БОСОНОГИЙ ТЕАТР. Выпуск первый: “Эквус”, Дарья Юргенс, Алла Юганова и другие.

БОСОНОГИЙ ТЕАТР. Выпуск первый: “Эквус”, Дарья Юргенс, Алла Юганова и другие.

Дарья Юргенс (Лесникова) – томичка, ныне известная актриса театра и кино, очень часто и играющая на сцене и позирующая – босиком…

После премьеры рубрики “КиноЗал” логично было бы исследовать ту же тему и применительно к театральным подмосткам. Тем более, что пьес с босоногими героями и ситуациями неизмеримо больше, чем в кино: зачастую там, где босые ноги сюжетно “не подходят” героям. итак, попытаемся вначале дать краткий обзор.


ОБНАЖЕНИЕ ДУШИ

Вопрос, почему в той или иной театральной постановке режиссёры сознательно разувают своих персонажей – от главных до всей труппы, на самом деле ответа не имеет. Потому, что театр! Театр и театральные условности. На известном форуме dirtysoles.ru есть целая ветка обсуждений театральных постановок, в которых герои играют босыми, к тому же большая часть постов принадлежит Ольге Гавва – большому ценителю и знатоку театрального искусства. Что же она пишет? Например, вот:

«Нарусова… спросила Галибина (новосибирский режиссёр, ныне живущий в Москве – пр. ред.) о периоде его работы режиссером сценических постановок, когда он… ставил свои спектакли для театра “Глобус” в Новосибирске. Галибин хотел узнать: что из его тогдашнего творчества ее особенно заинтересовало – из-за чего она о нем спрашивает? Нарусова ответила, что, оказывается, очень известен такой факт о театре “Глобус”, что Галибин  предписал его актерам играть постановку по произведениям Федора Михайловича Достоевского босыми и не поколебался даже тем, что и жена самого Галибина должна была исполнять такие босоногие роли. Галибин отвечал, что актеры не просто были вынуждены играть босыми – он решил, что им нужно бродить так по разлитой по сцене воде. Нарусова спросила – не жаловалась ли хотя бы жена Галибину на эту холодную воду. Галибин пояснил в ответ, что вода должна была казаться обязательно холодной, чтобы создать впечатление присутствия на сцене самого настоящего Петербурга, прежде всего у артистов, и он жалеет, что не мог привести для этого цистерну воды из Невы. Ему казалось, что местная вода, при той же низкой температуре, не может создать  нужного по жесткости впечатления…»

Полина Кутепова в постановке “Улисс” Мастерской Петра Фоменко.

В этом случае можно вспомнить постановку одной из классических пьес, «Эквус» Питера Шеффера – но мы к ней ещё вернёмся. Пока можно сказать, что босыми ногами актёров, как формой выражения некоего сверхсмысла постановки не пренебрегают и знаменитые режиссёры. Снова обратимся к форуму dirtysoles.ru:

«Спектакль Петра Наумовича Фоменко «Семейное счастие» по раннему Толстому — вторая часть дилогии, задуманной Петром Фоменко… Первая — «Одна абсолютно счастливая деревня» — была выпущена в мае и снискала немало премий и наград как «лучший спектакль сезона». Эпос Бориса Вахтина, варьирующий темы и стиль Андрея Платонова, интонационно был полон восклицательных знаков, широких мазков на тему сельской жизни, героических страданий молодой талантливой актрисы Полины Агуреевой и громов листов железа за кулисой. «Семейное счастие», напротив, полно многоточий, шорохов, поскрипываний половиц от босоногих пробежек Ксении Кутеповой — Маши, печальных сватовских чаепитий и тихих слез раскаявшейся в своей неопытности Ксении. Кутепова, для которой и был создан этот спектакль, — чистейший прелести чистейший образец. Она играет полуоформившуюся девочку, влюбившуюся в своего опекуна, убеждающую себя и его в необходимости и безопасности их отношений…»

Актриса Дарья Юргенс.

