или там ”тянутся к свободе” и так далее – и потому, мол, они по умолчанию предпочитают босиком. А вот тут тоже бабка надвое сказала – потому что видел я тоже и ”босиком в носках”, и босиком на коврике – ножки теснятся на лоскутке материи, не дай бог с него сойти, ”пол это лава” (ну или это классическое положение ”стоя на придавленных кедах” – вроде уже и босиком, но все еще не на полу), и вот этот тоже чисто детский боязливый стиль неуклюжего утенка – босиком на пятках, не касаясь пальчиками (я вот никогда не понимал этой манеры, брезгливые взрослые так тоже делают, кстати – и в чем логика, пятки, что ли типа, не так жалко, или пальцы более чувствительны, и нежная брезгливость стремится отделаться ”малой кровью”), или – как на физкультуре есть упражнение такое – на внешнем своде стопы (кажется, так это правильно называется). Тоже, мол, чтобы замарать или “шокировать” как можно меньший участок ступни, внезапно оказавшейся разутой наедине с этим жестоким, холодным и еще бог весть каким миром.
Я вообще, честно говоря, не понимаю, откуда вы взяли этот ”детский стиль” хождения с носка на пятку. Что он существует – я согласен, но почему он вдруг детский? Что совсем мелкие, кривоногие – так они бегают, как заводные игрушки, вообще не разбирая, ни как они бегут, ни куда. Что более взрослые, пятилетние, десятилетние – тоже именно “шлепают”, с пятки на носок. Я бы даже сказал, что если человек разувается спонтанно, и ему это явно непривычно – то он именно что ”шлепает”, по инерции, как если бы он в обуви оставался, совершая ту самую ошибку, когда подобная тактика хождения болезненна и опасна. Но дети как раз-таки об этом еще не знают – но это если вообще говорить о каком-то махровом, настоящем босохождении по улице, по лесу или земле. Если же это босиком в каком-то помещении – игровой комнате, на батуте, пляжике или площадке детской – то там все бегают так, как привыкли дома. Нету никакого ”с носка”, который как-то инстинктивно присущ вот прямо именно детям. Ну, или таковы мои личные наблюдения. Тут ведь тоже кому как повезет и что чаще попадается. Мне вон вообще до сих пор попадаются родители, которым попадаются врачи, которые лечат детей от плоскостопия не рекомендацией босиком ходить, а ортопедической обувью.
У меня в университете – честное слово – так однажды препод по физкультуре прямым текстом брякнула на лекции, что детям вообще не рекомендуется ходить босиком, потому что – внимание! – ОТ ХОДЬБЫ БОСИКОМ РАЗВИВАЕТСЯ ПЛОСКОСТОПИЕ!
Но я видел и обратные примеры – как, например, на занятиях по скалолазанью (что-то оно сегодня зачастило, привет, Кирилл! 🙂 я заметил одну девочку, тоже лет десяти, которая шлепала по дощатому полу старого советского спортивного школьного зала босиком, причем без каких бы то ни было вышеописанных признаков опасения ни со своей стороны, ни со стороны окружающих взрослых. Там, правда, все больше вверх смотрели – в таком случае, это даже символично: ведь, действительно, все внимание туда, наверх, под потолок, от которого до пола метров десять свободного падения. Это куда важнее, чем смотреть по сторонам, на пол или под ноги кому-то. А разуваются там, кстати, часто – это из-за особенности строения специальной скалолазной обуви, в которой очень удобно лазать, но очень неудобно ходить. Правда, разуваясь, подавляющее большинство все-таки переобувается в тапки – только эту девочку босиком и видел. Как всегда, только ребенок – “вот он стоит спокойно, один против неба”. Все остальные – в тапках даже не голые ноги, а, конечно же, в носках.
Потому и с этой девочкой-японочкой не поймешь, что там у нее. Все, я думаю, индивидуально, как всегда, и звезды сошлись, наверное – и сама не против, и родители не мешают. И тоже неизвестно, чувствует ли она по этому поводу какое-то вдохновение, возбуждение, которое она тоже не может описать и даже толком осознать. То самое щекочущее чувство и фактически, непосредственно под босой ступней, и химически где-то там в животе.
За эту же непонятную Азию я бы вообще ничего не говорил, вот ни черта с ней не понятно – то вроде бы видишь каких-нибудь вьетнамцев на черно-белых фотографиях, босиком все: старики, женщины, дети – то вроде бы все в этих самых традиционных белых носках или хотя бы в тапочках.
