ПОЧЕМУ ПО ГРЯЗЮКЕ? ЭССЕ-ТРАКТАТ.
В середине девяностых годов, когда ни портала, ни босоногих моделей; ни его конкурентов и даже Интернет-платформ типа “Клуба единомышленников” не было и в помине, автор этих строк опубликовал в новосибирском иллюстрированном журнале эссе “Ножка Терпсихоры, или о женской красоте”. Общеизвестно, что в одну и ту же воду не войдёшь дважды, и у нас, конечно, не получится той былой лёгкости стиля, метафоричности его, поэтики, но… но постараемся, верно? Тем более, что вопрос задан.
И вопрос довольно серьёзный…
Действительно, почему на портале, формально посвящённому восхищению женскими и девичьими ногами, так много этих ног в пыли, саже, извёстке, чернозёме и глине всех цветов? Почему мы не фотографируем их, эти обожаемые ступни, в мыльной пене, на розовом кафеле ванной комнаты или на кипенно-белых простынях?! Зачем эта, как выражаются некоторые, “грязюка”, буквально, а метафизически – проза жизни?
Я и говорю – это сложный вопрос. Потому, что он распадается на целых… пять или шесть. Что это для портала? Что это для самой девушки-модели или женщины? Что это с психологической точки зрения и что – с физиологической? Что это для наблюдающего, сиречь посетителя? И что это для посетителя “условно нормального”, и того самого, который, конечно же, заходит к нам – нервно сучащего ножками и ручками (тоже сучащего в определённом режиме для получения удовлетворения). Что ж, попробуем ответить на все, по порядку.
ДЛЯ ПОРТАЛА
Оставим пока в стороне эстетику и фут-фетиш, хотя он, родимый, занимает положенную половину в описании портала на его эмблеме. Дело тут в другом.
Мы профессионально рекламируем публичное босохождение. Прочитайте ещё раз: “публичное”. Не постоянное, как это называется, “барефутинг 24/7” (для непосвящённых – 24 часа в сутки, 7 месяцев в году!), а просто – свободное, прилюдное, уличное; ибо шеф-редактор портала и модели Студии живут в Сибири и все прекрасно понимают, что в наших морозах этот “круглогодичный барефутинг” – чистой воды безумие.
Ещё раз – свободное, уличное, открытое. Захотел разуться – разулся и пошёл. В хорошую погоду, по нагретому солнцем асфальту или прохладной земляной дорожке, пошлёпал-потопал, как в детстве…
Стоп! Что останавливает тут тех, кто в принципе, готов даже согласиться с этой пасторалью?
Верно. ГРЯЗЬ. Та самая мифическая, легендарная, зловещая и демоническая грязь, которой пропитан асфальт. Опустим “микробы” и “грибок”, которых там нет (многие граждане наши так отвратительно учили в школе химию, физику и биологию, что объяснять им очевидные вещи придётся очень долго; Бог с ними, питекантропами!). Остаётся “грязь”, она же, содержащая “харчки” и “сморчки” обыкновенного советского, ныне российского быдла, плюющего под свои обутые ноги.
Хорошо. Допустим, она там есть. Но плевок, простите, слюна, цвета не имеет. Более того, вы можете сами, интереса ради, плюнуть на горячий асфальт и засечь время, за которое это мокрое пятно побледнеет и… окончательно высохнет. Исчезнет. Испарится. Оставив сухой остаток, образующий при выпаривании любой влаги. Отчего же тогда чёрный, серый или коричневый цвет этой “уличной грязи”?
90% – это сажа автомобильного выхлопа. Всего этого адского сонма автомобилей, ползущих по улицам. Она вылетает из выхлопных труб, мотается в разогретом воздухе микроскопической взвесью и потом оседает на асфальт.
Ещё процентов девять, примерно – это земля с газонов. Вы вот знаете, что на Западе городской планировочный стандарт при создании газона на улице диктует расположение его НИЖЕ УРОВНЯ тротуара?! Вот-вот. Это раз. Во-вторых, там сначала засыпают землю. На землю кладут мелкую ячеистую сетку из пластика. А потом высевают газонную травку. Та спокойно прорастает сквозь такое полихлорвиниловое “сито” и… и земля оказывается скована им.
А как у нас делают газоны? Правильно: НАД УРОВНЕМ тротуара. Огораживают бордюрным камнем, со щелями, засыпают землю, потом приходят толстые тётки из “Горзеленхоза” в грязных тапках и синих мужских носках, сажают там траву или цветочки – хоп, клумбочка готова!
