Мужчины-барефутеры – это отдельная тема Босонета, и она также вызывает наше пристальное внимание. Вот что пишет один из них в ВК: “Впервые разулся в 2005 году во время прогулки по лесу, домой вернулся босиком. Следующая прогулка была по району, через через неделю решился проехаться в метро. С тех пор хожу босиком с апреля по ноябрь. Откровенно говоря, не причисляю себя к идейным барефутерам и, если на улице ветер и слякоть, предпочту обуться. На работу тоже приходиться обуваться, хотя, конечно, хотелось бы такую, где дресс-код не обязателен. Есть двое детей, которые босоножили со мной, когда были малышами, сейчас иногда только дочка может скинуть обувь и прогуляться со мной за компанию”. С автором этих строк, москвичом Сергеем Шарком, беседует директор Международного информационного бюро портала, спецкор Владимир ЗАЛЕССКИЙ.
– Хотел написать “хорошего рабочего дня”, а потом подумал: может быть, ты не работаешь сегодня?
– Не работаю, но я детей забираю. Разведен, папа по выходным… Кстати, дочка со мной босячила… Но она слишком юная была, не знаю, можно ли фотки такие публиковать. И сын тоже иногда тоже со мной босиком ходил.
– В какой сфере ты работаешь?
– В сфере энергетики, МОЭСК (Московская объединённая электросетевая компания). Я вообще-то юрист по образованию, но по специальности работал только год.
Сергей Шарк – очень симпатичный и дружелюбный барефутер!
– Сколько лет детям? Когда ты женился?
– Сыну одиннадцать, дочери тринадцать. Женился в 2003 г.
Когда дети Сергея были маленькими, они с удовольствием босоножили вместе!
– Какое место в твоей жизни занимает барефутинг, как всё начиналось и как развивалось с течением времени?
– Всё началось с Краснодара, еще в середине 80-х. Часть лета я проводил в этом городе, у меня там много родни… И если в Москве увидеть на улице босоногих детей было необычайной редкостью, то для Краснодара тех времен это было вполне обычным явлением. Но для меня это было шоком.
Загорелые десятилетние девчонки и пацаны выходили из дома босиком и бегали по раскалённому асфальту, как по травке (а асфальт в Краснодаре в те времена был иным, нежели сейчас, – грубая неровная мешанина с вкраплением камней и гравия). Набравшись смелости, я несколько раз скидывал сандалеты, но ходьба босиком по такой поверхности для моих изнеженных столичных ног была настоящей пыткой…
Прошли годы, и судьба вновь занесла меня в Краснодар, на этот раз в роли студента (я получал высшее образование, так как провалился в Москве). Это время (середина девяностых) как раз пришлось на активное движение последователей Порфирия Иванова. Я часто встречал на улице босых мужчин и женщин, и это произвело на меня неизгладимое впечатление.
Представьте, на улице +7, а на остановке стоит тётенька лет пятидесяти, с авоськой (хлеб, молоко), на ней старенькое выцветшее, но опрятное платье, распущенные волосы с проседью и… босые ноги. Ступни были нахоженные, растоптанные, то есть явно видно, что эти люди ходили босиком не первый день… Меня это так поразило, что я задумался – а смог бы я!? Не страшась косых взглядов и перешептываний за спиной?
Однажды поздно вечером пошел прогуляться, разулся. Ощущения были непередаваемыми. Еще теплый, нагретый за день асфальт (на Кубани летом очень жарко), шероховатости асфальта – все эти воспоминания свежи до сих пор, словно это было вчера.
Единственное, о чём жалею – не подошёл, не познакомился с ивановцами. Даже фото не осталось – фотографировать этих людей на улице тогда было просто нечем: в то время смартфонов не было, а фотоаппарат (мыльницу) с собой не будешь носить каждый день…
Судя по фото, на Блошином рынке.
Отучившись, вернулся в Москву. Часто бывал на Старом Арбате, где тусовались босые неформалы (это сейчас их там нет, а раньше было видимо-невидимо). Так и подмывало составить им компанию, но каждый раз при этом в мозгу щелкал невидимый тумблер «мол, как так, в центре города, что подумают люди?!».
