«ШКАЛА КАК ЕЁ НЕТ». Мемуары режиссёра. Юлия Презе.

“ШКОЛА КАК ЕЁ НЕТ”. Мемуары режиссёра. Юлия Презе.

Игорь Резун: “Мне понравилась улыбка Киры тем, что она была не яркой, немного “притушенной”, робкой. Это качество героини Юлии Презе – при внутренней свободе всё-таки соблюдать внешние приличия, очень хорошо говорит о её характере!.

Так как в ближайшее время начнутся репетиции пьесы труппой Валентины Ворошиловой, руководителя Студии ораторского и сценического мастерства, мы решили немного поговорить о том, как это начиналось несколько лет назад, когда труппу актёров формировали “Творческие Мастерские Владимира Бочарова”. Об этом расскажет автор пьесы, писатель и драматург Игорь Резун.


Начиная эту серию публикаций, я долго думал, с какого героя начать? Можно было бы и с директора школы, Владимира Ковалёва – по старшинству. Можно было бы с самой любимой женщины моей в этой пьесе – учительницы литературы, Тамары Семёновны, у которой есть реальный прототип. Но, по размышлению, я решил начать с другой героини. Со старшеклассницы Юлии Презе.

Ну, сразу же – про фамилию (многих читателей интересует, как писатель или драматург подбирает фамилии персонажей!). Это чисто немецкая фамилия. Происходит она от немецкой Preuss – то есть предок её жил на территории нынешней Пруссии, населённой, как известно, западно-славянскими племенами, пруссами. Во времени Ливонской войны, в XVI-XVII веках множество немецких дворян переходило на службу в Московию. Их и называли от слова “прусс”. Языковые искажения потом дали фамилию “Презе”.

Если говорить о психологии, то  моя Юлия Презе внешне кажется девушкой очень гламурной. Например, на репетициях она носила лабутены – так было положено по образу. Но это немного не так. Юлия – стильная современная девушка, очень ухоженная. Она из обеспеченной семьи, поэтому забота о своём теле, волосах, руках и ногтях ей известна с детства. Но при этом она не “отчаянная модница”. Она просто считает, и не без оснований, вполне по Пушкину: “…быть модно дельным человеком, заботясь о красе ногтей”. В повести, кстати, она планирует поступить на юридический факультет.

Красивые длинные ноги – гордость Юлии Презе, тоже, конечно, сыграли свою роль в утверждении на роль.

 

Она – успела поездить по заграницам с родителями. Вот оттуда и эта лёгкость в общении, чувство собственного достоинства  и… ощущение внутренней свободы. Обувь, даже модная, дорогая,  для моей героини – не фетиш; она легко разувается, когда надо играть в мяч, в игре “Квадрат”, она это делает без размышлений. Здравый смысл ею рулит. Но – она не терпит насилия над личностью и тем более своей; как нормальный западный человек. Поэтому в пьесе она сразу выражает протест хамскому поведению замдиректора по АХЧ, Стеллы Шуртис, а в повести вообще становится заводилой “босоногой революции” в школе. Не потому, что она ярая сторонница закаливания или ЗОЖ. Из принципа! Почему нам запрещают то, что не запрещено?! Ненормально.

Ну, и проанализируем фамилию пор буквам – мне самому интересно, насколько я угадал. Как гласят Интернет-источники, такой анализ возможен. Цитирую с сокращениями.

П — Имеют собственное мнение во всех вопросах. Стремятся постичь реальность. Озабочены своим внешним видом. Способны обобщать детали и видеть общую картину. Постоянный поиск своего места в жизни, миссии, новых целей.

Р — Сопротивляются внешнему влиянию, уверенные в себе, смелые, полные энтузиазма личности. Способны идти на неоправданный риск, авантюрные натуры, склонные к безапелляционным суждениям. Способность идти на риск ради достижения цели. Готовность и потенциал к лидерству.

Е — Самовыражение, желание делиться опытом. Выступают в качестве посредника в конфликтах. Проницательны, понимают мир тайн. Разговорчивы. Сильная любовь к путешествиям, в жизни эти люди могут часто менять место жительства, неугомонны.