Городские благоустроители записывают себе галочку. Сделали “красиво”. Потом начинаются дожди, потом – жара. Земля с газонов стекает с ручьями на тротуар, срывает её горячий ветер, носит в воздухе и бросает на тот же асфальт.
Всё, чёрный цвет (или серо-коричневый) при соприкосновении кожи с таким вот асфальтом гарантирован. Сажа и земля. И один процент тех самых “харчков”.
И дело даже не в том, что на своей собственной даче вы спокойно пройдёте босиком по картофельным грядкам или по дорожке и не заморочитесь священным ужасом: как это ваши бледные ноги касаются этой “грязи”?! Дело-то в другом.
Обутые граждане, с презрением смотрящие на грязно-босоногих, ТАК ЖЕ ВДЫХАЮТ ртом и носом эту сажу автовыхлопа, эту пыль с газонов и сухой остаток чужих плевков – пока она висит, невидимая, в воздухе и не заметна. Вдыхают! И ничего не чувствуют. И не чешутся. Но – о, Боже! – они видят её на чужой пятке и страшно пугаются. Какой ужас. Кошмар! Это же “грязь”! вот она, видна воочию! Там же плевки, и прочее…
Да вы наглотались этих плевков уже, успокойтесь. Бегите в поликлинику, анализы сдавайте.
Итак, это длинное предисловие я написал только для того, чтобы доказать: “городской грязи” по сути, нет. Точнее, она есть, и “потребляют” её все (если не хотите, могу порекомендовать только скафандр или костюм химзащиты), и она, по большому счёту, для кожи – безвредна. На пятках босоногих она даёт только цвет, сквозь поры не всасывается.
А теперь с трёх раз угадайте, зачем порталу “чёрные пятки” его моделей. Да что бы показать – ходила наша модель босиком, хо-ди-ла. А не стояла на месте, позируя, не вылезла на пять минут для фото из холёного “мерседеса”, не пользовалась для передвижения тапочками, стыдливо спрятанными за кустом… всё по-честному. Ходила своими честными босыми ногами. Публично. И её эта самая “грязь” не останавливала. А это и есть наш принцип: барефутер, или “босоход”, это не тот идиот-подвижник, который несёт босоножество по жизни, как священный обет, как икону на крёстном ходе, а тот, которого ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ОСТАНОВИТ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ РАЗУТЬСЯ В НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ! То есть погожим днём, при нормальной температуре. В городе, деревне, на светском рауте, в кафе, на улице или где бы то ни было ещё. Хоть на Красной площади.
Вот зачем мы “гоняем моделей по грязи”, по улице. Их пыльные пятки доказывают – ничего страшного в этом нет. Можно. Безопасно. Нормально. Правда, идиотам, свято верящим в “гигиене”, этого не объяснишь, но господь с ними, убогими.
Кстати, парадокс в том, что ещё ни разу, во время достаточно долгих фотосессий даже в центре полуторамиллионного, насквозь индустриального Новосибирска нам НИ РАЗУ не удавалось достичь этого “идеально чёрного” цвета подошв наших моделей (каким хвастаются на Фейсбуке). Ни, никак. Темно-серый или тёмно-коричневый. Что доказывает, что с экологией в столице Сибири всё, как ни странно хорошо.
А в мадридах и парижах эту сажу и пыль кушают полным ртом…
ДЛЯ МОДЕЛИ
Почти никогда, за редким исключением, Студии RussianBareFeet не работала с модельными агентствами. Мы всегда набирали девушек и женщин “на улице”; пусть вас не пугает грубость этой метафоры, но они действительно, приходили, с улицы, из жизни: из тусовок разнообразных фестивалей, из встреч на перекрёстке, по совету знакомых…
И всех мы окунали в грязь. Всех!
Из предыдущего, из нижесказанного: что такого страшного в “грязи”? Точнее, в самой радикальной её ипостаси – в “грязной луже” посреди грунтовой просёлочной дороги. Или просто размоине в трёх метрах от полоски выщербленного городского асфальта – это в Нью-Йорке вы не найдёте такой, а в любом российском городе… ого-го!
Глина. Суглинок. Чернозём. Песок. Да что угодно. Земля-матушка. Как на даче. Чего тут боятся? Какой инфекции? Кого стесняться?!
