БЛОКНОТ. ЛЕТО. ВЫПУСК 3. КАТЯ ЧИЛИ.

БЛОКНОТ. ЛЕТО. ВЫПУСК 3. КАТЯ ЧИЛИ.

«Мы отсняли образы для картин, а потом я фотографировала просто состояние, это было не запланировано и очень естественно. Редкая фотосессия, где я не говорила как сесть или посмотреть, а просто молчала, наблюдала и снимала, это было круто», — рассказывает фотохудожница Юлия Савенко о работе с этой моделью. Да, есть тема и есть повод подробнее рассказать об этой яркой, разносторонне одарённой киевлянке…

Фото Юлии Савенко.

ЖЕНЩИНА С ПОЛОТНОМ

Фото Юлии Савенко.

Фотомоделью в проекте Юлии Савенко, имеющим целью фотостилизацию картин известных художников, выступила Екатерина Петровна Боголюбова (Кондратенко) — современная украинская певица, музыкант и композитор, выступающая под сценическим именем Katya Chilly. По определению музыкальной критики — «чудо» украинской альтернативной музыки. Пять изданных альбомов, три готовятся к изданию, три — в процессе написания. Более 40 сольных концертов в Великобритании. Её музыка регулярно транслируется в радио- и телепередачах BBC. Включена в итоговый TV-дайджест BBC-1, участвовала в гала-концерте Best of the Fringe.


На обложке журнала представлена работа из фотопроекта «Рождённая быть музой» — фотостилизация картины украинского художника Константина Трутовского «Женщина с полотном». Единственный украинский образ в фотопроекте не случайно воплощает именно Katya Chilly. Она этнограф, антрополог, углублённо изучает украинскую культуру и несёт её, чтобы передать потомкам.

«Первым образом, который я предложила Кате, был образ Оксаны по повести Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанный украинским художником Харитоном Платоновым, — делится автор фотопроекта Юлия Савенко. – На тот момент мне казалось, что в этом образе есть гениальные совпадения – Катя родилась в Полтавской области, Гоголь родился в Полтавской области, на героине украинский национальный костюм конца 19 века. Совпадало всё. В одном образе хотелось объединить три фундаментальных направления в украинском искусстве – живопись, литературу, украинский костюм. Но в процессе нашего с Катей диалога решение было изменено: мы много говорили о Кате, её жизни, ощущениях, снах, ребёнке, что помогло мне хорошо её прочувствовать, и в тот момент я поняла – образ Оксаны хороший, весёлый и беззаботный, кровь с молоком, но это всё не о Кате. Катя более глубокая, задумчивая, она – мать.

Две «Женщины с полотном» на обложке журнала «Культурный тренд».

И мы остановились на другом образе – выбор пала на картину «Женщина с полотном» художника Константина Трутовского. Героиня картины изображена босиком (а Катя, как известно, выступает всегда босиком), рядом сидит её сын (по возрасту и внешне он напоминает Святозара, сына Кати), опять же, одежда Полтавского региона, полтавские хатки изображены вдалеке на холме – Катя сказала, что они ей снятся. А потом из представленных образов Катя выбрала ещё один – героиню картины «Девочка в красном платке» (прим. редактора – предположительно Николай Ге). И началась подготовка к реализации проекта. Было ощущение, что мы воссоздаём очень важные утраченные элементы украинской культуры.»

Публикация в журнале «Культурный тренд» (Киев), сентябрь-ноябрь 2018 г., с. 21 — 27

Фото Юлии Савенко.

Ещё одно интервью с Катей, журналистки Натальи Ружило, можно прочесть в электронном варианте журнала.

Не правда ли, мысли Кати Чили и стиль её ответов что-то, вернее кого-то, напоминают? Но вернёмся к певице и… в Киев!

Концерт в Киеве. Фото из Сети Интернет.

Остаётся добавить, что, если бы я побывал там не 2 июня, а 2 июля, мог бы сам снять эти кадры  — которые мы публикуем. Большого мастерства фотографу, затерявшемуся в толпе зрителей в пасмурный день, не нужно, даже с самой примитивной техникой фото получаются сочные и яркие. В этот день в Киеве было прохладно, люди надели куртки и даже шапки. Но Катя Чили, выступавшая со своим неизменным, , состоящим из одних мужчин коллективом музыкантов «Katya Chilly Group 432 Гц» и часто составляющим ей компанию чисто женскому ансамблю «Рожаницы», осталась верна своему босоногому стилю, а некоторые песни исполняла ещё и сидя и даже лёжа на холодном асфальте, не отказываясь от раз навсегда избранной манеры подачи каждой песни. Выбор места для концерта на открытом воздухе не случаен — перед зданием музея на Почтовой площади, в нескольких шагах от входа в раскопки, которым грозит гибель под ковшом бульдозера.