Но однажды как-то, во время прогулки в лесу, я просто снял кроссовки и вернулся домой босиком. В следующий раз, собравшись на улицу, обувь с собой решил не брать, а через неделю босиком выбрался в центр города. Очередным испытанием было метро. Вот так постепенно я привык ходить босиком и, начиная примерно с 2005 года, обуваюсь только на работу и с выпадением первого снега.
Кстати, моя бывшая жена часто предъявляла претензии по поводу разутости… Наверное, это было одним из поводов наших многочисленных разногласий и, в конечном итоге, развода. Сейчас у меня есть постоянная подруга, она меня полностью поддерживает, иногда разуваясь за компанию.
– Хочу спросить о границах твоего хождения босиком. Насчёт физических – всё ясно. Ну, на работе, понятно, носишь обувь. Кстати, какого рода у тебя работа в МОЭСК?
– Что касается границ – вроде бы никаких препон в повседневной жизни не было. В кафе, рестораны, музеи, кино, театр, поезд и даже самолет – проблем с босоногостью не было. Единственное, обулся во время посещения ОВД, когда нужно было продлить лицензию на оружие (на такие случаи я ношу с собой лёгкие сланцы). Работаю я в режимном подразделении, в сфере гражданской обороны и защиты от ЧС.
Сын, вероятно, уже давно не разделяет “увлечение” отца…
…а дочка порой ещё разувается за компанию и не стесняется грязных пяток!
– Как далеко от твоего дома работаешь, в каком районе Москвы живёшь?
– Северное Бутово.
– Ездишь на мотоцикле на работу и обратно обутый, а потом всё свободное время проводишь босиком. Так?
– С учетом загруженности столичных трасс езжу на мотоцикле редко. Да, за рулём двухколёсного «коня» лучше ездить обутым, есть риск получить ожог от раскалённого глушителя, и скорость переключать босой ногой крайне неудобно.
– А пробовал ли ездить босиком?
– Пробовал, как говорил выше, это создает массу неудобств. На дальние расстояния ездить не решился, максимум 20 км, и обратно.
– Думал ли ты о поиске работы, где бы ты мог осуществить свой идеал стопроцентного босоножества? Что ты пытался сделать для того, чтобы он стал реальностью?
– Пока это только в мечтах. Хотя, учитывая последние тенденции перехода работодателей на удалённые режимы работы, возможности найти «босоногую» работу явно расширяются. Иногда, бывая на почте, ловлю себя на мысли, что, как только выйду на пенсию, устроюсь почтальоном и буду разносить газеты босиком.
Босиком в метро. Там (в Москве!) это до сих пор запрещено.
– Какие ещё вынужден делать исключения, кроме работы?
– Как правило, это госучреждения. Как уже говорил, не причисляю себя к идейным барефутерам, и с пеной у рта спорить с каким-нибудь охранником, писать на него жалобы из-за его отказа пропустить меня босиком в какое-то официальное ведомство я не стану.
Я иду в какую-либо организацию с конкретной целью и, если у меня есть основания полагать, что с проходом в здание босиком могут возникнуть проблемы, беру с собой «дежурные» шлёпанцы. Решаю свой вопрос, получаю справку (консультацию), выхожу на улицу, разуваюсь и иду дальше, наслаждаясь жизнью. Тратить свое время, нервы и здоровье на бессмысленные споры у меня нет времени и желания. Хотя пару раз был в МФЦ (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – В. З.) босиком, никто ничего не говорил, главное – маска на лице.
– Что для тебя вообще значит хождение босиком? Какие приятные ощущения оно тебе даёт?
– Хождение босиком воспринимаю как одну из составляющих своей жизни и очередную весну жду с нетерпением. Во-первых, для меня это свобода от скованности, вызванной обувью. Во-вторых, приятные ощущения от соприкосновения стоп с поверхностью, какой бы она ни была – асфальт, плитка, земля, трава, песок и пр. В-третьих, после того, как я начал ходить босиком, практически перестал болеть, за пятнадцать лет ни разу не брал больничный…
В МФЦ требуют только маски. На ноги внимания не обращают.
– Что для тебя значит общение с босоногими женщинами? Когда ты начал мечтать о дружбе/близости с босоногой девочкой/девушкой/женщиной? Насколько сбылись эти мечты?