Оп, а вот тут и заключён этот хитроумный, иезуитский квест. Если девушка-модель начинает СТЕСНЯТЬСЯ своих грязных ступней; стесняться нас, фотогруппы или публики – всё, это не наш человек. Она остаётся героиней пробного фотосета, ей даже могут восхищаться, но… но это не её – и “не наше”. Второе: если она, видя перед собой это “море грязи”, эту “страшную грязюку”, маслянистую, коричнево-чёрную, расплавленную, как лава, жарой, зловеще ждущую погружения туда голых ступней, чтобы хищно чавкнуть – если она, девушка или женщина, БОИТСЯ, всё, это тоже конец всему. Разворачиваемся и уходим. Потому, что наша модель – не столько брезгуша (каких мы тоже не жалуем; брезгуши пусть парят дома ноги в тапках и варят борщи на кухне), сколько элементарная дура. Которая не понимает, что разницы между этой лужей и вскопанными грядками на родительской даче нет никакой.
Погружение “в грязь” – психологический тест для каждой новой модели. Рывок. Она этим стряхивает с себя всю гламурность. Ох, сколько времени наш фотограф ждал момента, пока Secret, эта на вид совершенно гламурная, совершенно домашняя, окунёт свои нежные, выхоленные кроссовками, босые ступни в грязь. В эту самую. Для неё – как нам казалось, это было бы испытанием.
А ведь окунула… Бестрепетно.
И это повторяется каждый раз, это уже просто эпизод, это уже обычный “курс молодого бойца”, это даже не “на слабо”, ребята – это просто ритуальная клятва. Я могу ходить босиком, а не “босиЧком по травке или песоЧегу”, я могу РЕАЛЬНО ХОДИТЬ и не боюсь грязи. А, “танки грязи не боятся”, правда, вспомнили? Это точно. Нам нужны танки с романтичной девичьей красотой, там нужны настоящие танки, а не картонные муляжи; нам нужны эти танки, восхищающие своей жизненной силой.
Поэтому – только в грязь. А там уже ничего не страшно.
Никто не заставляет наших моделей бродить босыми по свалкам, никто не заставляет топтаться босыми ногами в окурках из перевёрнутых урн – о, это “фишка” сайта City-Feet, это к ним; мы чётко понимаем границы дозволенного и здоровое понимание “грязи”. И в этом случае показателен ответ модели Lady Country, фраза, сказанная сравнительно недавно, во время фотосессии: мол, да я лепкой занимаюсь, у меня руки по локоть в глине бывают, что же, я буду глины под ногами бояться?!
И, чтобы закончить собственно тему “психологии грязи” для нашей модели. Нам не нужны убогие гусыни. Нам не нужны ограниченные домохозяйки. Нам не нужны тупые читательницы Woman.ru . Нам нужны сильные и стильные, раскрепощённые и уверенные в себе, в своей неотразимости, девушки и женщины. Которые прекрасно понимают, что “грязь” на их ногах – это прах, тлен, пыль; что настоящая грязь – в душе, в голове; что испачкаться об землю – невозможно, и к чистому человеку никакая настоящая грязь просто не прилипнет…
ДЛЯ МОДЕЛИ – НО УЖЕ ФИЗИОЛОГИЯ.
Кто не забыл собственное детство, или кто читал рассказы других людей об их детстве, в котором голова не засорена стерильностью и гигиеной и жуткие совдеповские плакаты в поликлиниках только веселят, а не пугают, прочитываются, как мем в Интернете, тот помнит: апофеоз детской “грязи” – это гудрон. Чёрный. Абсолютная сила. Застывшая нефть. И многие дети прыгали в неё обеими, босыми, конечно, ногами; выкарабкивались с чужой помощью и визгом; и приходили так домой, получая свои порции родительского возмущения.
Ну, на кой ляд они это делали?! Дети?!
Да потому, что ХОЧЕТСЯ. “Грязюка” не воспринимается, как нечто агрессивное. Она воспринимается, как субстанция. Как песок на пляже, вода Чёрного моря, как роса на даче, как ветерок на веранде, как что угодно… вне стен городской квартиры. Как такое жаркое нутро самой Природы, которую “горожанские” дети видят только в кино. Оно притягательно и ласково.
Приведём в качестве примера, монолог одной из самых легендарных моделей Студии, Anasteisha: “Я и в детстве это делала, и сейчас – ровно те же ощущения. Заходишь босыми ногами в грязь, да так, чтоб под ногами просто всё чавкало и плямкало, чтобы аж как в тёплом шоколаде ноги были. Пальцами шевелишь, между ними эта грязюка просачивается, щекотит, гладит… Это реально ласкающее ощущение, наслаждение такое, массаж очень нежный и мягкий!».