Видите? Я этого не знал, когда у меня в мозгу высветилась эта фамилия для героини… И оказывается, я попал “в точку”!

Теперь о прототипе. Им послужила интересная модель Студии RBF, известная многим – это Julia Super, наша несостоявшаяся “сибирская Леди Портман”, девушка с безупречно “солнечной” улыбкой – красивая длинногая блондинка. Безусловно, именно этот образ я и имел в виду, рассматривая кандидаток на кастинге в марте 2014-го года. Мне нужна была именно такая девушка, с такой улыбкой – про ноги я даже не говорю, понятно, что они входили “в комплект” образа.

И вот пришла Кира Филатова. Двадцатипятилетняя блондинка, с серо-голубыми глазами, ростом 174 сантиметра при весе в 49 килограмм; в анкете написала – героиня понравилась ей “демократизмом и лёгкостью характера”. Конечно, она сразу же была утверждена на эту роль, и не могла быть утверждена ни на какую другую. Юлию мы обрели.

В начале репетиционного процесса в зале – бывшем актовом зале какого-то автотранспортного предприятия, было ужасно холодно. Режиссёр разрешил актрисам играть в колготках. На фото6 Кира с нарисованным на лбу “синяком”.

Интересно, что в процессе пьесы, а тем паче – в процессе развития сюжета повести Юлия Презе раскрывается. Если читатель видит в ней сначала просто холёную “зведульку”, то потом она начинает удивлять: ого, у этой девчонки стальной характер! Чувствуете немецкие корни? При всей свой внешней “гламурности” Юлия несгибаема. Она – прирождённый лидер; она может и на костёр взойти, если нужно… И сцены в пьесе это доказывают. Конечно, можно говорить, что характер героини раскрыт скупо – но что поделать, это пьеса; в повести всё полнее.

Кстати, когда я предложил ей в летнее время, на период вынужденного “отпуска”, поработать моделью, посниматься для галерей портала, она… категорически отказалась! Она сказала: “Вы знаете, босиком я люблю ходить и довольно часто это делаю, и по улице, но условия моего контракта с модельным агентством (она была “лицом” какой-то местной косметической компании – пр. авт.) запрещают мне любые сторонние съёмки!”. И всё. Коротко и ясно.

Юля-Кира – одна из тех актрис, которая “проработала” в труппе с весны 2014-го по осень, когда эпопея, к сожалению, прекратилась – по вине “Творческих Мастерских”. Она была решительной и целеустремлённой. Найдём ли мы другую такую “Юлю” среди актёров труппы Валентины Ворошиловой, я пока не знаю.

В любом случае Кира свой след в истории пьесы оставила. Она играла в постановках фрагментов сцен, которые мы играли в городских библиотеках – дисциплинированно, отменно. И эти кадры вы можете видеть – талант Киры раскрывается полностью.

 

Вот, например, первая сцена знакомства ребят с новой учительницей (Юлией Чичуа). На самом деле эта почти анекдотичная история случилась в моём детстве, в моей школе: один старшеклассник обратил внимание на пришедшую в школу “новенькую ученицу” – молодую, с большой косой, невысокого роста… а она, на свою беду, перепутала гардеробы – ученический и учительский, и пошла в первый! Он её фамильярно хватает за плечо, говорит: “Алё, чувиха, ты откудова к нам?”. А эта учительница отвечает: “Оттудова!” и хрясь ему по физиономии. Парень был в шоке…

Ксения Аязян (на тот момент актриса Мария Рохлина) разувается, чтобы присоединиться к “команде”...

 

Натаха Петрова (актриса неизвестна) ехидничает над простушкой Аязян…

Компания готова – сейчас придёт “новенькая”. Кто из них догадается, что это учительница? Такого быть не может!

 

Вот эта же сцена, показанная уже в библиотеке “Махараджи”. На этот раз труппа “сыграна”, всё проходит, как по нотам. На этом этапе у нас, наконец, появилась исполнительница роли Стеллы Шуртис.

Для Юлии Презе (Кира Филатова) обувь – не фетиш. Она свободно может разуться там, где хочет и когда хочет. Это, кстати, отличает голливудских звёзд от наших несчастных русских баб…

 

Ксения Аязян (в центре) в исполнении Марии Рохлиной.