– Когда встречаю босую женщину на улице (особенно без обуви в руках), сердце просто замирает. Как таковых особых мечтаний по поводу знакомства с босыми девушками не было, я действовал практически и по обстоятельствам – если ситуации располагала и девушка была одна, я знакомился.
Как по мне, мужчине куда проще скинуть с себя обувь, и девушка, принявшая решение пройтись босиком в общественных местах, должна обладать изрядной смелостью и внутренним раскрепощением (а в какой-то мере пофигизмом).
Помню, в 2015 г. встретил юную неформалку в метро босиком, в самом центре, на «Лубянке». Девушка была в бандане, кожаной куртке и длинном джинсовом платье, через плечо тоненькая матерчатая сумочка, и, судя по всему, обуви в ней не было. Вела себя настолько естественно, что я был восхищен ею. Поскольку спешил по делам, не решился подойти…
– Но у тебя и так много знакомых босоногих девушек, вон сколько твоих фото появилось недавно в группе «Свободная территория» и в нашем «Блокноте…», за что тебе большое спасибо.
– Дело в том, что почти никто из них не является сознательной «босоножкой», они скорее ситуативные, по настроению (поскольку я рядом, а когда вдвоём, вроде уже не так стесняешься), но, тем не менее, всегда приятно, когда, глядя на тебя, девушка снимает обувь.
Может, кто-то со мной не согласится, но выскажу осторожное наблюдение. Настоящих убеждённых женщин-босоножек (исключим босохождение в бедных странах, где голые ноги лишь потому голые, поскольку у их обладателей элементарно нет денег на обувь) в мире единицы.
Лично, в силу своего опыта, встречал тру-босоножек лишь в двух ипостасях – неформалки (как правило, хиппи) и сторонницы ЗОЖ (в основном последователи Иванова). Иными словами, у этих девушек (женщин) присутствует определённая доля «сумасшедшинки», и это, в общем-то, для барефутинга вполне нормально.
Впрочем, на моём пути появлялись еще босоногие маргиналки, но это уж и вовсе редкость… Зачастую, как только появлялась возможность влезть в какие-то тапки, эти босоногие поневоле дамы тут же использовали эту возможность.
В подавляющем большинстве случаев все остальные разуваются либо за компанию, либо когда тепло и туфли натёрли ноги… Но это, как я считаю, тоже неплохо.
Где-то в Сети неоднократно встречал объявления, мол, познакомлюсь с босоногой девушкой. Написавшему подобное хочется сказать: «Дорогой, вряд ли ты будешь интересен босоногой девушке, коль сколь тебя интересует лишь её босоногость». Познакомься с обычной девушкой, и, если ты ей понравишься, она, не раздумывая, скинет обувь ради тебя…
– Я слышал, что твои корни на Кубани, как и у Ольги Гаввы? А как твоя семья оказалась в Москве?
– Мой отец действительно с Кубани. Приехал в 1975-м в Москву, женился. В 1977-м родился я. В 1993-м отец вновь уехал в Краснодар, точнее, в Краснодарский край, в Сочи. Он силовик, ему обещали помочь с квартирным вопросом (наша семья жила с родителями моей матери). Я и моя сестра поступали в КубГУ, оба юристы. В итоге сейчас мама и сестра с детьми живет в Краснодаре, а я после учёбы вернулся в Москву.
– А отец?
– Папа умер в 2010 году… Причём как раз, когда они с мамой в гости приехали… Ему всего 58 было.
– Мне 56 лет… Как жалко, молодой совсем. Сочувствую.
– Спасибо.
– Что изменилось в твоей жизни с тех пор, как ты стал ходить босиком? Что ты приобрёл и что потерял (в физическом, в психическом и в социальном плане)? Лишился ли ты кого-то из прежних друзей из-за того, что стал барефутером? Приобрёл ли новых?
– В моей жизни почти ничего не изменилось, все, кем я дорожу, остались рядом. Кто-то поддерживает, некоторые относятся нейтрально, считая это невинным чудачеством, кто-то вообще не обращает внимания, но негатива уж точно нет. Босоножество – личный выбор каждого, не затрагивающий прав и свобод других, поэтому я рад, что от моего увлечения я ничего не потерял! И конечно же, приобрёл новых интересных друзей!