 

Как раз среди этих раскопок изображена босая Катя на афише концерта, смысл которого — донести до властей требование прекратить застройку охраняемых зон в Киеве. Это не единственное общественное движение, в которое впрягается Катя.

Катя вообще охотно использует босоногие образы для визуальной рекламы своих выступлений.

Концерт в Киеве. Судя по одёжкам зрителей, там совсем не жаркое лето… Фото из Сети Интернет.

А одна рекламка меня просто умилила. Эти очень-очень грязные пяточки с сигаретой и цветочком — не Катины, хотя такие же узкие и гибкие, обладательница их неизвестна, они давно гуляют в интернете, переходя с одного барефутерско-фетишистского сайта на другой. Приятно, что это изображение оказалось по вкусу Кате, впрочем как и Светозаре, которая поставила на эту рекламку большой лайк в виде сердечка.

Думаю, что Катя, проповедующая любовь, убеждённая в её могучей силе, провозглашающая себя сторонницей религии сердца, поняла бы нас, потому что любовь, чем бы она ни была вызвана, какой бы вид ни принимала, всегда со знаком «плюс».

ВОЛШЕБНЫЙ СПОСОБ

А теперь — смена декораций! Это Карпаты, село Криворивня Ивано-Франковской области, где проходили съёмки фильма «Код предков» с участием известной украинской певицы и вполне идейного барефутера Кати Чили. Данные фотографии артистка выставила на Фейсбуке 4 марта. На вопрос кого-то из поклонников, кого она там играет, Катя ответила просто: себя. Информация о фильме (производство «Фреш Продакшн») появилась в августе 2018 г.:

Рабочий эпизод съёмок фильма «Код предков». Фото из Сети Интернет.

«Хочется верить, что к моменту своего выхода фильм обзаведется менее нелепо-эзотерическим названием, но сама задумка выглядит замечательно: это фильм-исследование украинского фольклора посредством современной украинской музыки. Одной из героинь предсказуемо станет Катя Chilly, чья прошлогодняя реинкарнация на шоу «Голос країни» уже стала забываться, и которой не повредит новое перерождение – на этот раз в роли экранной фолк-дивы.

Украинская музыкальная сцена, включая и этно-музыку – феномен, который давно пора удостоить ряда киноэссе, так что «Код предков», как и долгожданный «Усатый фанк», подоспеют как раз вовремя. Режиссер «Кода» – белорус Владимир Луцкий, ранее снявший исторический фильм «Хроника Минского гетто. Рожденные дважды».»

Катя Чили. Фото из Сети Интернет.

Вот какие комментарии появились в в Facebook к фотографиям:

Александр Чайка: Не холодно босой?

Katya Chilly: Ну… сначала было холодно. А потом мы нашли способ и стало просто бодро.

Александр Чайка: Что же это за волшебный способ?)

Katya Chilly: Есть один можно просто растереть ноги огненной водой с непривычки. Но есть народности, которые до сих пор ходят босиком.

У нас ходили босиком — это сила и определённый образ мышления и возможностей. У меня подруга ходит босиком более четырёх лет.

Мне свободно петь, лишь бы не было тесно — тоже без обуви. Это определённые отношения и неизоляция на уровне тела с Землёй.

Александр Чайка: Понимаю, потому что одно время зимой выходил во двор и ходил босиком, правда в шортах) пока на турнике подтягивался)

Katya Chilly: Тогда ты знаешь.

Да, всё верно, и по нашим данным подруга Кати Чили Елена Батенькова, с которой она попеременно ведёт в Киеве коворкинг с детьми, героиня одного из наших интервью, постоянно ходит босиком более четырёх лет…

 

В кожухах и босиком… И почти чёрные от загара, запылённые здоровые ноги!

В КОЖУХАХ И БОСИКОМ

С той же увлечённостью, что и Ольга Гавва, Катя Чили обращает своё внимание на те публикации в Интернете, которые заинтересовали бы и нас. «Западное (то есть не бывшее советское, а принадлежавшее Польше — В. З.) Подолье, г. Залещики, до 1934 р. В кожухах и босиком», — гласит подпись к этой фотографии, которую Катя выудила, просматривая посты годичной давности в группе «Украинцы: кто мы и какие мы». Благодаря перепосту Кати Чили и моему переводу вы тоже можете стать свидетелями дискуссии, которая разгорелась по этому поводу. Кажется, и в новосибирской группе была как-то подобная дискуссия, поводом к которой послужили босоногие герои Гюго. Ходили ли в описываемое им время бедняки босиком только из-за того, что у них не было выбора, или всё-таки получали при этом удовольствия? Тогда особенно впечатлили яркие выступления Финитевуса, не помню уже на чьей стороне, в этой дискуссии. Возможно, потому и не помню, что, как и подобает истинному критику, Доктор лишь обратил внимание на противоречие, вовсе не собираясь навязывать какое-то готовое решение…

 

 

Итак, вот как любители украинской старины отреагировали в мае прошлого года на это фото:

Natalia Burlaka: Гоcподи… и босые (((( Только в самом деле…. ну всё ж одетое, а хоть онучей каких-то не намотали на те ноги???? Удивительно сейчас…

Natalya Zomko: Удивительно….

