МЫ И “М”
Информационный шабаш на тему «Московская мода ходить босиком в метро докатилась до провинции» продолжается – на прошлой неделе эту тему подхватили несколько новосибирских изданий… Давайте же, наконец, расставим точки над «i», чтобы понять, откуда вязалась эту убогая утка и кто кого чему научил.
А В ЗЕЛЁНОМ – НЕЛЬЗЯ!
Началом этой истории – точнее, темы «босиком в метро», стал 2004-й год. Тогда портал «Босиком в России» делал первые шаги, мы еще охотились с плёночной «мыльницей» в руках за босоногими на улицах после дождя… А новосибирское метро меняло юридическую форму собственности. И, конечно, формальным образом на сессии Городского Совета депутатов утверждали правила метрополитена.
Нашёлся человек, который восстал против приснопамятного правила: «запрещается… (многозначительная пауза диктора! – пр. авт.) …проход в метро без обуви, и в одежде… (снова колоритная театральная пауза, которая могла бы обнадёжить нудистов! – пр. авт.) пачкающей других пассажиров». Так вот, некто товарищ Ренат Сулейманов от городской фракции КПРФ восстал: мол, это что получается? Сегодня босиком нельзя, а завтра мы будем делить граждан и сортировать их права на пользование метро по цвету пиджаков?! Одним словом, тот самый легендарный пункт отменили, в новую редакцию правил он не вошёл. Но далеко не сразу исчез с информационных досок на станциях метро, а СМИ по этому поводу ничего не говорили – и поэтому большинство новосибирцев было по-прежнему уверено, что метро – зона повышенной опасности и босых туда пускать не должно… Кстати, мы потом пытались у товарища Сулейманова выяснить, какая это жажда абстрактной справедливости сподвигла его на такое выступление. Но он был большой шишкой уже, руководил областной фракцией, и после двух недель созвонок с его помощниками нам честно сказали: товарищ Сулейманов сам не помнит, как и что тогда было. На нет – и суда нет.
Так прошло шесть лет. Кстати, той самой московской ньюсмейкерши с “ураганным” псевдонимом, которая сейчас звездит на всех информационных каналах, от столицы до самых до окраин, ещё в проекте не было. Ну да ладно. И вот в 2010-м – новая смена собственности, новые кулуарные обсуждения и вот тут-то СМИ взорвались. Хорошо помню придурковато-сенсационные, как и полагается «жёлтой прессе», заголовки в печатных новосибирских СМИ: «В метро запретят ходить босиком и кататься на велосипеде!». Наверное, заодно и запускать воздушных змеев, летать на дельтапланах и разводить огурцы в теплице. Но не в этом суть – информация появилась в ноябре, ждать до лета было равносильно самоубийству (правило бы уже приняли и оно стало бы законом, как в Москве и Питере) и существовавшая на тот момент Новосибирская Ассоциация Босоногих приняла решение провести пикет.
В условленный день и час активисты, моментально разувшись на станции метро «Речной вокзал», прошли через турникеты – и в присутствии прорвавшихся вслед за ними представителей СМИ (включая радио и ТВ) и проехали несколько станций босиком – до станции «Красный проспект».
Ассоциация, честно скажем, и не надеялась на какой-то серьёзный результат этого демарша. Другое дело, что молчать просто было нельзя: это коренным образом затрагивало наши интересы. Но письмо, поступившее 26.11.2010 на имя и. о. обязанности Председателя НАБ, С. В. Лысковского, поразило. Оно в нашей иллюстрации – его можно открыть, скачать, распечатать… Чёрным по белому заместитель мэра города Новосибирска, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, г-н Н. В. Диденко пишет: «…не разрешается пассажирам находиться без обуви только на работающем эскалаторе… при этом данные пассажиры могут войти на станцию через вход, не оборудованный эскалатором… либо пассажиру будет предложено воспользоваться отключенным (резервным) эскалатором.». Что ж, вот такой официальный ответ дала мэрия.