А уж японцы с китайцами – что, простите? Это они-то не фарисейные? Это они-то ”вот такие-то сякие-то, не то, что этот ваш запад”? А я бы вот с точностью да наоборот сказал – если по Парижам разгуливали босоногие гамены, по Мадридам – ”беспризорники, поедающие виноград и дыню” (я тут сейчас немного простебал одну конкретную картину в частности, а в целом – целый жанр, посвященный запечатлению нехитрого быта всяких босоногих пастушек и чумазых беспризорников), по Грециям и Русям всяким – вообще все подряд, то вот азиаты со своим собственным мнением о том, что ”эти христианские свиньи себе позволяют” на этот счет в худшем случае категоричны, а в лучшем – неоднозначны. Либо тут не хватает доказательств, либо мне опять не перепало, либо все-таки черта с два, и ”фарисейный запад” хорош, и противопоставленный ему мистический восток вовсе не такой уж и эльфийский.
В Японии все – в сандалиях. А учитывая, какие там традиционно шибанутые заскоки на тему чести, гордости и чистоты во всех ее отношениях, в том числе и домашней чистоты… Домашний-то ритуал разувания обязателен, но что-то мне думается, что появись на пороге традиционного дома босым – да что там “на пороге”. Мне кажется, закидают камнями и отрежут голову еще на подходе – да и на выходе, мне кажется, любой бедняк себе скорее вскроет брюхо бамбуковым ножом, чем выйдет на люди босым. Наверняка что-нибудь там по поводу ”осквернения плоти, чести, бла-бла-бла” найдется в бесконечных кодексах гласных и негласных правил.
Вспомните одно старинное видео с Мяутом – Игорь точно должен помнить, он его сам озвучивал – она там рассказывала, кажется, о поездке то ли в Японию, то ли в Китай, и рассказывала о наблюдении, как перед каким-то священным изваянием было необходимо снять обувь – но топтались по полу, по плитке, или что там было, по камню – в этих своих традиционных белоснежных носочках. Помню хорошо голос Мяута в этом моменте: ”…хотелось подойти и сказать, ну сними ты их”.
В этом Китае и вовсе изгалялись, как могли: девушкам с детства ломали ступни, сжимали и буквально консервировали, лишь бы они скукоживались до сверхъестественно-миниатюрного размера. Я на эту тему материал когда-то хотел готовить, но в итоге мы с шеф-редактором согласились, что слишком уж нелицеприятно это все выглядит. И я не уверен, правда, относился ли этот обычай к какому-то конкретному периоду в каком-то конкретном веке (например – может быть, этот обычай существовал всего лет двести?) или к какому-то конкретному месту (в какой-нибудь провинции, опять же), надо эту тему снова поднимать и изучать. Но что я точно запомнил – так это то, что босиком ходить при всем при этом никто не то, что не стремился – а весь этот калечащий бред наоборот почитался, возвышался, сами девушки терпели, плакали, ломались, кололись, как те мыши, что ”продолжали жрать чертов кактус”. Помню фотографии со всеми этими изуродованными ступнями, потерявшими всякий человеческий вид и свою физическую дееспособность – и вообще, негоже девушке на своих двоих передвигаться, не то что босиком. Целый был культ, выстроенный вокруг даже не самой этой скукоженной ступни (еще бы – даже у самого больного извращенца ее вид мог бы вызвать разве что отвращение) – а скорее микроскопической туфельки, ради которой все это и затевалось. Мужчины возводили эту чертову туфельку в эротический фетиш – и продолжалось это вплоть до середины двадцатого века. Во всяком случае, где-то ближе к нулевым, если верить сами-знаете-чемупедии, закрылся последний завод, производящий подобную обувь (но он существовал, скорее, только лишь из-за того, что свой век доживали последние жертвы этого сумасшедшего ритуала, и кому-то надо было их обувать), и этот бредовый обычай буквально палками выбивали из тех самых мест, где он крепко укоренился, чему консервативные жители яростно сопротивлялись. И Китай этим фетишем не ограничивался.
