ИСТОРИЯ САЙТА И СТУДИИ RBF. Серия № 47. Школьные безобразия.
2013-й год оказался настолько богат съёмками и событиями, что, пожалуй, он “вылезает” у меня на две, а то и на три части… Что ж, надо начать с главного. С гимназии “Пересвет” в городе Бердске, которая дала основной массив съемок этого года. Именно туда я устроился по специальности, учителем и вряд ли мог предполагать, что именно там найду многих новых моделей.
ОНИ ВАС ПРОСТО ЛЮБЯТ!
Как раз в то время, осень-зиму 2012-2013 годов я, имевший ограниченное передвижение, да и просто – частично оторванный от дел Ассоциации, написал повесть “Бабье лето” про школу. Потом она трансформируется в пьесу “ШКОЛА КАК ЕЁ НЕТ”, а пока – ну, вот она и лежит у меня на диске компьютера, в “готовых черновиках”. А с сентября 12-го окунулся в школьную жизнь…
Дали мне 10-й класс. А десятый, доложу я вам, во всех школах – последний год настоящей школьной юности, расслабуха полная; вроде взрослые все уже, держатся особняком, на мероприятия-утренники их особо не таскают… С другой стороны, ОГЭ позади, ЕГЭ только через год и поэтому учёба идёт так, ни шатко, ни валко. Ну, и я подходил к своим задачам примерно так же. Главной целью было не научить чему-то, ибо по идиотским образовательным традициям с десятого почти по всем предметам (по истории – точно!) начинается пережёвывание “жвачки” заново, всего курса – и школьники откровенно зевают. И те, кто что-то запомнил, и те, кто давно всё забыл. Значит, нужно было заинтересовать ребят в первую очередь.
И это мне удалось. Более того, удалось построить отличные отношения со всеми практически. И вот сижу на одном педсовете, и этот “десятый” костерят мои коллеги на чём свет стоит. И не слушают, и хамят, и хулиганят, и “ведут себя безобразно” (старое педагогическое клише!), и вообще… Я не выдержал, наклоняюсь к заму по воспитательной работе, довольно молодой даме и – шёпотом:
– Ничего понять не могу, чего на них все взъелись?! У меня с ними вообще никаких проблем нет… Меня слушают…
А дама, таким же шёпотом, пока очередной учитель мечет громы и молнии, отвечает:
– Да они просто вас любят!
Вот так. Любят просто – и всё. Да и я их любил.
А потом заболела их классная руководительница и меня поставили её замещать. Временно. Обязанностей не так много, но одна из главных – проводить “классные часы”. Скука смертная, все это понимают, потому, что учить морали строгой этих взросленьких уже поздно, сюсюкать излишне, а время “отрабатывать” надо. Ну, вот я и обмолвился о повести; они заинтересовались. Прочёл несколько отрывков. И тогда одна девушка, кажется, Мария Бартель, мечтательно говорит: “Эх, снять бы это на видео, как фильм! Было бы классно!”.
Ну, любые видеосъёмки сюжетные – это непросто, об этом я и тогда догадывался и потом, когда начали ставить пьесу в “Творческих Мастерских Владимира Бочарова”, это прошёл на собственном опыте. Однако… Родилась мысль сделать с помощью ребят хотя бы качественные фотоиллюстрации. И началось!
Сразу оговорюсь, что этому “безобразию” администрация “Пересвета” имела прямое отношение. Я проконсультировался с этой замдиректора “по воспитанию” – и она одобрила. Даже сыграла своего антипода – злую и коварную “замшу” из повести, благо что там вся напрочь “каблукастая”, разуваться не пришлось. Директор, человек тихий и немного пофигистический, одобрил тоже. Так что мы во время тех или иных съёмок совершенно спокойно передвигались по школе босиком, выходили из кабинетов, заходили, разыгрывали сценки в коридоре… Ну, коллеги и другие ученики поудивлялись, но в общем всё было всем как-то “поровну”. Кстати, именно в то время увидела меня девочка по имени Анастасия, которая потом, через много лет, превратиться в одну из самых легендарных моделей Студии, Анастейшу. И признается: да, я так завидовала девчонкам, которые у вас босиком снимаются!
Ну, так как снимали мы много-много, и коллектив был большой, пойдём по персоналиям.
ВЕРОНИКА. ЧЁРНО-БЕЛАЯ КЛАССИКА.
Начал я с задумки оформления глав. Хотелось сделать к каждой главе фотоиллюстрацию-заставку. И там – чтобы фигурировала девушка в классическом образе “Последнего звонка”. Ну, вы помните: чёрное платье и кружевной фартучек-передничек. И босиком, конечно… Проблема была не в исполнительницах. Проблема была в самом платье! Такое не у всех есть. А нашлось оно у Вероники.
