БОСИКОМ В БАРСЕЛОНЕ: ОТКРОВЕНИЯ РУССКОЙ БОСОМОДЕЛИ
Хосе-Мария Понсе, выступающий на Фейсбуке под псевдонимом “Хосе Беренгер”, около тридцати лет жил в Барселоне, где началась его деятельность в альтернативном искусстве, сделавшая его знаменитым. Барселона – это первая спутница его жизни, актриса и продюсер Мария-Бьянка. Мадрид – это Сесилия. А Сесилия, о которой мы уже писали, – это барефутинг. Что было раньше – барефутинг, Мадрид или Сесилия? Может быть, когда-нибудь узнаем. А может, и не узнаем. Во всяком случае, в Барселоне ничего интересного для нас не было, пока в этом городе, сначала временно, на период учёбы, в августе 2011 года не поселилась русская девушка Полина Малова из Владимира, модель московского вебмастера Павла. Да так и осталась жить в Испании. До конца 2012 г. она вела для City-Feet босоногий дневник, начатый ещё в России, а потом исчезла из поля зрения. И навсегда осталась для нас в этом босоногом образе…
Настоящих барефутеров в Испании нет, а в Барселоне на человека, решившегося разуться, смотрят с ещё большим удивлением, чем в Мадриде, – помните, что говорила Сесилия? А вот с чем столкнулась Полина, увидим из её дневника (прошу прощения за корявый перевод с английского).
Испанские улицы очень хороши для барефутинга, и я была очень удивлена, почему я не видела здесь ни одного босоногого. Я уже видела здесь бездомных, людей, просящих милостыню, они ходили босиком.
Я не всегда босиком, потому что в школе не разрешают быть босиком. Но когда я вне школы, я с босыми ногами. И люди вокруг меня делают большие глаза. Они смотрят на мои босые ноги, на мою одежду и лицо и не могут понять, кто я, нищая или нет.
Я действительно удивлена, почему в таком красивом, солнечном, тёплом, удивительном городе нет босоногих людей на улицах. Вы знаете, здесь много экстравагантных людей с невероятными одеждами и причёской. Но люди на улицах не испытывают к ним никакого интереса и не обращают на них никакого внимания.
Но когда они смотрят на меня, с босыми ногами, их лица действительно становятся удивлёнными. Ха-ха!
Я думала, что в России нет босоногих, но в Барселоне их много. Потому что это замечательное место, чтобы быть босиком. Но я видела только трёх босоногих в течение месяца пребывания здесь. Но в любом случае это больше, чем в России.
В России никогда не было обычным видеть босоногих людей в общественных местах, может быть, в некоторых деревнях возле дома. А в Испании я несколько раз видела босых людей. Это было в парках… Как бы то ни было, все люди в Барселоне глазели на мои ноги, и многие люди задавали мне вопросы. Не так, как в России.
Был дождливый день, и я была счастлива, потому что я очень люблю быть босиком под тёплым дождём и потому что я видела трёх (трёх!) босоногих. Одного парня и девушку, он разулся, а она нет. И босоногую пару, которая была босиком под одним зонтом и была очень счастлива.
Один мой друг ходит босиком по Барселоне, и он говорит, что только девушки-проститутки спрашивают, почему он босой. Сейчас я очень часто хожу по Барселоне и езжу на велосипеде босиком, и никто ничего не спрашивает. Но ребята говорят что-то типа «красивая, хорошенькая». Совершенно безобидно.
Нечто подобное, наверное, написал бы испанец, решивший посетить Россию. В общем, у меня такое впечатление: что Италия, что Испания, что Россия – хрен редьки не слаще. В Италии есть антибарефутерские законы, как в некоторых штатах Америки; таких законов нет в Испании, зато там есть довольно развитый идейный барефутинг, не связанный с фут-фетишем, а последний есть везде, даже там, где нет барефутинга, потому что от основного инстинкта не уйдёшь. Только в бывшем СССР запрещено ездить босиком в метро.