Тут – босые ноги героини Кутеповой символизируют «чистейший прелести чистейший образец», «полуоформившуюся девочку», да и намёк на домашнесть рассказанной истории тоже важен. А вот про спектакль «Медея», поставленный питерцем Алексеем Устегановым:

«Когда она вышла босиком на площадку, заросшую травой, колючками, покрытую местами острыми камнями, с высоко поднятой головой и горящим факелом в воздетой к небу руке, когда пошла по  кругу, зажигая стоящие то слева, то справа факелы, а по каменной стене побежали изломанные тени, – это была уже не актриса, а подлинная Медея, женщина, испепеленная страстью, чей голос звучал мощно и грозно, чьи глаза казались одной природы со звездами, зажигавшимися на темном и высоком небосклоне. Дария Лесникова полтора часа не играла, а жила жизнью женщины, которая за несколько минут до гибели   прокручивала в памяти свои последние дни…»

Здесь босые ноги, ступающие по колючкам и камням – мученичество, трагедия…

Дарья Юргенс дома. У актрисы великолепные, чувственные ступни…

А вот что пишут критики о спектакле «Сонеты Шекспира» в Театре Наций:

Предельно холодный пластический спектакль Тимофея Кулябина, в котором читают сонеты молодые и красивые люди, посвящен поиску ускользающей красоты и попыткам найти для невыразимого слово и движение. Присутствие на сцене технического персонала, который по команде дует ветром, светит солнцем и жует доширак, нарочито сбивает пафос и акцентирует внимание именно на самом, не всегда приглядном, акте созидания. Все исполнители босы, шлёпанье и шарканье их ног по сцене – то нарочито вялое, расслабленное, то дробный перестук голых пяток создаю вместе уникальную ритмику спектакля, заменяющий музыкальный аккомпанемент…

Постановка “Гамлета”. Ксения Шагаевская – вторая справа.

Одним словом, причин много. И надо сказать, что босоногий актёр в театре выглядит мощнее, ярче, внушительней, чем в кино. Отчасти понимают это и сами актёры, например, вот фрагмент из интервью Ксении Шагаевской, студентки Новосибирского театрального института курса режиссёра Павла Южакова, игравшей в постановке «Гамлет» 2004 года:

– Кому бы ты посоветовала побывать на спектакле?

– Прийти стоит молодежи, надо быть ближе к искусству… Павел Валентинович сделал замечательный спектакль — понятный всем и смешной. Для нас, студентов Театрального института, это огромная, тяжелая работа, результатами которой мы очень хотим поделиться.

– Кстати, а почему абсолютно все вы играете в спектакле босыми? Это задумка Южакова?

– Нет, это родилось у нас спонтанно, на читке. Мы предложили Павлу Валентиновичу, он согласился. Наши босые ноги символизируют перелом, который происходит в сознании шекспировских персонажей, их выход не-бытие, из реальности. Я уверена, что это вполне понятная, прочитанная зрителями деталь.

А теперь вернёмся к «Эквусу». Эта пьеса некоторое время была в репертуаре новосибирского театра «Глобус». И играли её вся труппа – исключительно босиком, причём босыми были даже персонажи, к таковому образу не предназначенные – например, психолог. В программках, которые раздавали билетёры, сей факт обязательно подчёркивался: дескать, актёры играют босиком, показывая высокую степень обнажённости души…
Печально, что ни одной фотографии той самой постановки, конца девяностых, мы в Сети не нашли. А нынешние постановщики оставляют босым только главного героя.

ЛЕНКОМ, АЛЛА ЮГАНОВА. ЧТО КОНЧИТА, ЧТО ТАРТЮФ…

Что ж, теперь стоит перейти к конкретным театрам и конкретным актрисам. Начнём с театра “Ленком” и актрисы Аллы Югановой. Алла – российская актриса театра и кино, певица. Ее называют одной из самых востребованных в кинематографе России. Она реализует свой актерский талант на сцене «Ленкома», снимается в популярных сериалах, таких как «Утесов. Песня длиною в жизнь», «Достоевский», «Убийство на троих», поет в музыкальной группе «Девушки сон». Она родилась 19 января 1982 года в Москве. Семья будущей знаменитости не связана с миром кино. Но благодаря маме, учительнице музыки по образованию, которая иногда участвовала в массовках, у девочки рано начала проявляться тяга к актерской профессии. Алла считалась прилежной ученицей, много времени отдавала театральной студии «Образ», а позже изучала театральное ремесло в «Школе искусств Святого Георгия». Стремление познать мир искусства отличало ее от других детей.