Добавить почти нечего. Действительно, это массаж. Да любой образованный человек сам понимаем, что глина, размешанная с водой в определённой консистенции, при комнатной температуре – это не какое-=то там испытание, а, действительно, обволакивающая, успокаивающая, «ласковая» ванночка для ног, не хуже тех, что делают вам в косметическом салоне. И стоит попробовать один раз – уже хочется повторять эти ощущения всё время. Дети, собственно, так и делали, не задумываясь о том, в чём они топчутся – в «грязи» или в «теплом шоколаде». А у взрослых мозг перегружен, забит «лишними программами», как старый компьютер, его клинит и глючит, и от слова «грязно» начинается коллапс, начинается судорога: ой, грязно, это же плохо, это опасно, это негигиенично, это зараза… Ааааа!
Рискну привести такой пример: как-то две наши модели, роскошная стройная Eva Grande и ловкая фигуристая Braun, по заказу американского посетителя портала, фермера, делали фотосет, гуляя босиком по… навозу. Как то всё происходило, само по себе эпично, это отдельная душераздирающая история, но главное можно сказать: девчонкам понравилось! Да, представьте. У Евы вообще были очень тонкие, чувствительные ступни, это вот «между пальчиками», она ощущала, как электроток, и она призналась потом – если бы не запах, то она бы гуляла и гуляла по этому полю чавкающего под босыми ногами навоза… Только если бы не запах, да.
Ну, и для читательниц «вуман-ру», если таковые осмелятся прикоснуться вниманием своим к сим строкам, добавим: девочки, глина, точнее, глинистая почва, в которой, помимо глинозёма и кремнезёма, содержатся частицы полевого шпата, кварца, слюды и её половина таблицы Менделеева – это не что иное, как скраб. Да, тот самые, который вы на личики свои накладываете для «омоложения кожи». И когда наши девушки и женщины голыми ногами азартно месят эту глину на просёлочной дороге под Новосибирском или даже в городской черте – поверьте, они экономят кучу денег на дорогостоящих косметических процедурах. Вот почему у них, ходящих БОСИКОМ, пяточки примерно такие же, как и гламурной кисы, гладенькие. Не верите? Приезжайте, они дадут пощупать.
ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЯ
Здесь ответить сложно. В первую очередь потому, что головы у всех разные. Для удобства разделим всех лицезреющих грязные ступни наших моделей на несколько типов; и не удивительно, что 90% таковых – мужчины. Оно понятно: редчайшие экземпляры женского пола способны восхищаться частями тела себе подобных, причём независимо от половой ориентации. Это, простите, художественный вкус надо иметь… Ну, Бог с ним, не важно. Итак, это Первый тип, «Нормальные» – который считает, что женские ноги (и любые в принципе) для того, чтобы ходить, банальный элемент опорно-двигательного аппарата. Видеть в них красоту, эстетику? Да ну вас. Ласкать, прикасаться, целовать? Вы с ума сошли, извращенцы. Они должны быть в тапках, босоножках, чулках, колготках или носках. Всё, точка.
Эти люди ничего не понимают и порой задают вопросы в «прямом эфире»: а чо это вы ваших девушек по грязи гоняете?! Собственно, тут говорить не о чем. Автор этих строк так же, как половозрелый баран, смотрит на персонажи фестиваля косплееров и думает – а чего это они вырядились в непонятные костюмы? В чём прикол? Где смысл?! И т. д., и т. п.
Второй тип, «Понимающие». Ну, вот это благодарная публика. Они оценивают пластику ступни, при этом она может быть разной. Кому-то нравятся длинные, аристократичные, с длинными же пальцами, даже чрезмерно худые; кому-то полненькие, сытенькие, с короткими ровными пальчиками, собранными, как котята в окошке; кому-то – грубоватые, широкие в основании, такие крестьянско-женские, символизирующие образ Родины-Матери, или просто матери, тут простор для аллюзий… Кому-то большие, как автору, сорок пятого размера, желательно, кому-то миниатюрные. Так вот, эти люди, которые могут в силу своего уровня восприятия, оценить СТУПНЮ, как самоценный художественный объект, они грязь на ней воспринимают, как искусство.
