«ШКАЛА КАК ЕЁ НЕТ». Мемуары режиссёра. Юлия Презе.

«ШКОЛА КАК ЕЁ НЕТ». Мемуары режиссёра. Юлия Презе.

Игорь Резун: «Мне понравилась улыбка Киры тем, что она была не яркой, немного «притушенной», робкой. Это качество героини Юлии Презе — при внутренней свободе всё-таки соблюдать внешние приличия, очень хорошо говорит о её характере!.

Так как в ближайшее время начнутся репетиции пьесы труппой Валентины Ворошиловой, руководителя Студии ораторского и сценического мастерства, мы решили немного поговорить о том, как это начиналось несколько лет назад, когда труппу актёров формировали «Творческие Мастерские Владимира Бочарова». Об этом расскажет автор пьесы, писатель и драматург Игорь Резун.


Начиная эту серию публикаций, я долго думал, с какого героя начать? Можно было бы и с директора школы, Владимира Ковалёва — по старшинству. Можно было бы с самой любимой женщины моей в этой пьесе — учительницы литературы, Тамары Семёновны, у которой есть реальный прототип. Но, по размышлению, я решил начать с другой героини. Со старшеклассницы Юлии Презе.

Ну, сразу же — про фамилию (многих читателей интересует, как писатель или драматург подбирает фамилии персонажей!). Это чисто немецкая фамилия. Происходит она от немецкой Preuss — то есть предок её жил на территории нынешней Пруссии, населённой, как известно, западно-славянскими племенами, пруссами. Во времени Ливонской войны, в XVI-XVII веках множество немецких дворян переходило на службу в Московию. Их и называли от слова «прусс». Языковые искажения потом дали фамилию «Презе».

Если говорить о психологии, то  моя Юлия Презе внешне кажется девушкой очень гламурной. Например, на репетициях она носила лабутены — так было положено по образу. Но это немного не так. Юлия — стильная современная девушка, очень ухоженная. Она из обеспеченной семьи, поэтому забота о своём теле, волосах, руках и ногтях ей известна с детства. Но при этом она не «отчаянная модница». Она просто считает, и не без оснований, вполне по Пушкину: «…быть модно дельным человеком, заботясь о красе ногтей». В повести, кстати, она планирует поступить на юридический факультет.

Красивые длинные ноги — гордость Юлии Презе, тоже, конечно, сыграли свою роль в утверждении на роль.

 

Она — успела поездить по заграницам с родителями. Вот оттуда и эта лёгкость в общении, чувство собственного достоинства  и… ощущение внутренней свободы. Обувь, даже модная, дорогая,  для моей героини — не фетиш; она легко разувается, когда надо играть в мяч, в игре «Квадрат», она это делает без размышлений. Здравый смысл ею рулит. Но — она не терпит насилия над личностью и тем более своей; как нормальный западный человек. Поэтому в пьесе она сразу выражает протест хамскому поведению замдиректора по АХЧ, Стеллы Шуртис, а в повести вообще становится заводилой «босоногой революции» в школе. Не потому, что она ярая сторонница закаливания или ЗОЖ. Из принципа! Почему нам запрещают то, что не запрещено?! Ненормально.

Ну, и проанализируем фамилию пор буквам — мне самому интересно, насколько я угадал. Как гласят Интернет-источники, такой анализ возможен. Цитирую с сокращениями.

П — Имеют собственное мнение во всех вопросах. Стремятся постичь реальность. Озабочены своим внешним видом. Способны обобщать детали и видеть общую картину. Постоянный поиск своего места в жизни, миссии, новых целей.

Р — Сопротивляются внешнему влиянию, уверенные в себе, смелые, полные энтузиазма личности. Способны идти на неоправданный риск, авантюрные натуры, склонные к безапелляционным суждениям. Способность идти на риск ради достижения цели. Готовность и потенциал к лидерству.

Е — Самовыражение, желание делиться опытом. Выступают в качестве посредника в конфликтах. Проницательны, понимают мир тайн. Разговорчивы. Сильная любовь к путешествиям, в жизни эти люди могут часто менять место жительства, неугомонны.

