ИСТОРИЯ САЙТА И СТУДИИ. ВТОРЫЕ “КОРАБЛИ” И ПЕРВЫЙ “КАРЬЕР” (серия № 44).
ВТОРЫЕ “КОРАБЛИ”…
Очередной БосоПоход состоялся 13 июля 2011-го. Это можно легко определить по датам, которые мой новый фотоаппарат выставлял на снимках – я тогда не научился убирать этот режим. И он был, пожалуй, самыми многолюдным в истории походов.
Вот мы все стоим на остановке. Виола в белой курточке (собирались рано утром, поэтому было немного прохладно). Её муж, Дмитрий. Тот самый человек, возможно и очень хороший – я не знаю, близко я с ним знаком не был! – но явно не для такой экспансивной девушки, как виола, с тайными страстями и склонностью к авантюрам. Потом она обмолвится, что-де, он ещё и наркоманил немного… Что ж, тогда я совсем не удивляюсь, что из этого союза ничего не вышло – кроме общего ребёнка.
Стоит в чёрных брючках – странная женщина; как её звать-величать, даже не помню. Увлекалась эзотерикой, бывала на “Городах Солнца”; была молчаливой, хотя и улыбчивой. Такое ощущение, что в Ассоциации искала себе мужа. Что ж, многие это успешно совершили, такового нашли; но она не торопилась сниматься, а я тогда был увлечён моей Аланой и ни о каких других моделях не думал… пара Фомель – Мария и Катя, сёстры. И троица студентов, два парня и девушка, из НГУ.
Естественно, что, едва люди приходили на место сбора, на остановку, я командовал им “Разувайтесь!”. Да, можно было культурно загрузиться в автобус и снять обувь перед первыми метрами маршрута… но это неинтересно! Это же не по-барефутерски! Поэтому все тут же обнажали свои ноги, не все с большей охотой, но деваться было некуда.
Подошёл автобус. Погрузились. Кондукторша, разбитная смуглая девка, тут же пристала с вечным: “А чего бОсые?”. Пока ехали, успела, хохоча, рассказать, как она в Молдавии у себя всё лето так и гоняла босиком и т. д., и т. п., и жаль, её беспокойное кондукторское ремесло не позволило постоянно с нами общаться; а я уж думал раскрутить её на мини-фотосет, благо, что была она в сланцах и ступни, широкие, крестьянские, были загорелыми дочерна. Разве что, увы, со следом от ремешка. Это тоже остановило.
Приехали на кольцо у Шлюзов, поднялись на мост. Непередаваемое ощущение: это стальная махина “ходит” под ногами, вибрирует, особенно, когда по ней проползают тяжёлые фуры. Ощущать это, конечно, лучше всего, голыми подошвами. Потом шли по железнодорожной ветке, ведущей на бетонный завод; да, та самая ветка с разводным мостом. И вот подходим мы к нему, а мост – о чудо, в “рабочем” положении. И мы по нему прошли… А потом наблюдали, как он, урча и лязгая, медленно поворачивается обратно, вползая в выемку на другом берегу. Удивительная картина.
Сейчас через этот мост уже не перейдёшь. Стальная решётка, видеокамеры, проход запрещён и прочее. Вот странно: неужели такой важны “стратегический объект”?! Да, многое в те времена было проще и как-то милее.
Корабли нас встретили полной тишиной и отсутствием всякого намёка на сторожей. Чёрт его знает – может, закрылись и пьют. Мы потоптались немного у знакомого ржавого шлагбаума, потом я скомандовал: “Да пошли!” и мы высыпали на эти плавучие гробы.
Вообще, съёмки на старых кораблях – это давняя фишка Студии, мой второй по значимости фетиш после рельсов; нет, третий – после рельсов и развалин! Эта ржавчина под босыми ногами, это соединение несоединимого – грубейшего на вид металла и беззащитных босых ног, действительно, отзывается каким-то тонким искусством… Ну, поснимались мы на кораблях вволю.