В очередной раз мы наблюдаем, до какого членовредительского (и самовредительского) маразма готово опуститься человечество в целом и любой человек в частности, только лишь потому, что в очередной раз “так модно”. Словно неизвестный науке вирус, где-то кому-то одному взбредет в больную голову очередное сумасбродство – с кого-то же это все-таки начинается. Потом это распространяется по округе, и вот уже оглянуться не успеешь, как весь мир заражен каким-то откровенным издевательством над прекрасным человеческим телом, не требующим никаких аугментаций – уж, во всяком случае, точно не в виде каблуков или корсетов. А упрямый отказ от добровольно-принудительного мазохизма порицается окружающей тебя цивилизацией. Как в той притче о безумном старце – пей зараженную воду, как и все. Иначе останешься единственным благоразумным посреди целого мира идиотов – много ли с этого проку.
Потому что такой фетиш. Господи – да когда ж и где ж уже, наконец, наступит, в таком случае, фетиш обнаженной и босоногой женщины? Вот так, чтобы как каблуки – чтобы мать дочери говорила перед выходом из дома:
– Дочка, каблуки надень!
А дочка такая:
– Мам, ты что, двадцать такой-то век на дворе, посмотри в окно – все босиком ходят!
Или приходит ребенок в школу – на ногах кроссовки, в руках – сменка – а ему учительница:
– Вон из класса, чтобы завтра пришел разутый!
Но это, конечно, фантастика. Почему-то. Нет, мы будем до второго пришествия ноги ломать в колодках, да задыхаться в тисках. И эти извращенцы еще смеются над нами – когда мы наслаждаемся эротическим садомазохизмом, загораем или фотографируемся обнаженными и ходим босиком. Кто из нас еще больший извращенец.
Есть все же смысл, наверное, вспомнить Индонезию, Шри-Ланку или ту же Индию, например. Я уж не знаю, насколько близко изображает действительность наше всеми любимое индийское кино (хотя отождествлять индийское кино и действительность уже, по-моему, наивно). А этих босоногих монахов в оранжевых робах я и сам выкладывал. Но у них как будто тоже есть какие-то ортодоксальные монахи – босоногие – а есть ”леволиберальные”, рассекающие в адидасовских кедах при все тех же традиционных оранжевых балахонах.
Ну, то, что там в храмах еще принято разуваться – я когда-то этим вопросом тоже еще в группе задавался. Разуваются ли, мол, для того, чтобы, как в Японии, ни одну молекулу грязи в священный дом не заносить, либо все-таки закладывается какой-то ритуальный смысл именно в значение босой ступни. Потому что если ты придешь в храм изначально босиком – стало быть, с откровенно грязными ногами – будет ли это считаться оскорблением для храма, или самое главное, чтобы ты внутри в обуви не был, а уж босы были твои ноги и насколько тщательно их следует вытирать на входе и обо что – лично для меня так и осталось вопросом.
По вьетнамским джунглям те же вьетконговцы на фотографиях рассекали в том числе и босиком – и это при том, что в джунглях Вьетконга абсолютно все пытается тебя сожрать и любой открытый участок тела представляет смертельную опасность (видимо, исключительно для белого человека – сама природа восстает против бледнолицего чужеземца, оберегая между тем своих аборигенов, которые ходят по джунглям, что индонезийским, что африканским, что южноамериканским, босиком и в одних набедренных повязках. А мы тут на западе боимся клещей, и, собираясь в лес, нас стращают надевать свитера, ботинки, заправлять в ботинки пуленепробиваемые штаны, натягивать на голову презерватив, а сверху – космический скафандр, чтобы даже пылинка не просочилась. Правда, смех-смехом, а пару клещей в прошлом году и я поймал. Так что как жить, и как выживали люди все это время без репеллентов – понятия не имею)
Возвращаясь к тому, с чего все это началось – к фотографии с этой поистине очаровательной каратисткой – лично я заключаю, что это такой же уникальный и индивидуальный случай, как и любой, связанный с босыми ногами за пределами “комнаты Бродского”. На ее месте могла бы оказаться любая девчонка. А те же самые ”кувыркисты”, как описывает Владимир, которым вроде бы по умолчанию было положено там находиться босиком, стоят в нерешительности: “Ах что же делать – и пачкать маты нельзя, и мочить носочки неохота…” А тут вроде бы очевидное решение буквально перед ними – но нет, вы что. Это же трава. Трава – это тоже ”лава”. И вот что они думали про эту самую, единственную, что кувыркалась босиком? Что она дура? Или что ”она, конечно, молодец, но мы сами не будем, нам мокро, бе”.