– Был ли ты когда-нибудь за границей?
– Да, в Египте, Иордании и Турции.
– Там тоже ходил босиком? Кстати, когда это было?
– В Египте – 2008-й (обутый был), в Иордании – в 2013-м, в Турции – в 2018-м.
– А в какое время года?
– В Иордании зимой, в других странах летом.
– Ух ты! А как с горячими поверхностями справлялся? Я – с трудом, лучше уж холод.
– У меня твёрдые подошвы, так что и по горячей, и холодной поверхности могу ходить без особых проблем.
– Но они не были такими в самом начале твоего босохождения, в 2005 г.?
– Скажем так, со временем они стали плотнее и более закалёнными. Мне было интересно провести эксперимент, насколько могут измениться стопы, если постоянно ходить босиком. Вот на одном форуме утверждали, что ноги от босоногого образа жизни не грубеют. Только для моих стоп асфальт в качестве скраба никоим образом не срабатывал, и в конце босоногого сезона о мои пятки можно было точить ножи. Но я в этом плане не парюсь.
– А это когда – начало и конец босоногого сезона?
– Я начинаю с середины апреля примерно, заканчиваю с первым снегом. То есть у меня босоногий сезон длится порядка полугода. В конце сезона вид бывает весьма неэстетичный. Причём грубеет только пятка, пальцы и остальная подошва остаются нормальными.
– А делаешь ли ты что-то для того, чтобы вид был эстетичным? Используешь ли, например, какие-нибудь кремы? Или ничего не делаешь, ждёшь, что само пройдёт за зиму?
– Ничего специально не делаю. За зиму ороговевший слой сходит сам по себе, никаких «реанимационных» мер по восстановлению кожи ног я не принимаю, пускай всё идёт естественным путем.
От редакции.
НЕГЛУБОКОЕ РАНДЕВУ
Получилась с этим интервью такая история. Прочёл я его. И начал строчить дополнительные вопросы. Азартно. Отослал г-ну Залесскому. Он же, из чувства врождённого такта, передавать их Сергею Шарку… отказался.
Нет, я не киплю гневом. В какой-то мере я и ставил их провокационно, стараясь задеть, куснуть нашего интервьюируемого. Я надеялся, что выведу его из себя. И, прежде чем я вам процитирую эти вопросы – ибо ответ на них всё-таки важен для нашей темы! – я постараюсь вам и сам себе объяснить, чем фигура Сергея Шарка должна быть мне симпатична и почему, тем не менее, возникло такое ожесточение.
…С одной стороны, Сергей – прекрасный человек и снаружи, и, так сказать, внутри. Крепкая стать и весёлые усы кубанского казака, располагающая к себе улыбка круглого лица, определённо грамотно подобранная к босым ногам одежда. Не рассказывает сказки про «подпитку энергетикой», не корчит из себя ЗОЖевца, не мечет громы и молнии по поводу фут-фетиша (хотя об этом его наш спецкор, честно говоря, не спросил).
И всё-таки что-то не то!
Вот давайте и покопаемся.
Итак, первый мой вопрос выглядел следующим образом: представьте, что я тут внезапно оказываюсь с этими двумя людьми на парковой скамейке и агрессивно врываюсь в беседу:
И. Д. (вмешивается): А, собственно, почему нельзя? (на ответ Шарка о том, что он не был уверен, можно ли публиковать фото босых детей – прим. И. Д.). Я вот фото своей дочери Яны, хоть и приёмной, которую приучал летом бегать босиком, спокойно публиковал. И сына маленького тоже. В чём проблема?! В том, что на фото голеньких детских ножек проклятые фут-фетишисты западут? Так на них, обутых и одетых, может любая чикатилла запасть. И напасть. Неизвестно, что хуже. А в УК РФ на счёт босых ног – что деТских, что деДских, ничего не сказано!