Таким образом, на первую часть вопроса мы ответили – нет, это ни Москва и не Питер научили сибирячек (и не только их) входить в метро и ездить там без обуви. И никакая это не «мода». Это нормальная практика новосибирской жизни, до которой столичным босоходам – как пешком, в обуви и до Луны. А Полина Смерч, найдя, очевидно, бой-френда из холдинга «Известия.ру» (откуда и пошла эта мутная информационная волна), просто делает себе, любимой, неплохой пиар…
БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Обратимся к повседневной практике. Пока существовала Ассоциация, по договорённости с Новосибирским метрополитеном (!) мы три раза (!!!) устраивали масштабную акцию – «проверка метро», когда несколько десятков разновозрастных босых людей, в том числе и босые мамы с босыми детьми вваливались в метрополитен и проверяли станции на предмет чистоты. В частности, и своими голыми пятками. Надо сказать, все три раза результат оправдывал звание новосибирского метро – одно из самых ЧИСТЫХ в мире, второе или третье место. Но в 2017-м Ассоциация была самораспущена, и работники метро основательно подзабыли нас, и свои правила – тоже.
День Города, 30 июня. Мы с моделью Raissa спускаемся в метрополитен на станции «Октябрьская». Окрик сотрудницы: «Молодые люди! В метро без обуви нельзя».
Я вежливо объясняю женщине, что нельзя – на эскалатор, но мы туда и не идём. Мы просим её открыть нам стоящий в бездействии третий эскалаторный подъёмник. Не верит. Вызывает дежурную. Та сначала лепечет что-то про правила, я требую показать соответствующий пункт, дежурная сдаёт позиции и начинает взывать к моей совести: «Мужчина! Ну, как вы в таком виде… вам разве не стыдно?!». При этом босая девушка рядом, по её мнению, вроде как и стыдиться не должна. Окончательно дежурная сдаётся только после моей угрозы написать официальную жалобу в Управление метрополитена на улице Серебрениковской: с поджатыми губами расстёгивает красную ленту у входа на неработающий эскалатор, спускается сама и выпускает нас с другой стороны…
Мы доехали до станции «Площадь Гарина-Михайловского», провели великолепный фотосет в Музее Города Железнодорожного района. Возвращаемся на станцию метро. На этой станции тоже к босоногим не привыкли (самая толерантная – «Речной вокзал», где есть две лестницы и часто ходит изрядно подгулявший народ с Михайловской набережной – и босой, и с голым торсом – пр. авт.). Опять тоже самое – «Молодые люди, а вы куда?! Вы знаете что в метро босиком…». Я показываю на лестницу: вот она, никаких эскалаторов. У нас правила! Покажите. Но… ну… опять взывания к общечеловеческой морали – мужчина, но это же неприлично, вы сами подумаете, в таком виде и в метро. Я спрашиваю: а что такого? Гениталиями не трясу, волосатую грудь не показываю, в чём дело-то?
На «Гарина-Михайловского» сотрудницы метрополитена вовремя одумались и хором, улыбнувшись, сказали: «Ну, тогда мы вас ПРОСТО ПРЕДУПРЕЖДАЕМ! Об опасности!». Вот и слава Богу. Все бы так. Предупредили и мы пошли дальше, вкусно шлёпая голыми подошвами по прохладным – красота, после горячего асфальта! – полам станции.
И вот только в третий раз, когда вечером мы возвращались с площади Ленина, и зашли в метро, нам пришлось самим отступить. По закону. Я видел, что по эскалаторам движется плотная масса людей – все три были заняты. Но просто решил наудачу – заметят или нет? Дежурная бросилась навстречу, как птица-подранок, распростёрши руки-крылья, защищая невидимых птенцов: «К нам сюда босиком нельзя». Я издевательски усмехнулся – мол, ой, простите, я думал, что у вас есть резервный эскалатор… «Нет!» – завизжала резаной свиньёй дежурная. – «Нет резервных! Все заняты! Сами видите!». Что ж, видим. Всё по закону, да, а его мы уважаем. Ослепительно улыбнувшись, пришлось ретироваться и ехать на троллейбусе. Видимо, два прорыва обороны метро в этот день поставили на уши всю службу.
Прошло больше двух недель. 17 июля, я еду на фотосет с моделью Not Angel. Захожу в метро на «Речном вокзале», сверху (тут тоже редко бываю). Бросается дежурная: «Мужчина, на эскалаторе босиком…».