В Испании босоногих часто не пускают в музеи и супермаркеты (лондонец Бен Доннелли подтверждает: нигде в Европе у него не было неприятностей, кроме как “почему-то” в Испании), да и у нас такое случается. В общем, все три страны сильно проигрывают по сравнению с Германией, Нидерландами, Великобританией и скандинавскими странами. А Франция где-то посередине, только за Францию отвечает Игорь, который беседует с французами на их родном языке, и я надеюсь, что он как-то на это моё предположение прореагирует.
Только через два года нам удалось получить от Полины, с которой мы связались через московского представителя портала, Илью Макарова, ответы на вопросы для портала. Интервью получилось не особо пространным, но довольно интересным…
– Где вы живёте сейчас и по-прежнему ли босоножите?
– В настоящее время проживаю в Испании. В последние годы босиком ходила редко. Работала в центре Барселоны, а там ходить босиком удовольствия мало – улочки маленькие, узенькие, зато почти у каждого местного жителя по одной или больше собаке, в итоге сами догадайтесь, что творится на этих улочках.
А вот когда ездила куда-то за город, то там в кайф прогуляться босиком по городу, естественно по пляжу, зайти в магазин или кафешку. Хотя крупные магазины не пускали без обуви по причинам безопасности, я это уже говорила, но вот при входе босиком в мелкие магазинчики никто обычно не обращает внимания.
– Почему вы более не работаете с порталом City-Feet, не снимаетесь босиком?
– Потому что я не живу в России. А дневник перестала вести из-за отсутствия свободного времени и из-за того, что мне было не в кайф ходить босиком в центре. Из-за собачьих какашек (тут Полина ставит хорошо известную в соцсети ВК иконку, обозначающую экскременты – И. Д.), о которых уже говорила… В общественные туалеты босиком я тоже не захожу! Собственно, у меня есть какая-то брезгливость, так что на сто процентов барефутером я бы не смогла быть, да, в общем-то, никогда и не хотела и этого не заявляла.
– А до вашей карьеры босомодели на этом портале вы босоножили?
– До съёмок в City-Feet, мне даже не приходила мысль снять обувь там, где снимать её не положено. Ну, за исключением случаев, когда какая-то неудобная обувь натирала ноги, и я предпочитала разуться, чем терпеть.
Вот, а уже после опыта на Ситифит я начала ловить кайф от босоногих прогулок. Это меня расслабляло и давало какие-то особенные ощущения. Как будто мне одной был известен какой-то секрет. И нет – сексуального (эротического) удовольствия я от этого не получаю.
Самые яркие моменты в работе Ситифит – конечно же первая съёмка, потом съёмка зимой, в метро.. В принципе, когда я ходила гулять босиком и делала фотки, то каждый раз был уникален и приносил заряд бодрости и хорошего настроения. Для меня как раз тот факт, что я не ходила босиком сто процентов времени, делал все босоногие прогулки особо приятными.
– Какие яркие моменты были во время вашей работы с City-Feet и после, в Испании?
– Я не люблю впадать в крайности – типа, если мне понравилось ходить босиком, то больше никогда не буду надевать красивую или просто удобную обувь. Для меня особое удовольствие это именно разноообразие – снять обувь тогда, когда она надоела, и ценить эти моменты.
А ярких моментов ведения дневника было много. Когда я переехала в Испанию и гуляла по городу всё было в новинку – туристические места, не туристические улочки, магазины, кафешки.. Взгляды прохожих, мужчин.
С Сесилией, о которой вы меня спрашивали, кстати, мы действительно так и не встретились, как-то все завертелись в своих делах, и я всего пару раз ездила в Мадрид и только на один день, так что не было времени прогуляться вместе…
От редакции
АНАЛИЗИРУЕМ ЭТО… НЕКОЕ.