Частично этот вопрос снялся, когда я, готовя фоторяд, на страничке Сергея всё-таки обнаружил его фото с босыми его детьми – сыном и дочкой (сын попался только один раз, видно, что вкусов папы не разделяет). Но осадок остался. Потому что вот за этим отказом публиковать где-либо, в частности на своей страничке, фото босоногих отпрысков обычно кроется какое-то фарисейство, политкорректное лицемерие. Я это я, а дитё не трожь! А кто его будет трогать? Таким ребёнком, наоборот, на каждом углу хвалиться нужно, да и он ровнее эту ситуацию будет воспринимать – вот, мол, я босиком с родителями, любуйтесь нашими грязными пятками, что в этом такого… Это-то и есть воспитание, а не оберегание ребёнка, по-страусиному типу, от мира.
А если тут ещё имеет место быть боязнь «приставаний фут-фетишистов», то Сергей сильно упадёт в моих глазах. Это уж истерическим дамочкам-босоножкам позволены такие неврастении, да некоторым деятелям московской босотусы, строящим из себя маленьких фюреров, но отнюдь не такому вроде как здравомыслящему человеку, как Сергей…
Следующий пассаж меня зацепил сильнее. Процитирую: «Загорелые десятилетние девчонки и пацаны выходили из дома босиком и бегали по раскалённому асфальту, как по травке (а асфальт в Краснодаре в те времена был иным, нежели сейчас, – грубая неровная мешанина с вкраплением камней и гравия)».
На этот счёт я так же написал свой вопрос, ядовитый, и выразился, что-де «НЕ ВЕРЮ», об этом не писала никогда Ольга Гавва (сама из Краснодара!), хотя вопрос с детской босоногостью – один из топовых на её форуме, и что детство провёл в Дагестане примерно в это же время, недалеко, и никаких таких картин не видел…
А сейчас понимаю. Мы про разный возраст говорим. 10 лет – это, простите меня, ещё клопыши. Третий, максимум четвёртый класс, «началка». Они ещё в принципе не понимают значения публичной босоногости как факта, да и не обращают на них внимания как на фон.
И восхищаться этим, ностальгировать – глупо. Потому, что уже к двенадцати-четырнадцати годам эти краснодарские дети его, мальчики и девочки, прочно в обувались в кеды, кроссовки, туфли разных мастей и об этой беготне «по раскалённому асфальту» даже не вспоминали. Толку-то от того. Если они тогда бегали, а сейчас не бегают – что изменилось в «сухом остатке»? Как и у самого Сергея – бегали босиком его собственные дети, “пока были малышами”. Как и у меня. Как и всех!
Путь Сергея к босоногости оказался долог – через первое робкое разувание «поздно вечером» (оно понятно, никто не видит!), через разувание на прогулке в лесу и, наконец, до выхода босиком из дома. Я поначалу поязвил насчёт выдавливания из себя раба по капле, а сейчас понимаю, что тут – зря. У меня тоже был такой же долгий и, надо сказать, даже более драматичный путь к сегодняшнему, путь и нерегулярному, барефутингу. Так что тут вот кидать камни не буду…
И, кстати, моя инициация «босиком по улице» тоже произошла не в малой мере после встречи с теми самыми сторонниками Порфирия Иванова в санатории под Новосибирском. В принципе, если не забираться им глубоко в голову, милые люди.
Но вот следующий пассаж опять вызвал искреннее возмущение. Про метро. Больная тема!
«И. Д. Метро? Какой год? (в ответ на фразу: «Очередным испытанием было метро»). И пустили? Не должны были! Московское метро до сих пор железобетонное, как и питерское. Можно только словчить, обмануть, в шлёпках через турникеты. Я, кстати, когда с босоногой женой-моделью в Москве был, ПРИНЦИПИАЛЬНО в метро – только в обуви! Пусть московские ссыкуны сами борются, сами ловчат, хитрят – в Новосибирске мы добились. А вам – компромисс с совестью остаётся».
На страничке Сергея достаточно фото из серии «босиком в метро». Но этот факт будет чего-то стоить только тогда, когда нам покажут видео, прямо детальное видео, как московский барефутер подходит к турникету, не пряча босые ноги, оплачивает проезд и проходит босиком – под взглядами метрослужителей. Как это происходит в Новосибирске. Всё, что иначе, – это воровство, нечестность, понты; гордиться тем, что ты тайно снял шлёпки и, дескать, гарцуешь по платформе босой – это всё равно, что фигу в кармане показывать. Фигу, никому не видную.