Девушка вообще, очень строгая, серьёзная, круглая отличница. О том, чтобы сниматься “для сайта”, и речи не шло. Но вот эта идея ей понравилась. Ну, вот мы и сделали этот фотосет.
Вне сомнения, он удался. Выражение лица у Вероники было именно таким, каким нужно: отстранённым, романтичным, лиричным и так далее. Строгим. Нейтральным по отношению к действию.
Помню, что снимал её в школьном коридоре. Стоит такая нимфа, босыми ногами на этом серо-грязном бетонном полу – эти школьные “советские” полы, на вид даже ужасные, как в каземате Шлиссельбурга или средневековом замке! – и идёт по коридору её прежняя классная, года два как их передавшая. Пожилая учительница, Вера Ивановна, кажется. И давай кудахтать: “Вероничка! Что ты босая на холодном полу! Ты себе придатки простудишь!!!”. Вероника – ноль эмоций. Вообще. Стоит, смотрит в окно, задумчиво. Вера Ивановна подпрыгивает, как спугнутая курица. Я снимаю – думаю, надо успеть кадры сделать, а то ведь эта дура сейчас разорётся, начнётся скандал, надо успеть хоть что-то снять…
В общем, выдохнул я: “Снято!”, тогда Вероника разворачивается к женщине и чётко артикулируя, раздражённо говорит:
– Вера Ивановна! Во-первых, я вам никакая не “Вероничка”! Во-вторых, мои придатки вас не должны интересовать вообще! В третьих, не мешайте работать!
От такого аффронта бедная Вера Ивановна побелела, оконфукзилась и убралась в сою начальную школу.
Второй случай был связан с тем, что во время съемок в классе кто-то заглянул из других учеников, пискнул: “Вероника, там тебя директор просил зайти за справкой!”. Какими – я уж не помню, как и имени-отчества этого директора. Я откладываю фотоаппарат: ну, сходи.
И отвернулся. А потом соображаю: моя Вероника совершенно спокойно, в этом своём чёрно-белом, с шикарными бантами на косах! – вышла и пошла “к директору”. Босая. Ну, думаю, сейчас начнётся – почему, да отчего, да как вы над детьми издеваетесь…
Ничего! Пришла с какой-то бумажкой. Спрашиваю: а директор не того, не удивился? Вероника совершенно спокойно отвечает: нет, говорит, только сказал, чтобы я на улицу так не выходила. Почему? А во дворе много мусора, ремонт в школе начался…
Да, вот такие нравы царили в патриархальном Бердске. Вообще, когда я начну там гулять с босоногими моделями, я буду поражаться, насколько этот рабоче-крестьянский городок (как бы с тремя всего “градообразующими предприятиями”, давно растащенными на кусочки – бывшим Бердским радиозаводом “ВЕГА”, Бердским электромеханическим заводом и химзаводом) похож на… интеллигентный Академгородок. Там не спрашивают, чего это люди босячат по улице из интеллигентности, да и нестандартных личностей в Академгородке хватает; а тут – потому, что всем всё фиолетово и озабочены все мелкими проблемами хозяйственного бытия.
Серия удалась на славу, эти фото до сих пор у меня в архиве (возможно, сделаем галерею для портала!), ждут своего часа… Но, тем не менее, конечно, фотосессий летом я Веронике даже не предлагал.
Кстати, эта милая девушка – умная! – что-то такое интуитивно чувствовала. В нашей теме. Хотя тогда, в 2013-м, не было широкой известности темы фут-фетиша. и очень сильно возражала, чтобы кадры её появлялись где-то, кроме как в книге. И из класса выходить не хотела ноги пачкать.
Но я всё-таки выманил.
КРИСТИНА: РЫЖАЯ ЗВЕЗДА
Одной из самых ярких фигур в классе была Кристина. Высокая, рыженькая (то с дредами, то перекрашенная в чёрт-знает-какую комбинацию цветов), в рваных джинсах. Из породы тех, кто “за любой кипеш, кроме голодовки!”. Конечно, она сразу попала на мой примет. И охотно согласилась. С ней мы сняли три фотосета-иллюстрации. “Мойка окон”, “Уборка класса” и “Урок босиком”. О каждом надо рассказать отдельно.
Мойку окон осуществляли реально. Так сказать, сочетая полезное с приятным. Это вроде как “субботник” был, и я решил его использовать. При этом часть тех, кто в съёмках, не участвовал, помыл несколько окон в так сказать, “нормальном” виде – обутые, а вот одно окно я оставил для фотосессии. Мыли его Кристина и Алёна.