– – – – – – – – – – – – –
По поводу же грязи… Ох, ну что тут остается отвечать глупому обывателю, который вечно недоумевает, как же это так можно – по грязи… Да зачем все это нужно – по грязи…
Кроме очевидного, бородатого, но единственно-правильного, лаконичного и исчерпывающего: ”Вся грязь – в голове”.
Да, дорогие обыватели. Наступил в лужу, испачкал ноги – поистине, ужасающая трагедия! Потому что двадцать первым веком нам не предоставлена прогрессом “отдельная квартира и ванна” (эти слова нужно гордо отчеканивать, как героиня советского х/ф ”Не может быть”). Потому что очень сложно встать под струю воды и смыть с тела всю грязь – я знаю, я понимаю, как это сложно. Вас, обывателей, и раз-то в сутки под душ порой не загонишь, а приходя с работы и снимая носки или колготки даже вы, прекрасные чистоплотные дамы, пяток не замаравшие, почему-то не считаете необходимым пойти помыть ноги в раковине, как и руки, например. Что как-то странно уживается в вашей непостижимой логике – вы не пачкаете ноги, значит их не надо мыть, а то, что они, наверное, воняют – ну, так что же, мол, дура, что ли, нагинаться их нюхать? Вот в душ пойду – все сразу и помоется.
А вот отдельно руки почему-то мыть, заходя домой, надо – хотя они на вид вроде бы и не черные, и не пыльные, уголь ими не разгружали. А, ну разве что микробы, да… Это почему-то все понимают. А на остальном теле микробов нет, конечно. Главное, чтоб выглядело чисто – а мы ж босиком по полу не ходим, что там мыть. Ах, точно, вы ведь руки свои вечно в рот суете да в носу ковыряетесь – ногой, конечно, это сделать тяжелее, согласен.
Ну так-то да, ежели руки в рот совать – то помыть надо обязательно, не поспоришь.
Только, как я часто говорю – руки-то помыть с мылом легко, и ноги тоже. Да господи – собственный опыт подтверждает, что проблему перепачканной ступни решает первая же попавшаяся лужа.
А вот мозги не прополощешь ни водой вареной, ни студеной, ни дождевой, ни дистиллиро́ванной, ни мочалкой не протрешь, ни ершиком для унитаза, ни мылом, ни щелочью – не пролезешь туда никак. Мозги навсегда останутся грязными, коли ты их запачкал. Между тем, мозги у нас (обычно) – прямо в черепной коробке. Мы боимся занести заразу в организм немытыми руками – а вот с немытыми мозгами как-то живем, не особо думая, как это чревато для здоровья.
Можно было бы смириться – мол, ну раз достать и прополоскать нельзя – ну так и нечего волноваться. А зачем же тогда продолжать мыть руки? Или если ноги находятся ровно в таком же пределе доступного, как и руки – что сложного помыть ноги вместе с руками?
Но ведь это лишнее телодвижение – во-от! Вот с этого и надо начинать изначально. А все приходится выковыривать пинцетом, роясь в ваших мозгах, как хирург. И на чистую воду выводить, которую вы так и любите и ненавидите одновременно. В самом деле, чем умываться – легче просто вообще не пачкаться. А кому охота пачкаться – тот, стало быть, дурак.
Есть и еще один универсальный ответ – а, собственно, почему нет?
Ну, реально, задает человек вопрос – ой, да чего ж вы это босиком-то? Ну, хорошо, босичком – но зачем ж по грязи-то? Вот же ж свиньи, вот же ж садисты, вот ж извращенцы.
А почему – нет?
Можно, конечно, как я, начать лить воду, разглагольствовать, пытаться завязать развести предметный диалог, препарировать вопрос – вот, дескать, приятно. Вот, мол, захотелось. А захотелось потому, что… Видите ли, все началось с того, что…
Только вот вопрошающему это все не нужно. Это один из тех вопросов, которые изначально не требуют ответа. Его функция – не истину понять, а свое несогласие выразить. Типа: ”Ты почему опоздал?”
Даже если начнешь объяснять – тому, кто тебя спрашивает, объяснение вообще не нужно. Он тебя уличил, отругал и разговор на этом закончил. Твое дело – закрыть рот и идти исправлять. Ведь его совершенно не интересует подробный психологический и философский анализ, какие действия, начиная со вчерашнего вечера, а то и самого твоего рождения, привели к тому, что ты сейчас опоздал? Ну или, говоря об актуальной теме, босиком? Или босиком в грязи?