В самом начале хочу сказать следующее, дабы расставить все точки над «i»: модели Студии RBF – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СТОПРОЦЕНТНЫМИ БАРЕФУТЕРАМИ, сиречь «босоножками». Да, они много, и часто, и с удовольствием гуляют босиком под прицелом фотокамеры, иногда гуляют так без фотокамеры (порой снимки присылают, сделанные на свой телефон или на фотоаппарат знакомыми), но это не часто. Те же барефутеры-дамы, которые действительно много времени проводят босыми (например, Настя Дорофеева из Костромы, Татьяна Чернова из Йошкар-Олы), как правило, «моделями Студии» не являются. И мы в личную жизнь своих моделей не лезем, не спрашиваем их о времени и частотности хождения босиком, а если уж лезем, то делаем полноценное интервью, где спрашиваем не только об этом… Может, потому, что Новосибирск – не Москва и не Питер, здесь просто невозможно круглогодичное босохождение, тут никогда не родится своей Ольги Гаввы. При наших морозаü до минус тридцати восьми, “крещенских”, не до такой роскоши.
И ещё я Полину хорошо понимаю. Буквально недавно вернулся с фотоэкспедиции с Орнеллой, в ходе которой мы часов шесть ходили босиком то по железнодорожному гравию, поросшему осотом, то по страшно выщербленным тротуарам (думаю, в Барселоне таких “пыточных полос” не придумала даже знаменитая испанская инквизиция!), и вот под вечер я пошёл в магазин в своём микрорайоне и… с наслаждением обул мягкие теннисные туфли. просто чтобы дать ступням ласкающие ощущения стельки, комфорт. Так сказать, обнулить ситуацию. То, что она говорит, в принципе, здраво, да и могу сказать, что пресловутые “барефутеры forever” в большинстве случаев, за редким исключением – очень странные и не очень приятные люди. как тот же Хосе Беренгер.
Есть ещё совпадения. И многие наши модели, первый раз сняв обувь на фотосессии, с изумлением узнавали, что это делать можно, практически везде, что никто не запрещает; ловили эти взгляды «прохожих, мужчин»… Но мы не посылали их в Испанию и не требовали вести дневник. Точнее, были такие попытки, с Rita-Maut, с Richa, но мы довольно быстро от них отказались – не интересно, выглядит очень убого, искусственно. Уж лучше фото или поговорить за жизнь.
И ещё надо добавить. Этот мой комментарий, частично переписан сегодня, 15.08.20, в 06:45 по московскому времени. Печально, но из-за ряда недоразумений я Полину обидел, это хорошо видно в комментариях к анонсу статьи в группе-представительстве ВК, где развернулась жаркая дискуссия. Я позволил себе упрекнуть Полину во лжи: дескать, как это так – сначала она босоножила по Барселоне с откровенным удовольствием, расписывая это в дневнике, а потом оказалось, что ходить невозможно, всё завалено собачьим дерьмом и т. д. К счастью, Полина Малова оказалась умной и достаточно вежливой, сдержанной девушкой, она не стала устраивать холивар, а с некоторым, вполне понятным раздражением парировала. Почитайте сами – я не стал ничего стирать, надо уметь признавать свои ошибки! Я очень надеюсь, что это послужит нам поводом ещё раз поговорить с Полиной, уже напрямую, без посредников в виде Ильи Макарова из Москвы, поговорить обстоятельно и этим подвести черту под темой о Барселоне и её улицах, снять это лёгкое послевкусие явного несоответствия ощущений десятилетней давности и сегодняшних.
А вот второе, что хочется прояснить, и в частности памятуя вопрос нашего спецкора – про отношение к босоногим в Испании, Италии и Франции.