Видите? Я этого не знал, когда у меня в мозгу высветилась эта фамилия для героини… И оказывается, я попал «в точку»!

Теперь о прототипе. Им послужила интересная модель Студии RBF, известная многим — это Julia Super, наша несостоявшаяся «сибирская Леди Портман», девушка с безупречно «солнечной» улыбкой — красивая длинногая блондинка. Безусловно, именно этот образ я и имел в виду, рассматривая кандидаток на кастинге в марте 2014-го года. Мне нужна была именно такая девушка, с такой улыбкой — про ноги я даже не говорю, понятно, что они входили «в комплект» образа.

И вот пришла Кира Филатова. Двадцатипятилетняя блондинка, с серо-голубыми глазами, ростом 174 сантиметра при весе в 49 килограмм; в анкете написала — героиня понравилась ей «демократизмом и лёгкостью характера». Конечно, она сразу же была утверждена на эту роль, и не могла быть утверждена ни на какую другую. Юлию мы обрели.

В начале репетиционного процесса в зале — бывшем актовом зале какого-то автотранспортного предприятия, было ужасно холодно. Режиссёр разрешил актрисам играть в колготках. На фото6 Кира с нарисованным на лбу «синяком».

Интересно, что в процессе пьесы, а тем паче — в процессе развития сюжета повести Юлия Презе раскрывается. Если читатель видит в ней сначала просто холёную «зведульку», то потом она начинает удивлять: ого, у этой девчонки стальной характер! Чувствуете немецкие корни? При всей свой внешней «гламурности» Юлия несгибаема. Она — прирождённый лидер; она может и на костёр взойти, если нужно… И сцены в пьесе это доказывают. Конечно, можно говорить, что характер героини раскрыт скупо — но что поделать, это пьеса; в повести всё полнее.

Кстати, когда я предложил ей в летнее время, на период вынужденного «отпуска», поработать моделью, посниматься для галерей портала, она… категорически отказалась! Она сказала: «Вы знаете, босиком я люблю ходить и довольно часто это делаю, и по улице, но условия моего контракта с модельным агентством (она была «лицом» какой-то местной косметической компании — пр. авт.) запрещают мне любые сторонние съёмки!». И всё. Коротко и ясно.

Юля-Кира — одна из тех актрис, которая «проработала» в труппе с весны 2014-го по осень, когда эпопея, к сожалению, прекратилась — по вине «Творческих Мастерских». Она была решительной и целеустремлённой. Найдём ли мы другую такую «Юлю» среди актёров труппы Валентины Ворошиловой, я пока не знаю.

В любом случае Кира свой след в истории пьесы оставила. Она играла в постановках фрагментов сцен, которые мы играли в городских библиотеках — дисциплинированно, отменно. И эти кадры вы можете видеть — талант Киры раскрывается полностью.

 

Вот, например, первая сцена знакомства ребят с новой учительницей (Юлией Чичуа). На самом деле эта почти анекдотичная история случилась в моём детстве, в моей школе: один старшеклассник обратил внимание на пришедшую в школу «новенькую ученицу» — молодую, с большой косой, невысокого роста… а она, на свою беду, перепутала гардеробы — ученический и учительский, и пошла в первый! Он её фамильярно хватает за плечо, говорит: «Алё, чувиха, ты откудова к нам?». А эта учительница отвечает: «Оттудова!» и хрясь ему по физиономии. Парень был в шоке…

Ксения Аязян (на тот момент актриса Мария Рохлина) разувается, чтобы присоединиться к «команде»...

 

Натаха Петрова (актриса неизвестна) ехидничает над простушкой Аязян…

Компания готова — сейчас придёт «новенькая». Кто из них догадается, что это учительница? Такого быть не может!

 

Вот эта же сцена, показанная уже в библиотеке «Махараджи». На этот раз труппа «сыграна», всё проходит, как по нотам. На этом этапе у нас, наконец, появилась исполнительница роли Стеллы Шуртис.

Для Юлии Презе (Кира Филатова) обувь — не фетиш. Она свободно может разуться там, где хочет и когда хочет. Это, кстати, отличает голливудских звёзд от наших несчастных русских баб…

 

Ксения Аязян (в центре) в исполнении Марии Рохлиной.