“Юнона и Авось”, постановка Ленкома, 2019 г.

Окончив 10-й класс, Алла попробовала сдать вступительные экзамены в театральный вуз. Она удивилась, что прошла конкурсы, попав на курс Виталия Иванова в Щепкинское высшее театральное училище. Юганова еще училась в школе и стала не студенткой, а вольнослушательницей. Такое положение вещей не устраивало целеустремленную девушку, и та решила сдать школьные экзамены экстерном. Уже через полгода Алла с полным правом села на студенческую скамью. После начала учебы студентка перевелась на курс Риммы Гавриловны Солнцевой.

Театральный дебют актрисы состоялся уже на 2-м курсе в Малом академическом театре. Юганова исполнила роль Белочки в постановке «Сказка о царе Салтане», а позже ей досталась главная роль Герды в спектакле «Снежная королева».

Хотя девушка едва окончила 2-й курс театрального училища, уже являлась полноценной актрисой «Ленкома», иногда исполняя роли в постановках других театров. «Роман в письмах» – еще одна яркая работа Аллы. Спектакль поэтического театра Елены Камбуровой имел успех у зрителя. Сотрудничество с музыкальным театром актриса продолжила, появившись в постановках «Туве Янсcон. Точка слева», «Снился мне сад…».

Какой же быть Кончите, если не босой, в этой щемящей сердце саге о вечной любви?

Еще один коллектив, куда была приглашена Юганова – театр «Квартет И». С ее участием там вышла комедия «ПроЯвлениЯ любви». Также артистка достигла успеха в постановке «Роман без ремарок» на сцене Театра наций. Позднее там же последовала работа в пьесе «Стеклянный зверинец».

“Тартюф”, Ленком, 2006 год. Как нежно партнёр Югановой ласкает её ножки – это о многом говорит…

Не раз в интервью Юганова отмечала, что путь в актерскую профессию можно назвать тяжелым, а о подобной деятельности она вовсе не бредила. По ее словам, в «Ленкоме» она оказалась случайно, но после долгих раздумий Марк Захаров именно Юганову утвердил на роль Кончиты в спектакле «Юнона и Авось». Молодой актрисе посчастливилось выходить на одну сцену вместе с Виктором Раковым и Дмитрием Певцовым. Алла Сергеевна удивилась такому развитию событий, ведь низкий рост (165 см при весе не более 52 кг) вряд ли способствовал бы перспективе получить роль в знаменитой постановке, тем не менее выбрали кандидатуру Югановой. Это стало настоящим прорывом в творческой биографии актрисы.

Ну, что касается “Юноны и Авось”, то тут всё ясно: если вы помните, в известном романсе так и сказано: “Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь…”. Вот и порхает Юганова босиком по сцене в паре с Певцовым. Естественно, что обувать такую романтичную героиню – значит, испортить всю кашу…

И, конечно же, поцелуй. Огромный подарок по смыслу пьесы и подарок… зрителям.

А вот сцена из “Тартюфа” постановки Владимира Мирозева в “Ленкоме” в 2006-м году. Дмитрий Грошев так нежно гладит ножку героини Югановой, что… нет, далее домысливать не будем. Но очевидно, что интимные устремления персонажей очень хорошо передаются через эти ласки красивых женских ножек.

Но вернёмся к актрисе. Одним театром карьера молодой актрисы не ограничивалась. Будучи студенткой 3-го курса, Алла получает приглашение от турецкого режиссера Али Озгюнтурга о работе в фильме Balalayka («Балалайка»). Эта картина стала успешной. Юганова отмечает, что первой серьезной работой считает телесериал «Сибирочка». Изначально артистка должна была играть 13-летнюю героиню, но ради участия Аллы в сериале режиссер пошел на компромисс и «состарил» героиню до 17 лет.

После этих дебютных ролей молодой актрисе посыпались предложения об участии в других постановках и фильмах. Персонажи, которые Алла воплощала на экране, весьма разнообразны. После роли «роковой женщины» в фильме «Близнецы» режиссеры наперебой начали предлагать ей образы миловидных красавиц.

Алла Юганова в одном из спектаклей.