И без приключений не обошлось. Видите, на фото Виола выходит из помещения – то ли рубка, то ли трюм, я уж не знаю, как это называется. Выходит и спокойно так говорит: “А там лежит кто-то… Тело чьё-то!”. Другие бы испугались, а наши с визгом ломанулись в этот трюм – смотреть, кто там лежит и почему. И ведь что оказалось: в трюме, под грязным брезентом, лежал… манекен. Да, нормальный такой магазинный манекен мужского пола, правда, без нижней части туловища. За каким бесом его туда затащили, какую функцию он выполнял – неизвестно. Я сфотографировал его, но кадр потом стёр: в условиях полного дефицита света вспышка напрочь испортила фото.
А вот этот кадр дорогого стоит. Моя Алана позирует на останках ГАЗ М-20 “Победа” третьей серии – выпуска начала а пятидесятых. Не большой, конечно, раритет, но, тем не менее. Эта машина буквально валялась в бесхозном состоянии, но явно имела своего владельца. И наверняка сейчас, отреставрированная, гоняет по Новосибирску.
Прошли мы берегом Обского. По мостику стальному, впивающемуся острыми рёбрами в наши голые ступни. Тут был милый эпизод: та самая незнакомая студентка, шедшая одной из последних, с непривычки аж взвизгнула. Ну, тут ж.е её друг, блондин-спортсмен, подхватил девушку на руки… Мы обернулись.
Да нет, у нас и в мыслях не было как-то осуждать эту бедняжку. Но, вероятно, такой сарказм читался во взглядах: эх ты, неженка! – такое было общее скрытое неодобрение, что студентка тут же вывернулась из рук парня: “Пусти меня! Я сама пойду!”. И морщась от непривычной боли, преодолела эти шесть метров ребристого покрытия.
Ну, потом мы вышли в просторы Ботанического сада. Не обошлось без гравийных дорожек – там не только тропинки; и мы все топали по этому гравию без звука. Ну, а потом костёр и шашлыки на холме Гольдов, куда я прихожу каждый год почти, только уже просто со школьниками. Но каждый раз вспоминаю эти годы и то, что мне тогда подарила Ассоциация.
Перед самым падением.
…И ПЕРВЫЙ “КАРЬЕР”
До этого состоялся этот поход или после – честно говоря, не помню. И охоты рыться в данных файлов нет. Факт, что было это тем самым летом. Воодушевлённые собственными подвигами, решили мы пройти от самого Академгородка по берегу Оби в район, где впадает в неё речка Иня и возвышается арочными пролётами, изумительно красивыми, Комсомольский мост, тридцать шестого года постройки. Я видел его как-то раз с парохода, издали – и для себя решил, что туда я обязательно попаду!
Я так азартно рассказал девчонкам своим про этот мост, что в поход собрались почти все. Вот мы, пятеро отчаянных, не считая меня, на “передыхе”. Отдыхаем, пьём водичку. А Настя Чащина, как самая отмороженная, просто уселась на землю, и всё. Ей всё пофиг. Удивительно, как играет природа: пройдёт почти десять лет и среди моих учениц появится совершеннейший её клон, и вы даже этого клона знаете – модель Challenge.
Мы двинулись от того места, где прервался наш прошлый поход – из-за того, что Настю Зимонину кусанул клещ (это первый и последний случай за всю историю БосоПоходов – не попрись девки в высокую траву, ничего бы не было!). С Матвеевки. Идём себе бережком. Ну, конечно, не везде по травке – дачные улицы засыпаны гравием. Мои девчонки – выдерживают, да ещё и подначивают друг дружку: а, чё, не больно? Да ладна… и так далее.
И вот доходим мы до глинистых промоин на дороге. Ох, надо было видеть, с каким удовольствием они пачкали там свои босые ноги, как прыгали туда, как возились в этой глине голыми ступнями!
Я уже писал в каком-то комментарии к “Архиву”: эх, в том самом был совершенно непередаваемый элемент новизны. Всё это делалось в первый раз или “разы”, ощущения были свежи. Я ощущал себя строителем новой Босоногой вселенной. Ну, как это – вывести четверых обычных школьниц и одну студентку босиком в поход и наблюдать их искреннюю радость?! От всего происходящего?! От собственного босоножества?!
Ну, так вот, бодренько, дошагали мы до разъезда Иня, Точнее, до той части его, которая прилегает непосредственно к берегу. Берег, конечное дело, загорожен дачами, коттеджами; на нашем пути – магазин поселковый, там вода и чупа-чупсы.