Точно не скажу. Я не философ и не социолог. Могу только предполагать. Что Испания, что Италия – это бедные страны, страны «кусочников». Одна только испанская или итальянская кухня чего стоит; та же пицца – лепёшка из теста, куда набросаны кусочки – колбасы ли, рыбы ли, плюс всякие маслинки-оливки. Это страны, где бедность, конечно, не порок, но большое свинство и это отношение въелось с менталитет; из кожи вон и те, и другие лезут, хотят быть богатыми, отряхнуться от этой вечной нищеты, которая там процветала и в те времена, когда испанские галеоны тоннами таскали золото из Картахены, а об Италии вообще нечего говорить – кончилась Италия вместе с Великим Римом, остались лишь толпы варваров да всякие «Сардинские королевства», всякие Медичи-отравители и Калиостро-соблазнители. Босые ноги для них – оскорбление национальных чувств, напоминание о том, что они всегда были «мешочниками» Европы, менее удачливыми даже, чем поляки…
Так что удивляться не стоит. Разве что обилию какашек на барселонских улицах – так вон, как недавно мы узнали, и Лондон завален собачьи дерьмом по уши. Нормально, Европа! Так держать.
Франция – немного другая песня. Франция (как, кстати, и Германия, где Мартин Лютер поднял своё знамя!) – страна протестантская. Первая провозгласила принцип личностной свободы, первая побежала к индивидуализму; одна из первых по-настоящему буржуазных стран мира. А буржуазная этика немного отличается от феодальной. Нет привилегий – стало быть, нет и жёстких ограничений. Хочешь босиком? Пожалуйста. Сделаешь на этом известность, бабки – молодец! Это твой каприз? Ну, если у тебя есть деньги, почему бы и нет?!
Для буржуа характерно это чувство самодостаточности и – как ни парадоксально! – некоторая склонность плевать на общественные приличия. Только не путайте с буржуазно-пуританским обществом Америки, там именно пуритане задали тон развитию, а это жесть почище русской соборности.
Пресловутая «буржуазная скромность» – это как раз не скромность, а выпячивание своих прихотей наружу, своего «я», это и породило в конце концов, экзистенциализм со всеми его пирогами; Испания и Италия не то чтобы перескочили этот исторический период, но он у их протекал очень подспудно, настоящими, толковыми, свободными буржуа они так и не стали…
И ещё о религии. Католичество – это вам не фунт изюма! Испания с Италией – страны католические, с закостеневшей моралью; шаг влево, шаг вправо – вас ждёт если не расстрел, то почти костёр Инквизиции. Католические скрепы общества – это вам не здесь и не тут. Это в протестантизме можно: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не согрешишь!» Нормальный такой бартер с Господом, взаимозачёт.
Да, во Франции нет законов и правил, ущемляющих босоногих (хотя хозяин ресторана вправе и не пустить, да, как везде, но это редкие случаи); в целом, повторю – в целом, относятся спокойнее. Но… не зря французские босоногие тоже немного “шифруются”. У них есть закрытая группа на Yahoo, не в Фейсбуке, нет, а именно там, и в этой группе, как говорится, “полторы калеки”. А француз Арно Ферран своих босомоделей чуть ли не украдкой снимал… их тут тоже не очень любят, но терпят; как никак, родина всеобщего братства и эгалитаризма.
Ну, и наконец. Вы не подумайте ничего, я ни разу не расист. Но… Где у нас великие испанские философы восемнадцатого девятнадцатого века?! Где фихты, бентамы, шопенгауэры, кьеркегоры? Где, наконец, дидро, руссо, вольтеры и всяческие монтескье? Ась? Нетути их. Где у нас великие итальянцы, с тех пор, как помер Леонардо да Винчи, а? Великие социологи, экономисты, филологи?! Агась, опять нету. Ну, ударились в искусство: челентаны, висконти да тинто брассы. И единственную в мире, итальянскую, порнозвезду породили – Чиччолину. Молодцы. Достойное продолжение римской культуры.