Фильмы «Тариф на любовь» и «Мой личный враг» – видные работы актрисы в этом направлении. В первом из них она воплотила образ возлюбленной главного героя повествования Влада, во втором сыграла подругу журналистки Саши, которая берется за расследование опасного дела. Сама Юганова отмечает роль циркачки Любы в фильме по биографии Леонида Осиповича Утесова.

Образ беременной женщины неизменно взывает к босым ногам. Это отражено даже в анекдотном фольклоре.

Такое разнообразие заставляет молодую артистку постоянно работать над собой. Освоив вождение автомобиля, плавание и катание на коньках, Алла Юганова планирует выучить 2 иностранных языка, а также научиться ездить на велосипеде.

Знаменитость активно пытается добиться успехов в музыке. Она является солисткой музыкальной группы под названием «Девушкин сон». Участники коллектива работают без продюсеров, предпочитая самостоятельно выбирать и репертуар, и места выступлений. Много свободного времени музыканты посвящают репетициям в студии.

Актриса отмечает, что музыкальные выступления, в отличие от театральных спектаклей, проходят без пресловутой «четвертой стены». По словам Югановой, эта работа позволяет получать дополнительную энергию для творчества, развиваться и наполнять жизнь новыми впечатлениями.

Критики часто называют музыку в исполнении коллектива «нереальным роком», который все же постепенно приобрел совершенно иные черты благодаря использованию классических инструментов. Обновленным составом группы, куда вошла Юганова, были выпущены 2 альбома – «Быстрые сны» и «Инопланетянка».

Юганова была замужем. Общественности о бывшем муже актрисы известно только то, что мужчина никак не связан с актерским миром. Этот брак продлился 2 года.

В мае 2012-го у актрисы родилась дочь, которую назвали Анна. В СМИ не раз сообщалось, что актер Павел Кузьмин – отец девочки. Артистка трепетно относится к своей репутации, поэтому не допускает появления в прессе своих снимков откровенного содержания, в том числе и в купальнике. А в ответ на публикацию «Греховные страсти Достоевского», которая в свое время появилась в издании «Жизнь», где о личной жизни артистки отозвались как о непостоянной, Алла подала судебный иск.

Долгое время Алла утверждала, что музыка – просто хобби для нее, ведь специального образования у певицы нет. В интервью представителям СМИ Юганова однажды объяснила, что публике нравятся концерты, а результат работы свидетельствует о симпатии зрителей, поскольку поклонники постоянно просят представить новые композиции.

В 2015 году на экраны вышел детектив «Убийство на троих». Зрители запомнили эту киноленту, поскольку партнерами по фильму стали актрисы Юлия Такшина и Екатерина Копанова, которые отлично передали своих персонажей на экране. Сериал был тепло воспринят публикой, поэтому вскоре был отснят цикл фильмов, куда вошли картины «Марафон для трех граций», «Погоня за тремя зайцами» и другие. Новые работы выходили в течение 2 лет.

Свободное время актриса проводит с друзьями, посещает бассейн, поддерживает красоту и заботится о здоровье. Где-то в СМИ проскакивало сообщение, что актриса вместе с другой звездой, Оксаной Фёдоровой, совершает пробежки босиком по снегу – но фотографий мы не нашли. Алла Юганова с удовольствием читает книги и смотрит старые фильмы, а среди любимых актрис называет Алису Фрейндлих, Анну Маньяни, Инну Чурикову и Николь Кидман. Последнее имя весьма примечательно: ведь именно Кидман считается одной из самых звёздных “босоножек” Голливуда.


От редакции.

Мы надеемся, что новая рубрика вам понравилась. В запасе редакции есть ещё много кадров из спектаклей с босоногими актрисами. в любом случае, это хороший повод рассказать о театральных постановках и биографии тех мастером сцены, которые нам нравятся. продолжение следует.

 

Подготовлено редакционной группой портала по материалам Сети Интернет. Фото из Сети Интернет.

Источники: https://www.afisha.ru/performance/84091/, https://24smi.org/celebrity/2288-darya-yurgens.html, https://rtp-news.com/darja-jurgens-menja-doveli-do-samoubijstva/, http://www.ugorizont.ru/2016/12/02/alla-yuganova-moyu-sudbu-reshil-sluchay/, https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-alla-yuganova.html