 

И вот появляется “новенькая”. Вроде с виду – их же возраста. Ну, и начинается неформальное общение. А та скидывает туфельки и давай в мяч рассекать!

“Новенькая” (актриса Мария Бочарова) совершенно спокойно разувается. У них, в Европе, нет этих предрассудков…

…и гоняет с учениками в мяч. А что7 Как в Шотландии, как в Северне…

 

Скажите вот: вы много видели учителей, готовых разуться вместе с вами? “Уронить” своё “достоинство”?

 

 

Если сейчас учителей увольняют за фото в соцсетях в купальнике, то поступок Юлии Чичуа не менее роковой…

Но гроза-то сейчас грянет… В актовый зал заглянет завуч… Типичная “советская женщина”, Стелла Матвеевна Шуртис.

Вообще, если вот так, трезво рассудить: в чём вина учеников? Ну, в том, что они пропускают урок, это ясно. Но ведь бешенство завуча вызывает то, что они в актовом зале (!) играют в мяч (!!), и к тому же босые (!!!). То есть всё “не по форме”, “не по прядку”, “не как принято” и так далее. С этого глупого давления на самолюбие учеников (то есть не справедливого, с оскорблениями!) начинается эта “революция”. Впрочем, все революции начинаются, на самсом деле, с пустяка.

С ролью Шуртис были проблемы, и большие. Это изрядно анекдотично выписанная роль – она прекрасно бы подошла Фаине Раневской, Рине Зелёной, но откуда нам взять таких “харАктерных” актрис? В итоге её роль сыграла Яна Графчикова, молодая женщина, превосходно перевоплотившаяся в роль старой замшелой “тётки”.

Яна, кстати, убеждённая хиппи, почти всё лето ходит босая. Уговорить её на такую “антибосоногую” роль стоило некоторого труда...

Шуртис моментально набрасывается на “новенькую” – мысль о том, что это – учительница, ей и в голову не может придти! Во-первых, как может УЧИТЕЛЬНИЦА так себя “уронить”, чтобы играть с этими недорослями в мяч?! Во-вторых, как она смеет разуться, это же почти как раздеться, это какое-то оскорбление учительского авторитета! Стать на одну доску с учениками – немыслимо! В общем, “нормальный учитель”должен был, как Шуртис, на всех наорать и всех разогнать по классам…

“Ой! А вы… учительница?!”. Немая сцена.

 

А это уже другая сцена. Это “Трио” в лице хулиганок Раевской и Мульпямяну ломится на репетицию босоногого “Гамлета”. Юлия Презе их не пускает…

Били – по голым ногам, как по самым доступным. Пинали. То есть такие обутые стервы насиловали босоножку-Юлю. Вот дура, правда?

Только вы не переживайте: никого у нас не “били”, а “синяки” на ногах тщательно рисовали на колготках Киры Филатовой остальные актёры. Ржали так, что приходилось окрикивать…

Юле больно – её ударили в солнечное сплетение. Но она не бежит жаловаться Чичуа, которая за дверью – перемогает боль. И находит в себе мужество ответить Ксении Аязян, которая тоже “хочет на репетицию”: мол, разувайся! У нас все там босые!

Ксения Аязян (это уже другая актриса) просится “на репетицию”… Тоже хочу!

 

“Разувайся!” – приказывает Юлия. Потому, что – ПРИНЦИП, понимаете?

Боль Кира Филатова сыграла отменно. У зрителей на моменте это сцены были на глазах слёзы…

Кира попросила… “небольно” ударить её в живот. Чтобы почувствовать ощущения. её ведь никогда в жизни не били! Ну, мы, со всеми предосторожностями, постараласиь...

 

На голове “избитой” Киры наводят художественный беспорядок. Как видите, девушка с трудом сдерживает смех…

Ну, что ж, о первом персонаже я рассказал. О ком рассказать ещё? Пишите в комментариях.


Автор текста – Игорь Резун. Фото Екатерины Каонаси, Анатолия Суворова, Студии RBF. Подготовлено редакционной группой портала.