– А я не собираюсь вашими эскалаторами пользоваться! – грубовато обрываю её я. – Я по лестнице пойду.
– По лестнице?!
– Да. Вот она. Не видите?
– Да… но…
– Тогда я пошёл.
…Однако самое отчаянное сопротивление, надо отдать им должное, оказали работники станции «Заельцовская» на обратном пути. Несмотря на все сообщения о письме Диденко, несмотря на все аргументы, эти две отважные женщины не покорились босому супостату. И вызвали дежурную Та пришла через десять минут. Выслушала. Покачала головой:
– Мужчина! Нам сегодня начальник на планёрке приказал ни в коем случае не пропускать босиком. Из соображений безопасности.
– Уважаемая ваш начальник может вам говорить всё, что угодно. Есть правила. Я их не нарушаю. У вас тут лестница – эскалатора нет.
– Из соображений безопасности! – тупо повторяет метрошная рабыня.
– Какой безопасности? У меня штанину между ступеньками затянет? Они закатаны, штанины.
– Мужчина! В городе дождь, у вас ноги мокрые…
– Неправда. Сухие. Дать потрогать?!
– Не надо! Платформа мокрая.
– Абсолютно сухая, это видно. Давайте спустимся и проверим!
– Да не буду я с вами спускаться! Нам начальник сказал…
– Уважаемое, это ведомственное распоряжение, нарушающее ваши же правила и мои права. Я буду официально жаловаться в Управление. Поверьте, не пожалею ни времени, ни сил.
– Мужчина! Ну, вы же сами подумайте – как вы выглядите неприлично!
– Это только по-вашему «неприлично». Так мне писать жалобу или нет?!
Скорчив гримасу, дежурная шепчет помощнице: «пропусти ЭТОГО…». Но та решает всё-таки броситься дряблой грудью на амбразуру. Перед самым турникетом загораживает мне путь:
– Мужчина! Я вам могу показать наши должностные обязанности!
– Да не интересуют меня ваши обязанности! Вы мне правила должны показать. А я их знаю лучше вас!
В итоге я, конечно, прохожу.
Вот такие бои местного значения. Года два назад их не было – пропускали с улыбкой, только «предупреждали».
АДСКАЯ МАШИНА – ДВИЖУЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА
Что ж, а теперь самое вкусное. Про эскалаторы.
Итак, они возникли с рождением метро. Как сказано в одной патетичной статье, «…узнав о строительстве метрополитена в Москве, многие иностранные фирмы предлагали свои услуги по поставке и монтажу эскалаторов, будучи при этом уверенными, что Советский Союз, не имея опыта изготовления и монтажа эскалаторов, вынужден будет принять их условия, и запросили высокие цены в золотой валюте. Предложения иностранцев были отвергнуты, и мы приступили к созданию отечественных машин!». Приступили. На московском заводе «Подъёмник» и ленинградском «Красный металлист». Сделали.
Потом «Красный металлист» стал Ленинградским машиностроительным заводом им. Котлякова – делали. И до войны, и после войны, и по заказу для московского метро им. Л. Кагановича, и по заказу новосибирского, имени-никого… Все “адские машины”, способные покалечить, растекались по всем метрополитенам СССР – с одинаковой документацией, точно под копирку. Стандартизация!
А как вы думаете, документацию и ГОСТы с того самого дня, когда напрягшись и затянув пояса, утёрли нос иностранным эскалаторщикам – меняли?
Да ни черта. Зачем?! Эскалатор – движущаяся лестница. Крутится себе и крутится. Разве что число зубъев-полосок поменять, да количество самих ступенек…
Так вот, смотрите: вся история с запретом на «босоногих в метро» продиктована как раз ТУ и ГОСТами эскалаторов, точнее, их производителей. Кому в 30-е году могла придти в голову безумная идея, что в светлом храме социализма, чистейшем и красивейшем в мире метро, будут сверкать грязными пятками?! На улице Сталина-то тогда в Новосибирске босиком и без головного убора взрослым появляться воспрещалось…
Правильно, никому. ГОСТы и технические требования, в том числе прилагаемая к документации ТБ благополучно дожили до сегодняшних дней.
