БОСОИСКУССТВО: НОРМАН РОКВЕЛЛ.

БОСОИСКУССТВО: НОРМАН РОКВЕЛЛ.

Иллюстрация к “Тому Сойеру”, 1936 г.

Более десяти лет назад, когда наш портал только делал первые шаги, московский любитель искусства, Михаил Лопин, презентовал нам DVD-диск с коллекцией картин на босоногую тему. Надо признаться, диск этот лежал долгое время без движения (хотя на старом портале мы даже делали несколько тематических выпусков), но… мы вспомнили о нём сейчас. И начинаем серию публикаций о босоногом искусстве.

НОРМАН ЗА СВОБОДУ

Норман Роквелл родился в 1894 году в Нью-Йорке, в 14 лет поступил в Нью-Йоркскую школу искусств (The New York School of Art (прежде The Chase School of Art), а через два года перешёл в Национальную академию дизайна. Очень скоро он перевёлся в творческую группу Art Students League, где учился у Томаса Фогарти и Джорджа Бриджмана. Наставления Фогарти в области иллюстрирования подготовили Роквелла к его первому коммерческому заказу. У Бриджмана он научился техническим приёмам, на которые полагался всю свою долгую карьеру.

Успех к Роквеллу пришёл рано. Свой первый заказ, четыре рождественские открытки, он выполнил в пятнадцатилетнем возрасте. Будучи ещё подростком, он был нанят ведущим художником в Boys’ Life, официальное издание бойскаутов Америки. Примерно в этот же период Роквелл начал успешную карьеру свободного художника, постоянно получая множество заказов на иллюстрации для молодёжных журналов.

Когда Роквеллу исполнился 21 год, он организовал собственную студию. Очень быстро ему стали заказывать работы такие издания, как Life, Literary Digest и другие. Спустя примерно год Роквелл создал свою первую журнальную обложку для издания The Saturday Evening Post. Иллюстратор всегда высоко ценил этот журнал, отзываясь о нём как о самом точном зеркале американской жизни.

Период тридцатых-сороковых годов оказался самым плодотворным в карьере иллюстратора. Вместе с женой и тремя сыновьями Роквелл перебрался из Нью-Йорка в небольшой городок Арлингтон в штате Вермонт. Смена места проживания сказалась и на работах Роквелла: он стал уделять больше внимания изображению американской жизни в небольших городках. В 1943 году, вдохновлённый выступлением президента Франклина Рузвельта в Конгрессе, Роквелл создал свою знаменитую серию картин «Американские свободы» («Four Freedoms»). В распространившейся в США атмосфере приверженности демократическим ценностям эти работы, принёсшие Роквеллу ещё большую известность, объездили с выставками всю страну, а полученные от выставок средства (130 млн долл.) пошли на военные нужды. В том же году у Роквелла случилось большое несчастье: его студия в Арлингтоне была полностью уничтожена пожаром, вместе с нею погибло большое количество его работ. Ряд известных картин в начале пятидесятых годов художник выполнил, используя как натурщицу Мэри Уэллен.

Некоторые из работ художника сохранились благодаря тому, что он в 1969 году передал их на хранение одной из американских организаций, которая открыла музей работ. В 1978 году Норман Роквелл скончался. Ему было 84 года.

ИЗ СССР С КАРТИНОЙ

Интересно, что в 1967 году Норман Роквелл для американского журнала для иллюстрации к серии статей о жизни в Советском Союзе пишет картину «Look Magazine» «Русские школьники» («Русский класс», Russian Schoolroom, The Russian Classroom, или Russian Schoolchildren). На картине изображены советские школьники, сидящие за партами в классе. Они как бы слушают преподавателя. Но на учительском столе перед ними стоит бюст Владимира Ильича Ленина и складывается впечатление, что пионеры смотрят именно на него и внимают только ему. Сзади на стене виден лозунг «Учиться, учиться и учиться». Однако, среди детей присутствует один мальчик, который отвлеченно смотрит в окно.

Бытует мнение, что Норман Роквелл никогда не был в Советском Союзе, а фотографии, которые он использовал в качестве основы, он нашел в журнале «Семья и школа». Однако, в биографии Роквелла, написанной Деборой Соломон, есть упоминание о поездке в СССР.

О судьбе картины «Русские школьники» Стивен Спилберг вполне мог снять захватывающий фильм, если бы не стал главным героем этой детективной истории. В 1968 году Джек Соломон, известный галерист, купил картину. В июне 1973 года ее похитили из картинной галереи в Клейтоне (Сент-Луис, Миссури). На целые 15 лет след картины был утерян. И вдруг, в 1988 году на аукционе в Новом Орлеане работу выставили на продажу. Более того, она была куплена примерно за 70 тыс. долларов. А упомянутый ранее режиссёр Стивен Спилберг в 1989 году стал следующим владельцем «Русского класса», но купил он работу уже за 200 тыс. долларов. Причем арт-дилер, продавший картину, работал легально и гарантировал покупателю юридическую чистоту сделки. Но в 2007 году случился казус. Ассистент Спилберга увидел эту работу в списке ФБР с похищенными предметами искусства. Тут то все и началось.

Первый продавец картины Джек Соломон, который еще в 1996 году обанкротился, решил поправить свои дела и подал иск против Спилберга и ФБР. Он утверждал, что бюро знало о том, что картина находится в розыске, но не предприняло никаких действий. Другой арт-дилер Джуди Гоффман Катлер, которая продала картину Спилбергу, подала встречный иск против Соломона и британского агентства по розыску краденых произведений искусства Art Loss Register. Она утверждала, что предпринятое ими расследование привело к расторжению контракта между ней и Спилбергом. Ущерб она оценила в 25 миллионов долларов.

В апреле 2010 года суд вынес решение по этому делу в пользу Спилберга, закрепив его законное право на работу Роквелла. Был принят во внимание тот факт, что в 1988 году сотрудники ФБР видели выставленную на торги картину. Согласно материалам дела, ими было проведено расследование, в ходе которого вопрос о принадлежности картины был улажен, поэтому продажа «Русских школьников» была законной. Из всего этого следовало, что помещение работы Роквелла в список ФБР было простой ошибкой. Кроме того, истец Соломон в 1988 году уже получил компенсацию в 20 тысяч долларов от страховой компании после того, как увидел пропавшую картину на торгах и сообщил об этом аукционному дому. Сейчас картина Роквелла «Русские школьники» оценивается в 700 тысяч долларов.

…Конечно, у Нормана Роквелла не было никакой особой тяги к изображению босых детей. Да и большинство маленьких персонажей его каптин, как и полагается приличным американским детям – обуты. Тем ценнее те немногие, которые проповедует радостное детское босоножество.

Кстати, после выхода анонса материала в соцсети ВКонтакте, в представительстве портала, наш читатель Алекс Выходцев из Москвы добавил ещё несколько картин Роквелла в этом же жанре – они размещены внизу. Любопытно, что стилистика их напоминает советские плакаты шестидесятых, эдакий лубок ХХ века. Трогательно, мило, наивно. Такое было время – и у них, и у нас.

      

 

 

 

 

 

 

Подготовлено редакцией портала. Фото из Сети Интернет (коллекция Михаила Лопина).