Ірина Скиба: В кожухе, в шляпе, а босая.

«Украинцы»: Шляп не носили, кибалки очевидно) По свидетельству этнографов, босиком ходили и в первые морозы.

Taliya Is: И никто не болел.

Олександра Томчук: Естественный отбор работал…

А что это за «традиция» босиком ходить? У моей бабушки было даже такое присловье: «А я из богатого роду, не ходила бОсая сроду». Этим комментаторам Катю не понять.

Anna Weisrock: Но почему наши женщины ходили босиком??

Эдуард Котенев: Им нравилось ощущать землю под ногами.

Светлана Недодаева: А почему летом в кожухах?

Анна Кузьменко: Почему в кожухах? А лето же — деревья кругом в листве…

Ириша Криницкая: Может быть, оттого, отчего и сейчас некоторые дамочки в шубках с сентября по май ходят))) Мода. Красота. Понты))))

«Украинцы»: Некоторые этнографы описывали, что кожух принадлежал к полному наряду и поэтому его и летом носили, особенно в праздничные и торжественные дни.

Анна Руська-Київська: И нам (60-е годы) было удобнее босиком ходить. А родители заставляли обуваться.

Лилиана Стадник: Из беднейших слоёв населення…. Кожаная обувь была дорогой. А лаптей, как у русских, или, например постолов, никто не делал… почему?!

«Украинцы»: Были и постолы. Их носили беднейшие: пастухи и т. п. общественные прослойки, небольшое количество по сравнению со всем населением… Это не бедность, а традиция. Кожухи намного дороже по сравнению с обувью. Постолы иногда носили, но всё-таки в основном — сапоги.

Лилиана Стадник: Кожухи у девушек не «первой свежести». А что это за «традиция» босиком ходить? У моей бабушки было даже такое присловье: «А я из богатого роду, не ходила бОсая сроду».

«Вижу, комментирующим дамам трудно представить, что девушкам просто нравилось ходить босыми?!»

Olena Derevska: Это у автора страницы такая точка зрения, мы уже спорили как-то на эту тему 😊 Такая же традиция, как сейчас у народа традиция носить секонд-хенд 😊

Мартинишин Мария: Для чего говорить ерунду, какая традиция, бедные люди не имели обуви, а если и имели, шли до церкви босиком, а под церковью надевали. Бедность, никакая не традиция. И про секондхенд — если бы было за что купить новое, то не брали бы поношенное.

Andriy Lehki: На кожух деньги были, а на постолы нет?

Sergiy Gulenko: Потому что лето на улице. А кожухи от солнца спасают).

Эдуард Котенев: Вижу, комментирующим дамам трудно представить, что девушкам просто нравилось ходить босыми?! Я вот люблю ходить босиком — дома всегда хожу босым и по саду-газону тоже. По селу хожу босиком — мне так нравится! Мама рассказывала, что в селе её бабушки под Киевом они тоже ходили босыми с ранней весны и до поздней осени — обувь у детей и взрослых была, просто им было в кайф ходить босыми по пушистой земле и зеленой траве… Мама так и называла обувь до смерти — кандалы…

«Украинцы»: Моя мама, вспоминая свою бабушку, тоже говорила, что она только босиком и ходила. Все остальные были обуты.»

 

«Я согласен только с точкой зрения Эдуарда — людям, которые удивляются, просто кажется настолько невероятным, что от ходьбы босиком можно получать удовольствие, что приведут сколько угодно факторов и причин — которые, между прочим, тоже невозможно исключать. Но я об этом и писал как раз — и про бедность, и про практичность, и про статус, и про личные ощущения, и как это всё, возможно, взаимосвязано и друг из друга вытекает.

Сейчас же, говоря о настоящем времени и о сугубо личном отношении, спросят меня разутого — почему, мол, отвечу просто: нравится. Почему, спросят — пожму плечами, мол, не знаю. Попробуйте сами, решайте сами, а мне переводить текста уже поднадоело, тем более, что кому не интересно изначально — тот никогда и не разуется, я это точно знаю — это ни с чем не сравнимое чувство, когда тебе реально тесно и как будто душно в обуви или носках, если мы о помещении говорим. А кто в теме — тому и объяснять не надо.