Поэтому я и говорю – не хрен этим странам делать в пространстве босоножества. И сами они по культуре убоги – живут великим прошлым, растаскиваемым на камешки, как развалины Колизея; и люди там – мелочны, так же убоги. Ну да, существует в Италии это общество Nati Scalzi (аналога которого нет в той же Франции!), но это ведь от протеста, от задушенности этими оковами, этими цепями католической морали.
Я думаю, что ответил на вопрос г-на Залесского. А разговор о Полине, повторяю, возможно, ещё продолжится.
Игорь Резун, шеф-редактор портала, член СЖ РФ.
Текст подготовлен пресс-группой портала «Босиком в России» по материалам (перевод) Международного Информационного отдела портала (Германия), собкора Владимира Залесского. Использовано интервью, полученное Ильёй Макаровым (Москва). Фото из Сети Интернет, а также с сайта City-Feet (открытый доступ). Текст портала является объектом охраны авторских прав.
Да в общем-то, как только видишь словосочетание “city-feet”, все вопррсы сами собой нивелируются. А вопрошать “ну, как там?” уже тоже давно бессмысленно – уже слишком много информации, чтобы о чем-то говорить уверенно или искренне интересоваться. Смотришь на босую девушку и не поймешь – босоножка она или очередная наёмница. Читаешь эти откровения – и не узнаешь никогда, где правда, а где три короба. Что там с европами и америками – да тоже не поймешь, у одних прайваси, на других глазеют не стесняясь и в магазины не пускают. Все везде по-разному, причем у каждого – индивидуально. Уже даже читать или узнавать неинтересно – давно уже понятно, что ничего не понятно. Хочешь ходить босиком – бери да разувайся. А потом сам рассказывай, где и как прошло. Есть, конечно, как в кино – повторяющиеся сюжетные элементы, а все равно у каждого кино – свое, и ориентироваться на чьи-то впечатления или наблюдения недостаточно уже даже независимо от того, кто говорит правду и в каком соотношении.
Отзывы давно уже должны звучать не как стандартное “знаете, вот живу Там-то – и в Там-те на тебя не обращают никакого внимания! А вот в Такой-те на тебя каждый будет пялиться и задавать вопросы” – некое суждение о чем-то в целом. А чисто как личный, субъективный, неповторимый опыт: “Знаете, вот я босиком столько-то ходил(а), стольких-то встречал(а) – ну, тут было так, тут было этак. Не знаю, где лучше – где было норм, там повезло, наверное”.
Уже доходит до того, что к каждому единоразовому диалогу с кем-то, замеченному босиком, стоит относиться как к единоразовому событию – ибо черт его знает, один раз у него так или по жизни, надолго или до первого брака, по кайфу ему или потом выяснишь некрасивые подробности, будет ли фотографироваться, или согласится, а потом пропадет без вести.
Что же касается особой одержимости именно западного контингента именно черными пятками – того самого западного, который при этом недоуменно пялит босоногую девчонку на своем “свободном” полуголом западе, то я тут как всегда ехидно подмечу два своих любимых западных противоречия:
1. Голым по-прежнему быть можно, обнаженные гениталии или скафандр из полиэтилена никого не удивит – а вот босиком по-прежнему нельзя
2. Черные пятки, на которые все прилюдно шикают, но тайком мастурбируют – что, западные господа, и хочется, и колется?
Я по себе это прекрасно знаю – ХОДЬБА босиком не доставляет эротического удовольствия, это просто приятно. Множество ощущений – но в штаны не кончаешь, и на собственные пятки каждую секунду вожделенно не смотришь.
А вот СМОТРЕТЬ на босые грязные ноги именно что возбуждает эротически, на них действительно может и встать, и передернуть. А знаете, почему? Потому что завидно – самому нельзя, но вот кто-то так делает, и это заводит до умопомрачения.