А сегодня эскалаторы делает та же питерская компания «ЛАТРЭС» (не исключено, что в неё вошли и остатки «Красного металлиста», нам узнать не удалось); «Содиамс Груп» выпускает свои модели от лица китайской компании SJEC, кировский завод “Универсалмаш” и новая московская компания «Трансмашхолдинг» также производят движущиеся лестницы. Эти эскалаторы благополучно устанавливают в крупных ТРЦ, в том числе в новосибирской «МЕГА» и «Галерея Новосибирск», ТРЦ «Эдем», в аэропорту Толмачёво и много где ещё…
Они работают, около них не дежурят охранники, нет информационных щитов с перечислением “запрещённого” и женский голос по громкой связи не оповещает посетителей ТРЦ об опасности неправильного пользования этими аппаратами.
А теперь – на минуточку! – следите за руками. Никто и никогда не слышал, чтобы травму на эскалаторе получил босой человек. Никто и никогда не слышал, чтобы в щель между гребёнками затянуло палец голой ступни. Мы проанализировали такие случаи – кстати, все они относились к московскому, порядком изношенному метрошному оборудованию и выяснили, что в 100% случаев виновата ОДЕЖДА. Края платья, лохматых джинсов, развязанные шнурки, тонкие подошвы шлёпок и т. д.
При чём тут босоногие?!
Если это так ОПАСНО (как утверждают метрополитеновцы), то почему НИКТО не гоняет босых с эскалаторов в «МЕГЕ»? В других ТРЦ? С надземного перехода над Большевистской в районе Речного вокзала? В аэропорту «Толмачево», кстати, международном, где охрана строжайшая – не чета потрёпанным метрошным тёткам с сиплыми голосами. Почему?! И при этом граждане массово не убиваются. А случаи проезда БОСИКОМ НА ЭСКАЛАТОРЕ были во всех указанных местах – могу вам этот подтвердить и привести десятки фото.
Иначе говоря, проблема надуманная и надутая, как мыльный пузырь. Чтобы метрополитен сдался и отменил проклятущее правило, недостаточно только доброй разумной воли прежнего его хозяина, Владимира Кошкина или заместителя мэра, г-на Диденко – они-то осознают абсурд ситуации, но сделать ничего не могут. Надо, чтобы переписал свои ГОСТы, ТУ и ТБ сам завод «Красный металлист» или что-то там имени Котлякова. Но юридически такой организации уже не существует! А правопреемникам её – оно им надо?! Оформлять кучу бумаг и заниматься бюрократией?!
Так что тупик, дорогие сограждане. Эскалатор в метро – источник повышенной опасности, так сказал товарищ Сталин и повторил верный ученик его, товарищ Каганович. А новосибирское метро построено по образцу московского, бла-бла-бла и так далее…
Так что это ЗАПРЕТА не отменят никогда. Будут только паллиативы, компромиссы и временные послабления. А что касается собственно Новосибирска, тут немного другое.
…Дело даже не в том, что метро – царство задастых коротконогих женщин, домохозяек до мозга костей с менталитетом общежитской вахтёрши. Не профессоров же туда сажать, в стеклянную будку. Дело в другом. Система, переставшая отвечать на вызовы, окостеневает. И я не удивлюсь, если через год-два, тихой сапой, новый начальник метро (там давно уже не благоволивший нам Владимир Кошкин) возьмёт, да переменит каким-нибудь фокусом правила. И в метро опять зазвучит суровым левитановским голосом: «запрещается… проход без обуви и в одежде… пачкающей» и т. д.
Вот только Ассоциация Босоногих уже впрягаться не будет. И я не буду, промолчу. Нет, тихо позлорадствую этому концу десяти лет свободы. Свободы, которую отвоевали, да удержать не смогли. И будем мы, как несчастные москвичи да питерцы, сланцы в рюкзаках таскать – для метро.
Так нам и надо.
Игорь Резун, шеф-редактор портала «Босиком в России», член Союза журналистов РФ.
Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на newrbfeet.ru. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте на e-mail: siberianbarefoot@gmail.com. Мы соблюдаем нормы этики, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».