Нет, обсудить это, конечно, можно – но только в том случае, когда в этом есть смысл. Если это интересно человеку, который хочет приобщиться, понять и постичь – всегда пожалуйста. Но напрягаться каждый раз на полном серьезе ради прохожего, которого диалог не интересует изначально – право, рано или поздно надоедает.
Он свое возмущение выразил, потому что то, что он видит, не сходится с его программой, привычным видением мира, шаблонной установкой в мозгах.
Раздражает и надоедает. В конце концов, вокруг столько странных вещей происходит, про которые расспрашивать почему-то уже считается неприличным – почему девочки целуются? Почему иногда даже мальчики целуются? А почему у тебя кольцо в носу? А зачем тебе борода с косичками? А почему мясо не ешь? А почему в бога не веришь? А почему с голым пупком? А почему люди разные? А зачем, я не понимаю, заниматься сексом на столе? А почему, я не могу одного понять, ты думаешь не так же, как и я?
Тупому вопросу – такой же тупой ответ. К тому же, это и в самом деле универсальный ответ – вот реально, я стою босой в луже грязи. Человек спрашивает – почему? А я отвечаю – а почему нет? В конце концов, пускай сам обыватель в кои-то веки напряжет свои извилины и попытается дать четкую формулировку, почему он не согласен с тем, что он видит, и, самое главное – почему меня это должно волновать.
Только, опять-таки – обыватель к такому повороту событий совершенно не готов. Он спрашивает не для того, чтобы ты в ответ ему предложил подумать. Он, опять же, видит некий глюк в привычной ему картинке, и хочет ее исправить. Ну или поржать – о, смотрите, мол, какой забавный ”баг”, ну-ка дай сфоткаю. Потому что ответь ему вот подобным образом – что услышишь в ответ? ”Че, дуррррак, штоль”, – ну или что-нибудь в этом роде.
Конструктивного диалога не предполагается. Ничего, кроме глупости, пошлости или грубости в итоге не услышишь, потому что для обывателя ты уже заведомо – дурак. Ну и зачем оставаться в долгу – пускай он тоже в дураках останется. Тем более, что он и есть – истинный дурак в этой тупиковой ситуации.
Возвращаясь же к нашим баранам (прошу прощения за такое непредумышленное оскорбление своих коллег, единомышленников, и себя самого, и людей, родственных нам по духу – нудистов, фотографов, фотомоделей, просто творческих людей – но это без заднего умысла, исключительно любя; в конце концов, это ведь мы в самом деле бараны – все люди как люди, умные и чистые, а мы тут босиком ходим, в грязи валяемся…), я хочу обратить внимание на момент, который, впрочем, на деле даже и не нуждается в представлении. Он нам всем хорошо и так известен.
Вот Илья, например, упоминал, что женская ножка, покрытая пылью, травинками, капельками воды, возбуждает его гораздо больше, чем холеная-беленая, как у фарфоровой куколки. Я полностью разделяю его мнение – хоть я в то же время и совершенно не понимаю фетиша ”грязных пяточек”. Я имею ввиду вот этот жанр, когда суют черные пятки в лицо, когда весь ажиотаж строится вокруг того, какие они чумазые – ну вот чем, в общем, занимаются известные нам люди в местах, не столь отдаленных.
А еще я никогда не понимал этого распространенного мужского фетиша ”девушек, дерущихся в грязи”. Или точно так же не понимал распространенного детского инстинкта вываляться в грязи, как его порой преподносят где-нибудь в кино, в мультфильмах, еще где-нибудь – вот этого мнения (или явления), согласно которому ребенка хлебом не корми – дай в грязи вываляться.
У людей вообще, похоже с грязью какие-то отношения. Причем у каждого – свои. Кого-то возбуждают девушки, дерущиеся в грязи. Кого-то возбуждают девушки чистые, но мокрые. Кто-то любит ходить босичком – но по травке, или по всеми нами любимому и обожаемому пляжику. Чтобы – ну, знаете, чистенько было. Чтобы ножки отряхнул – и в носочек обратно, или в туфельку. Чтоб по асфальтику не… гхм, ладно.