Пока девчонки пошли в магазин, я остался на улице. И стал “жертвой” приставаний мутноглазой местной личности; понятно – на предмет: мужик, дай пять рублей, на опохмел не хватает… Я дал. Самому пива хотелось до жути, но ведь нельзя, у меня ж дети под началом… Мужик принял донат, и поинтересовался:
– А идёте-то куда?
Я объяснил, максимально доступно: мы туристы, хотим выйти к Комсомольскому мосту, на бережок… Похмельный мужик присвистнул:
– О! Дык не пройдёте. Там вохра.
– Кто?
– Охрана там. Они, эта, стреляют. Вон, Тимоха, рыбак наш, хотел пройти, так шмиальнули в ногу без предупреждения…
Я немного ошалел. Что ж за времена-то сталинские? Кому он, на хрен нужен, этот мост, и вообще, ВОХР (военизированная охрана), она что, террористов от детей в оптический прицел отличить не может?!
Но детям решил пока не говорить. Они накупили лимонада и мы двинулись дальше.
А потом упёрлись в один забор с колючей проволокой. Попробовали обойти – второй. И зловещие надписи, как и говорил тот мужик: “ВОДООХРАННАЯ ЗОНА. ПРОХОД ЗАПРЕЩЁН!”, “ОХРАНА СТРЕЛЯЕТ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!”.
Не фига себе… Вот – прогулялись.
Это потом только я соображу, внимательно глянув ДубльГИС: дело-то не в Комсомольском мосте. Его только ракетным ударом с воздуха или десятками кило тротила можно взорвать. Дело в чёртовом водозаборе, который в аккурат находится рядом с ним. Дескать, проберутся шпионы, отравят воду – и капец всему…
Ситуация была патовая. Поворачивать назад? пройдя столько километров и не выбравшись к реке? Я стиснул зубы. Тут же рядом – карьер Борок, где мы с Андреем Шунько проводили семинары “Лаборатории ANдреналин”, где сбегают в карьер чистые ручьи, подобные горным речкам… А может, туда?
Девчонки поддержали. Все!
И вот мы пошли наитию, к карьеру. Без карты, без всего – вдоль трассы. А там заросли – выше меня. Я достал нож и им, как мачете, начал свирепо рубить эти лианы. Они падали сбоку, где-то шумела трасса, а мы в гудении комаров, продирались сквозь это… Клещи? Да какие там клещи. Мы об этом не думали.
И вот, вырываемся мы из этой, прямо африканской сельвы и перед нами открывается такая ласковая, гладенькая на вид, дорога к карьеру. На взгляд – метров пятьсот. Потом я посчитал – мы прошли, со всеми блужданиями, ДЕВЯТНАДЦАТЬ КИЛОМЕТРОВ БОСИКОМ. Что тут какие-то полкилометра.
– Ну? Пойдём?!
Девчонки: “Конечно!”.
И мы сделали первые шаги. О-а-у-аааа! Вы себе этого представить не можете. В совершенно ровную, укатанную до состояния паркета колёсами грузовиков, высохшую глину были аккуратно впаянные камешки. Как шипы. И они врезались в наши босые ноги. Как бритвы. Мы эти пятьсот метров преодолевали полчаса. С черепашьей скоростью…. но никто даже не заикнулся о том, чтобы повернуть назад.
И вот когда мы вышли на край карьера… Когда сели на его склон, когда увидели внизу маленький, как спичечный коробок, пятидесятитонный “БелАЗ” и экскаватор…
Мои девки выдохнули разом:
– ВОТ ЭТО КАЙФ!!!
Позже я узнавал от отца нынешней модели Secret, геолога: сидеть на этих обрывах смертельно опасно. Время от времени подмываемая ручьями порода вдруг срывается вниз и летит… Мы были на лезвии ножа! И странно, что, несмотря на это, ТОГДА никакого ограждения вокруг каменной чаши карьера не существовало в принципе.
…Обратно ехали в автобусе. Полном. Стояли. Только мне, как человеку с сединой, кто-то место уступил. И я слышал, как Настя Чащина и Катя Фомель кому-то из пассажиров жарко доказывают теорему о том, что ходить босиком здорово, круто, можно, полезно и вообще – кайфово!
Я не вмешивался. Этот рубеж – 19-километровый поход, был взят.
Подготовлено редакционной группой портала. Текст Игоря Резуна. Фото Студии RBF.