Тихая, задумчивая Алёна и громкая яркая Кристина. Блестящая пара! В разгар мойки заглянула та самая замдиректора по воспитательной работе. Ну, она-то в курсе, вопрос “почему босиком?”, задавать не стала. Благосклонно оглядела голые пятки учениц и присовокупила:
– Вы, главное, хорошо протирайте после мыла, а то ведь разводы остаются…
Вот так. Главное – хорошо протирайте. В процессе увлеклись, опрокинули на пол ведро с мыльной водой. Хихи да хаха, устроили танцы в этой луже. Жалко, этот эпизод на фото не попал – я пошёл просить тряпки у завхоза, чистые.
Но после того, как окна были помыты, Кристина захотела сниматься ещё. Позировать! Я говорю – Кристина, а если летом по улице? Да запросто. По грязи? Да легко! И ведь это будет, она станет одной из лучших моделей года, примет участие в программе “БосоТуризхма”, прогуляется с питерцем Ильёй Горбачёвым.
Пошли мы по школе гулять. А время уже около пяти, школа тиха, пустынна, как сельское кладбище. Кристина “выкаблучивается” (если этот эпитет тут применим!), как может. Обидно только то, что техника фотографическая у меня на тот момент была несовершенна: многие фото из-за недостатка света дают “зерно”. Увы.
Потом, когда мы будем уже бродить с ней босиком по городу, легко и свободно, Кристина признается: “Я всю школу мечтала как-нибудь прийти в класс босиком. И так заниматься! Но побаивалась. Мало ли, классная разорётся…”. И вот, сейчас, в десятом, эта её детская мечта – сбылась!
Ну, и конечно, потом она снялась в сцене “уборки”. Ничего особенного, конечно: ведро, вода, веник, полив цветочков. Логично, что во избежание испачкивания стульев и парт девушка встаёт туда босыми ногами. А как же? Ну, и конечно, снова прогулялись по школе.
А фотосессия “Урок босиком” – конечно, один из самых лучших. Можно было себе представить ту самую “школу мечты”, где ученики могут свободно ходить по ней босыми… И наряд Кристина подобрала соответствующий. Трогательно-школьный. Эх, почти “финская школа”.
К сожалению, собрать из всех в одно время и в одном месте оказалось очень и очень проблематично. Либо дома заняты, либо какие-то секции, либо что-то ещё… Поэтому все мои фотосесии получились фрагментарными. Личными.
А с Кристиной мы ещё погуляем по Бердску, да. Но это отдельная история.
Кстати, из всех их я нашёл пока только… Кристину. Живёт она в родном Бердске, работает в местном ДК. Дочку растит. И очень живо отреагировала на предложение “тряхнуть стариной” этим летом…
ТРИО: НАСТЯ, ВЕРОНИКА И МАША
Ещё две девушки тогда вызвали моё повышенное внимание. Первая – это Настя. Кстати, с её кадрами сейчас публикуется “Фоторассказ” на портале. Неформалка. Не очень громкая, но со стальным стержнем внутри. Я тоже её сразу приметил.
Естественно, вопрос: Настя, ты любишь ходить босиком? Ну, да, на даче, дома… А по улице пробовала? Нет. Но типа, интересно… Вот такие люди и нужны были мне. При этом я Настю предупредил: грязь, камешки и всё прочее. Да легко!
Дебют состоялся в сценке “Три девушки” – Вероника изображала учительницу, а Настя и Маша – шаловливых босоногих учениц.
Мария Бартель – отдельная история. Про таких в советское время бы сказали “комсомолка, отличница, спортсменка!”. Что же, спортсменкой Мария была, по лёгкой атлетике, постоянно уезжала на сборы, соревнования и прочие мероприятия. Отличницей – не очень, но за её спортивные достижения часть хороших отметок просто “рисовали” – да и я, грешный тоже: девчонка вежливая, не ленивая, умная… Да ну их в пим дырявый, эти отметки! Идёт по жизни правильной дорогой, поможем. Ну, а комсомолкой она просто по историческим причинам не стала. Хотя во времена СССР – запросто. Азартная, активная.
И вот Мария одной из первых вызвалась участвовать в проекте, а потом, после этих съёмок, бабахнула:
– А босиком по Бердску можно?! Я очень хочу!
Да, она действительно “хотела” и это будет позже ясно, когда она с энтузиазмом снимется возле строящегося торгово-развлекательного центра “Астор”. И Настя тоже снимется. Несмотря на грязюку, холод, прилипающие к пяткам почки…
В общем, это вот – только начало нашей школьной истории. Дальше всё было ещё интереснее.
(продолжение – следует)