А вот кто-то любит босой ногой погрузиться в густую, чавкающую, липкую грязь – Илья об этом тоже говорил. Здесь я сам немножечко ”принцесса” – чисто визуально нога, покрытая такой прямо густой, всеобволакивающей грязью, меня все еще немного отпугивает. Но физически – если не смотреть – это поистине оргазмическое ощущение, и отрицать его нет смысле. Настолько, что, когда идешь по городу, и перед тобой – непроходимая грязь, хочется уже не тратить время в поисках обходного пути, а скинуть боты и пойти дальше босиком – и легче, и приятнее, и быстрее, и обувь-то, самое главное, цела. А ноги, как я тоже упоминал не раз, помыть гораздо легче, чем почистить обувь.
Интересная заметка. Я однажды встретил человека, который мне сказал: ”Тоже любишь ходить босиком по мокрому и грязному?..”
К этой реплике случай подошел как-то невзначай – то ли я из машины сам выходил босиком по пути к чьей-нибудь даче, то ли, наоборот, посреди мокрой и грязной осени, стоя в обуви, сказал: ”Блин, ботинки замараю, лучше б я их снял, честное слово”. Уже не помню.
И вот это вот ”любишь босиком по мокрому и грязному” прозвучало, словно признание в любви.
Понимаете – просто вот так вдруг и ненавязчиво ты с человеком сошелся в одном из самых щепетильных для тебя вопросов, к которому вечно не знаешь как подойти, когда хочешь об этом поговорить намеренно. Помню, вечно как-то к этому приходилось подступаться, нащупывать почву.
А тут вот оно – раз, и внезапно это произносится так непринужденно и легко. И, самое главное – речь тоже сразу зашла о самом главном. ”Босиком. По Мокрому и Грязному. Любишь”. Человек ПОНЯЛ. Не пришлось ему ничего объяснять – даже начинать не пришлось. Человек сам ДОГНАЛ. Самое, блин, ГЛАВНОЕ. И выразил это самыми главными словами – ничего лишнего. И сыграл на опережение.
И что самое смешное – сам не верю, что произношу именно это – но ничего “такого” в этом действительно и не было.
Я не ощутил в этом вопросе ни осуждения, ни недоумения, ни какой-то опаски, ни смущения, ни вожделения – человек словно спросил, нравятся ли мне тоже апельсины без косточек.
Я откровенно обалдел – потому что случайно встреченный тобой человек вдруг на ровном месте тебя ПОНЯЛ в том самом месте, в котором обычно люди тебя не просто не понимают, а откровенно недоумевают и задают вот эти вот самые дурацкие вопросы.
Жаль, правда, мы встретились только один раз, и побосоножить вместе как-нибудь потом не получилось.
Но ”была спета песня”, произнесены заветные слова, в информационное пространство была вброшена мысль – и снова про эту самую грязь. Грязь и ”мкоро”. Люди любят грязь и ”мокро”. Почему-то. Даже самые простые, случайные, ничем не озабоченные и не искушенные.
От себя же добавлю еще одно воспоминание – вот я сказал, что вроде как ”дерущихся девушек в грязи” не очень понимаю. А между тем, я помню одну передачу по каналу “Культура” – знаете, одну из тех, в которых еще происходит некое подобие реконструкции. Такое полу-игровое документальное кино – не художественный фильм, не сериал, но и не просто картинки или одинокий ведущий на фоне реального мира.
Так вот там, короче, было про древних людей. И я не помню, чтобы там был какой-то ярко выраженный сюжет, но зато я очень хорошо запомнил сцену, в которой первобытные мужчина и женщина занимались на удивление такой страстной любовью прямо на земле (не совокуплялись, конечно – просто обнимались, держали друг друга за руки, хватили за тело, волосы – но как это, ёлки-палки, было горячо… я такого даже в кино не видел. А я на кино вырос, и было мне лет пятнадцать, и я себя считал до этого весьма стеснительным и брезгливым), что я проникся этой короткой сценой до самого конца жизни. Агрессивная, первобытная страсть – на земле, в грязи, и никаких препятствий между двумя обнаженными телами, алчущими друг друга.