О, тут я бы мог вам написать три листа поэтических метафор. Ведь эта «грязь», или глина, только в первые минуты выглядит чёрным шоколадом на ступнях. Проходят минуты, и под жарким солнцем она высыхает. Она играет бликом и оттенком. Она меняет цвет – от нежно-коричневого до серебрист-серого. Она обрисовывает сухожилия и косточку щиколотки; она выделяет выступ мизинца и нерв большого пальца. Она рисует эти ступни заново мазками Сиднея Поллока, она декорирует и гримирует. Она оттеняет то, что должно быть оттенено и выделяет то, что должно блестеть, бить по воображению – художественному. Не скрою: наблюдать эти ступни ПОСЛЕ «грязи», снимать их крупным планом, наслаждаясь игрой красок, света и тени – это одно из самых приятных частей работы фотографа…
Мастера в своё время отлили, по приказу Людовика XVI, бокал по форме груди Марии-Антуанетты. И мы им восхищаемся – пъём из него шампанское. Удивительно, что огромная часть людей, считающих себя «образованными», восхищается формой женской груди и почему-то отказывает в таком же восхищении формой – женской ступне.
Третий тип… Я бы рискнул назвать их «Голодными». Это на самом деле, не совсем редкий тип мужчин. В давние-давние времена, когда не было в природе портала «Босиком в России» и ему подобных, автор сих строк работал в северном городе нефтяников – Нижневартовске. И вот там, один представитель местной молодёжи ему и сказал, весьма афористично: «Если девка появится босая на улице, ну это понятно, это шлюха пьяная. А если пацан… если пацан, ему могут и нож под ребро сунуть, пацану это неприлично, край!». Вот так.
И вот такие люди, живущие на индустриальных окраинах нашей необъятной родины, во всяких промышленных моногородах, шахтёрских прокопьевсках, металлургических новолипецках или тому подобных урюпинсках, смотрят на босых девушек и женщин с грязными ногами и… и ощущают «вынос мозга». Как?! Как это возможно?! Где это?! Почему так?! Они бы смотрели на них в реале, в своём городе, прогулялись бы с такой подругой босиком по теплой деревенской пыли, но… или «пьяная шлюха», или «нож под ребро», и этим всё сказано. Эти люди на этих фото – босиком по грязи, видят концентрированное выражение своей недостижимой мечты. Явное и до кристальной грубости выпуклое. Босоногая подруга. Всё! Занавес.
Наконец, последняя категория, о которой труднее всего писать. Но против этого будут с пеной у рта спорить читатели-мужчины, считающие себя белыми и пушистыми; морщить носики женщины, углядевшие в этом так сказать «гендерное оскорбление»… Ну, а что делать? Ваш покорный слуга обязан ответить на поставленный вопрос. Итак, Четвёртый тип мы назовём «Извращенцами». Этот термин лучше всего подходит и усваивается обывательским мозгом, на нём и остановимся. В конце концов, для меня любители трёхчасовых оперных бдений тоже извращенцы.
Босая девушка/женщина в грязи, в грязной луже. У неё грязные ноги. Она сама грязная (снизу). Так – а дальше следите за руками и за работой подсознания. Нет, нет, не сознания: оно испорчено образованием, культурой, политкорректностью, толерантностью, оно вам врёт. Правду вам скажет только подсознание и ваш личный психиатр, если вы рискнёте к нему обратиться. Так вот, «она грязная» по знаку «=» переходит в понятие «она развратная», «она любит грязный секс», и далее, мысленно, «вот я с ней занимаюсь грязным сексом»…
Страшно?! Я вас умоляю. Нормальный индивид может представить себе в голове фантастические картины, а в реальности уступит вам место в троллейбусе или пропустит в дверь супермаркета. Вы даже не узнаете о том, что он думает. А человек с невротизмом в стадии шизофрении может наброситься на вас подъезде, обутую и закутанную в паранджу. В Саудовской Аравии маньяки тоже есть, только их там казнят быстро и без шума в СМИ.
Ну, и, говоря о психологической канве, нельзя не выделить Пятый тип, «Здоровых». Без колебаний я пишу это слово, самое чистое в ряду наших определений. Здоровые. Здоровый человек чаще общается со своим подсознанием; точнее, оно живёт само по себе, не задавленное наносным «сознанием», обеспечивая здравый смысл, самосохранение и прочее. А подсознание у нас у всех одинаковое. Как блестяще сказала психолог, одна из знакомых автора этих строк: «причину всех проблем человека надо искать либо в его детстве, либо в детстве человечества!».