Катя Чили. Фото из Сети Интернет.

Ну а я для себя уже давно все понял — но во мне это и жило всегда, как я выяснил в процессе собственных же многолетних размышлений и рассуждений. Кому неохота на эту мысль потратить меньше пяти минут — ну так и мне уже давно неинтересно толочь воду в ступе, а кто шарит — ну, того если и видно, то сразу — вас просто двое босоногих, и рассуждение о великом, мол, «о, ты в данную минуту в конкретном месте тоже босиком — а почему?» как-то тоже не заводится, все просто естественно происходит (как и должно быть, по-хорошему).

Трогательно… Фото из Сети Интернет.

Ну, может быть, одиноко гуляя по городу, если увижу как-нибудь одинокую босоногую девицу, пойму, что она гуляет, а не пьяная какая-нибудь — то, может, уже при сложившемся мировоззрении разуюсь сам и подойду кокетливо знакомиться «ой, а вы босиком, а я тоже, давайте вместе погуляем, одному-то в городе это делать скучно, я-то знаю», может быть, тогда-то и впервые в жизни об этом в самом деле будет к месту и на пользу завести щедрый диалог. Но это так, фантазии, хотя я знаю людей, которые именно это и реализуют, не стесняясь — и, при этом, с большим успехом, так что нечего-то больше и сказать.» (Из комментария, уже в нашей группе, Доктора Финитевуса.)

…Конечно, если бы не Светозара-Елена, Катя Чили не чувствовала бы себя так уверенно на съёмках украинско-белорусского фильма, о завершении съёмок которого она сообщила на Фейсбуке 7 октября и который всё-таки переименовали из вводящего в заблуждение относительно его жанра «Кода предков» в «Зов предков». Она опиралась на опыт подруги, который неопровержимо свидетельствовал о том, что босиком по снегу — можно! И действительно, ничего с ней тогда, в начале марта, не случилось. И хотя Катя Чили в своей частной жизни пользуется обувью, в основном минималистской, так популярной сейчас и среди босоходов Германии, она в любой момент готова появиться без неё даже на самом престижном, самом гламурном мероприятии.

Катя Чили. Фото из Сети Интернет.

Как, например, на красной дорожке Одесского кинофестиваля, да ещё вместе с босоногим сыном, пятилетним Святиком (сходство его полного имени с именем подруги и её мужа не случайно!), который начался как раз 10 июля, когда я уже садился на автобус, едущий из Одессы в Германию. На заботливые вопросы поклонников и поклонниц, не холодно ли её ножкам, певица неизменно отвечает: нет, не холодно!

Цель нового проекта Кати Чили — привлечь внимание к незаслуженно забытым проявлениям народной мудрости, которые много чему учат нас и сейчас. И о чём бы речь ни шла в загадках, босые ноги как естественная деталь народного костюма, считает профессиональный этнограф Катя Чили, подходят к ним всегда!

Может, это и странная фотография для Кати Чили. Но, как многие босозвёзды, свои ступни она тоже сама фотографирует, иногда. Красивые, женственные ступни. Выходит, знает об их сексуальностьи? Фото из Сети Интернет.

«НАШИ ШТЕПСЕЛЬНЫЕ ВИЛКИ»

Катя Чили на концерте. Фото из Сети Интернет.

И напоследок — невозможно не рассказать! Ольга Токарчук, 57-летняя польская писательница смешанного происхождения, носящая фамилию своего отца-украинца, нобелевский лауреат 2018 г. по литературе, получившая это звание в следующем, 2019 году (из-за скандала в Шведской академии наук в течение года премия не присуждалась) с формулировкой «за воображение, с энциклопедической страстью показывающее нарушение границ как способ жить», пишет в своей книге «Пройдись плугом по костям мёртвых»:

«У меня всегда было впечатление, что ступни являются нашей самой интимной и личной частью тела, а не гениталии, не сердце или даже мозг, органы, не имеющие существенного значения, которые незаслуженно высоко ценятся».

 

«В ногах скрыто всё знание о Человеке, там сосредоточен смысл того, кто мы есть на самом деле и как мы относимся к земле. В прикосновении земли, в её контакте с телом таится весь секрет — что мы сделаны из элементов материи и в то же время чужие ей, отдельные.
Ступни — это наши штепсельные вилки».

Текст подготовлен пресс-группой портала «Босиком в России» по материалам собственного корреспондента портала во Франкфурте (Германия), Владимира Залесского Фото из Сети Интернет. Текст портала является объектом охраны авторских прав.