Вот поэтому я смотрю на эти фотографии – и меня они тоже не то чтобы прямо ух как заводят… Но не отторгают как минимум, а по-хорошему – что-то в этом такое есть, конечно… Видимо, что-то сродни тому, что было в той сцене про первобытных людей. Или то, что, наверное, видят не столь искушенные мужчины в этих своих “грязно-мокрых” девушках. И, быть может, то, что мы ощущаем, погружая босую ногу в грязь, или видя эту грязь на ногах смелой, неукротимой девушки. Мы видим нечто знакомое – что-то, заложенное в наших генах памятью предков – и чувствуем то же самое, что, быть может, чувствовали и они.
В конце концов, согласитесь – чистая, незапятнанная, холеная ступня – это ведь тоже что-то неестественное. Нога априори не может и не должна быть чистой – ведь она чаще всего соприкасается с земной поверхностью, покрытой грязью, пылью и всем, чем только можно. Нога должна быть грязной. Непогрешимо чистые ноги – это нечто искусственное, искаженное, как те странные фотографии в контактиках и инстраграммиках, где собаки или кошки обуты в какую-то миниатюрную обувь на потеху своим дуракам-хозяевам. И потому фетиш вокруг обуви так же противоестественен – искусственен, искажен, как и искажена сама суть босой ступни, закованной в тугую, плотную и болезненную оболочку. И уж тем более искажены доводы, с пеной у рта (и других слизистых оболочек человеческого тела) доказывающие, что это – правильно, что это – красиво, модно, классно. Человек лжет самому себе, кусает кактус – плачет, колется, но говорит, что это здорово, и заставляет тебя повторять за ним. По-моему, на какой-то ужас психоделический похоже.
Так что в том, чтобы любить грязь, лично я вижу гораздо меньше противоестественного, чем в том, чтобы ее не любить.
PS. Ага… так вот она, откуда у Игоря эти вездесущие шпалы, что на фотографиях, что в тексте))) Я думал – может, это какое-то одно и то же место ностальгическое, увековечиваемое в творческих трудах. А тут, действительно, все глубоко и по Фрейду…)
Кстати, вот интересно – Адель занимается с людьми, страдающими, как я понял, депрессией. А вот открыла ли она для себя укрепляющую позитивную пользу босохождения как одного из средств противодействия? И предлагает ли она подобный опыт своим пациентам?
Вопрос, наверное, лексический – гипНотерапия или Иппотерапия? Похоже, все-таки второе – я так понял, это некое лечение посредством верховой езды, только в случае Адель это просто времяпрепровождение с лошадьми.
Не в первый раз, кстати, встречаю подобный вид терапии, предполагающую участие животных – я читал, как девочку с аннорексией точно так же лечили общением с дельфинами – просто купаются в бассейне и играют с дельфинами.
Животные нас вообще в этом плане традиционно спасают – в конце концов, потому мы питомцев и заводим, или выбираем профессии или хобби, связанные с животными.
Вот ни одна из франкфуртских женщин, которые дают Владимиру интервью, сколько помню, не заостряется на самом больном для всех нас вопросе – на реакции окружающих. Объясните мне уже раз и навсегда – что ли это потому, что там и в самом деле с этой самой человеческой реакцией обстоит вопрос совершенно по-другому? Не косят взгляд, не оборачиваются, не смеются, не пристают, не задают глупых вопросов, не ворчат, не оскорбляют, не унижают, не притесняют в привычной нам маразматично-диктаторской форме – не запрещают заходить в заведение, пребывать в каком-либо общественном месте и так далее? Что я помню в каждом интервью – так это разве что упоминания о том, как справляются разве что о самочувствии. Как, мол, здоровье, и не простудитесь ли. Даже внимание тут какое-то деликатно-заботливое. Это в самом деле так, или каждой из героинь тоже приходится терпеть известные нам неудобства, опускаемые по каким-либо причинам в самих биографиях? Я все жду каждый раз, как они хотя бы упомянут, как их не пустили в какой-нибудь супермаркет, там, или еще что – а они все о своем: как поначалу больно, тяжело, непривычно и так далее.
Одно дело, если это вопрос личный – не хотят вдаваться в неприятные подробности, ну и бог с ним. Другое дело – если это и в самом деле совершенно другой менталитет, совершенно не русский, не польский, не какой-либо еще бывше-советский, не азиатский и даже не американский образ мышления, спокойно пропускающий мимо ушей и глаз все то, что у нас, как правило, даже не допустимо?
Надо же – я не знал, что на этом ресурсе возможны смайлики) Только как-то непроизвольно получилось.