А детство человечества – это питекантропы. Простые, незамутнённые люди. Самки и самцы. Кажется, у них ещё существовало явление промискуитета – этот когда каждый самец «имеет право» на обладание любой половозрелой самкой в племени… А вы чего хотите?! Фиг бы тогда вообще человечество разродилось до таких неприличных масштабов народонаселения. Вон, чтобы проредить грядки, пришлось коронавирус запустить – хорошо, хоть не Третью Мировую.
Так вот, самцы смотрели на самок и думали: так, кто мне здоровых детей может родить?! Дети ж – это основное, что волновало тогда любого нормального мужика, алиментами не стращали… Эта, которая сидит в углу пещеры? Или эта, которая топает ногами (конечно, босыми) хрен знает где и почему?! Которая коренья и ягоды собирает больше других, эти ноги царапая?! А-а-аааа, беру её. Всё. Происходило нормальное «включение», контакты замыкались/, как положено, и самец выбирал саму ЗДОРОВУЮ самку, которая делала ему наших с вами праотцов и праматерей.
И вот эта грубоватая идиллия живёт в нашем сознании до сих пор. Не надо только брызгать слюнями и соплями на тему того, что вы «не такие», чтобы все образованные и культурные – хрен с того, грош цена вашим образованиям и религиозным нормам. Вы остались, как и я, САМЦЫ и САМКИ, поскреби вас хорошо и оно покажется. И думаете вы так же, сколько бы бабла у вас не было в кэше или в оффшоре. Ага, девушка-женина с грязными ногами? Значит, она не боится грязи. Значить, она сильная, выносливая и здоровая. Ага, значит, родит «мне» здоровых детей. Ага, значит, надо её… Ну, тут включается контроллер сознания, человек успокаивается и ему кажется, этому «Здоровому» – да она мне просто нравится! Чем-то.
И он с удовольствием идёт пить кофе и есть чизкейк.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собственно, я уже всё сказал. Метафизика картинки «босиком по грязи» раскрыта во всём своём многоцветии. Вы можете не верить этому, если ваше эстетическое чутьё убого; тут остаётся сказать только словами братьев Самойловых: «…мы летим, а вы ползёте, червяки вы, червяки!». Если вы не видите эстетики и красоты в форме женской ступни, нам с вами говорить не о чем; вы – посетители советской столовки, а мы – гурманы. И не обижайтесь. А если вы считаете, что всё сказанное о психологии – схоластический бред, то, простите… Идите тогда в своё стойло. К чему стадам дары свободы? – спрашивал Пушкин. Их надо резать или стричь. Вы и без психологии проживёте. В стаде двуногих.
Но, дабы не обидеть спросившего, я хочу ещё сказать – милые и дорогие женщины, и девушки. На дворе двадцать первый век. Гендерные стандарты поменялись. Домострой остался в каменном веке, который, увы, у многих в головах. Вы, ЖЕНЩИНЫ, просто обязаны – самим себе быть красивыми. Сексуальными. Эротичными. Желанными. Соблазнять. Волновать. Впечатлять. Грудью, бёдрами, руками, шеей или своими босыми ногами – это не-важ-но. Это просто должно быть.
И если вы решите, что ваши красивые ступни, достойны восхищения – то вперёд. Я вас уверяю – у вас найдутся благодарные поклонники.
Я конечно извиняюсь, но выпал в осадок от Бенвенутто Челлини, который жил в 16 веке, но умудрился отлить кубок как грудь Марии-Антуанетты казненной в 1793 году, долгая у нее была жизнь. Как можно так гнать, или текущее поколение вообще не знает даже азов истории? Насмешили
Уважаемый Андрей, благодарим за комментарий. Наш автор в полемическом запале, конечно, немного попутал: итальянский скульптор не имеет к груди французской королеве никакого отношения. Да, согласно легенде, влюблённый в неё Людовик XVI приказал изготовить сосуд точно по форме её левой груди, но это был не кубок, а стеклянный сосуд для шампанского, известный, как coupe de champagne, он же “креманка”. И не он один. Карл Лагерфельд изготовил таким кубком грудь Клаудии Шиффер, в Лондоне отлили бокал по форме груди Мейт Мосс… Тут же путаница произошла, вероятно, из-за шедеврального творения “Персей” Челлини – но это, конечно, не кубок. Ваше замечание принято, из текста оно убрано, хотя отметим, что такая фактическая ошибка и раньше не меняла ни смысла, ни содержания текста.