И перед тем, как разуться, тоже чувствуешь такое щекотливое вожделение, что кажется, будто босоходьба тебе заменит секс – и в первые пять минут действительно башню сносит и дрожь берет. А потом этот первый всплеск проходит, спустя полчаса уже так привыкаешь, что понимаешь, что ничего чисто физически ужасного не произошло – секса все-таки не заменит, просто “приятность” ощущений совершенно другого сорта. Ты эти ощущения познал, на свои черные пятки посмотрел, мир от этого не рухнул и ты сам не умер, стало быть – и в чужих черных пятках уже ничего интересного, ты знаешь, что это такое.
Так что Полина тут никакого великого откровения не преподнесла. Сексуального-де удовольствия она не испытывает – типа, “у меня естесственные ощущения”. Да они у всех адекватных людей естесственные, кто босиком любит ходить. Онанисты в ПОДАВЛЯЮЩЕМ большинстве случаев сидят дома обутые и трепетно смотрят на чужие фотки.
Отвечу словами нашего спецкора Владимира Залесского, который ситуацию с западными ФФ-стами и фотографами знает лучше меня: “И Хэл, и Фитософер борются за свою нишу в мире фут-фетиша. Поверь мне. На Западе всё точно так же, как в России. Любители грязных пяток в меньшинстве, не сомневайся. Я же приводил интервью Фитософера и Хэла, там чётко об этом говорится. Ни Хэл, ни Фитософер не делают погоды в мире фут-фетиша, они оба были без памяти рады, что на них обратил внимание серьёзный фут-фетиш сайт и взял интервью. Они чувствуют себя как гости и испытывают необходимость постоянно оправдываться. Даже Хэл, который финансово твёрдо стоит на ногах. Кстати, он подрабатывает тихонько от всех (я имею в виду, от своих почитателей с форума Сити Фит) фотографиями чистых пяток, иначе бы он, может быть, не выжил, делая только то, что ему нравится”.
Я сказал ему, что меня в своё время загнобили российские ФФ-сты именно за грязные подошвы и пыльные пятки. Что у нас – засилье любителей “бархатных пяточек”. Он ответил: “Оказывается, ты имел разговоры и споры с представителями БОЛЬШИНСТВА фут-фетишистов. Тогда всё становится на свои места. Да, им действительно нечего делать на твоём сайте. Как нечего делать им и у Павла, Хэла и Фитософера. Удивляюсь, как ты вообще с ними столкнулся. Не иначе, как на местном уровне в Новосибирске. Да, эти действительно задают погоду в фетишистских группах. В одесскую или, скажем, франкфуртскую группу просто зайти невозможно, противно”.
Также он пишет: “Я приехал в Германию в 1998 г. со смутными представлениями о фут-фетише, почерпнутыми из книг по психологии, которые можно было достать в Одессе на русском языке, и с нулём знаний о барефутинге. Несколько лет подряд я покупал или хотя бы просматривал в эротических магазинах журнал “Foot show”. А ведь в этом журнале грязных пяток нет, там только такие, как ты говоришь, отшорканные да на белых простынях. Если бы кому-то пришла в голову идея создать журнал для любителей грязных пяток, он бы тут же прогорел. Я же издавал и журнал, и книги, знаю, какая это головная боль. И с каждым годом становится всё дороже. А вот журнал “Foot show”, хоть сейчас его уже нет, даже в Сети, долго издавался в бумажном варианте. Значит, кто-то его покупал, был спрос, был доход. А грязные пятки существуют только в интернете, это удел меньшинства. Спрос здесь не такой уж большой, денег на печать заведомо не хватает. Любители чистых пяток могут позволить себе ограничиваться рамками одной страны ввиду их массовости…”
Мне кажется, ответил содержательно.
Хоть дневник Полины удалён с портала СитиФит, его можно всё ещё найти по ссылке http://www.city-feet.com/board/1069/1/20/list Интернет ничего не забывает. Спасибо Александру Шереметьеву за эту информацию и помощь в скачивании фотографий.