 

И вот появляется «новенькая». Вроде с виду — их же возраста. Ну, и начинается неформальное общение. А та скидывает туфельки и давай в мяч рассекать!

«Новенькая» (актриса Мария Бочарова) совершенно спокойно разувается. У них, в Европе, нет этих предрассудков…

…и гоняет с учениками в мяч. А что7 Как в Шотландии, как в Северне…

 

Скажите вот: вы много видели учителей, готовых разуться вместе с вами? «Уронить» своё «достоинство»?

 

 

Если сейчас учителей увольняют за фото в соцсетях в купальнике, то поступок Юлии Чичуа не менее роковой…

Но гроза-то сейчас грянет… В актовый зал заглянет завуч… Типичная «советская женщина», Стелла Матвеевна Шуртис.

Вообще, если вот так, трезво рассудить: в чём вина учеников? Ну, в том, что они пропускают урок, это ясно. Но ведь бешенство завуча вызывает то, что они в актовом зале (!) играют в мяч (!!), и к тому же босые (!!!). То есть всё «не по форме», «не по прядку», «не как принято» и так далее. С этого глупого давления на самолюбие учеников (то есть не справедливого, с оскорблениями!) начинается эта «революция». Впрочем, все революции начинаются, на самсом деле, с пустяка.

С ролью Шуртис были проблемы, и большие. Это изрядно анекдотично выписанная роль — она прекрасно бы подошла Фаине Раневской, Рине Зелёной, но откуда нам взять таких «харАктерных» актрис? В итоге её роль сыграла Яна Графчикова, молодая женщина, превосходно перевоплотившаяся в роль старой замшелой «тётки».

Яна, кстати, убеждённая хиппи, почти всё лето ходит босая. Уговорить её на такую «антибосоногую» роль стоило некоторого труда...

Шуртис моментально набрасывается на «новенькую» — мысль о том, что это — учительница, ей и в голову не может придти! Во-первых, как может УЧИТЕЛЬНИЦА так себя «уронить», чтобы играть с этими недорослями в мяч?! Во-вторых, как она смеет разуться, это же почти как раздеться, это какое-то оскорбление учительского авторитета! Стать на одну доску с учениками — немыслимо! В общем, «нормальный учитель»должен был, как Шуртис, на всех наорать и всех разогнать по классам…

«Ой! А вы… учительница?!». Немая сцена.

 

А это уже другая сцена. Это «Трио» в лице хулиганок Раевской и Мульпямяну ломится на репетицию босоногого «Гамлета». Юлия Презе их не пускает…

Били — по голым ногам, как по самым доступным. Пинали. То есть такие обутые стервы насиловали босоножку-Юлю. Вот дура, правда?

Только вы не переживайте: никого у нас не «били», а «синяки» на ногах тщательно рисовали на колготках Киры Филатовой остальные актёры. Ржали так, что приходилось окрикивать…

Юле больно — её ударили в солнечное сплетение. Но она не бежит жаловаться Чичуа, которая за дверью — перемогает боль. И находит в себе мужество ответить Ксении Аязян, которая тоже «хочет на репетицию»: мол, разувайся! У нас все там босые!

Ксения Аязян (это уже другая актриса) просится «на репетицию»… Тоже хочу!

 

«Разувайся!» — приказывает Юлия. Потому, что — ПРИНЦИП, понимаете?

Боль Кира Филатова сыграла отменно. У зрителей на моменте это сцены были на глазах слёзы…

Кира попросила… «небольно» ударить её в живот. Чтобы почувствовать ощущения. её ведь никогда в жизни не били! Ну, мы, со всеми предосторожностями, постараласиь...

 

На голове «избитой» Киры наводят художественный беспорядок. Как видите, девушка с трудом сдерживает смех…

Ну, что ж, о первом персонаже я рассказал. О ком рассказать ещё? Пишите в комментариях.


Автор текста — Игорь Резун. Фото Екатерины Каонаси, Анатолия Суворова, Студии RBF. Подготовлено редакционной группой портала.