Так что если он делает ИМЕННО ТАК, то уважения у меня это не вызвало.
Следующий вопрос опять оказался из числа больных и обсуждаемых в нашей тематике. О босоногих подругах. Да, не повезло Сергею с женой – если его босоногость стала одной из причин расставания с прежней женой (подозреваю, что не только она, но это уже, и правда, личное дело!), а вот с босоногой подругой повезло: «…у меня есть постоянная подруга, она меня полностью поддерживает, иногда разуваясь за компанию».
В этих словах чудится мне недосказанность. Лакуна смысла. Может быть, я фантазирую, но грусть слышится: а вот бы моя подруга вместе со мной не обувалась от схода снега до первого его выпадения. Прямо, чтоб второе издание нашей Ольги Гавва было…
Так вот, многажды я уже думал над этим вопросом. Имея жену-модель, ведущую босиком танцевальные свои занятия, на улице со мной летом тоже часто гуляющей босиком, «за компанию». Примерял я на себя ситуацию, когда она вот также, как в лучезарных снах многих барефутеров, «отряхнёт этот прах» со своих ног.
И вы знаете – не хочется. Единственное, чего принципиально не разрешу я ей носить, так это туфли на высоких каблуках, и то чисто по медицинским показателям. И, хорошо зная московскую погоду в межсезонье (да и у нас она после «бабьего лета», во время этого нудного перехода к постоянному снежку – отвратительна!), представляя, как мы с женой тащимся босиком по холодной слякоти в магазин или обратно, к друзьям или куда ещё, я говорю себе – бр-р-р… какая гадость этот ваш барефутинг!
Лучше надену шляпу, кожаный плащ, шейной паток и пиджак, и штиблеты крепкие, непромокаемые, а жена – свои любимые в межсезонье берцы и одежду «бохо-стиля», и пойдём мы, обутые и красивые, красоваться… Что, не нравится? А мне нравится. И есть моменты, когда эстетичнее быть обутым. И даже приятнее. Впрочем, хорошо, что у Сергея таких планов – стать барефутером 24/7 – нет. И слава Богу! Он тоже предпочитает в слякоть обуться, и правильно.
А вот дальше разозлило уже не по-детски. Цитата: «Тратить своё время, нервы и здоровье на бессмысленные споры у меня нет времени и желания».
Меня в этом многомудром пассаже умиляет как раз оборот «бессмысленные споры». Поясню. Пришли разок в «Ройял-Парк», это ТРЦ у нас такой, попытались не пустить, я хай поднял до жалобной книги – всё, последующие сьёмки без проблем. Пришли в ТРЦ «Эдем», то же самое. В школу ходил так, по концу мая, за документами, пожурили – я резко послал «на», отстали… Про метро я уже не говорю. Из-за вас, таких вот овец благонамеренных и ленивых, и гнобят босоногих по сей день в «госучреждениях». Потому, что протеста нет. А вам лениво, всё о себе, любимых, думаете. Как бы нервы не потратить! А я вам отвечу: «Господа офицеры, голубые князья! Я, конечно, не первый – но последний не я. Господа офицеры, я прошу вас учесть: кто сберёг свои нервы, тот не спас свою честь!»
Да. Резко. Обидно. Но я до сих пор считаю, что вот эта пассивная позиция «моя босая хата с краю», этот отказ от активной позиции в отношении босоножества – это подножка всем нам, вместе. Если бы в 50-60-е сторонники расового равноправия в США, отмены всех этих «скамеек для чёрных и скамеек для белых», раздельных школ и прочего, вели себя так же, как некоторые наши чересчур добрые да спокойные барефутеры, и по сегодня негры в Штатах жили бы, как в гетто, как второй сорт, и не было бы у них никогда Обамы. То есть, разъясняю: никаких гражданских прав они бы не получили, только потому, что какая-то часть не пожелала бы тратить время, нервы и прочее на «бессмысленные проблемы». Только когда Кинг начал призывать к этому возмущению несправедливостью и сбил сметанку, дело пошло.
Ну, и в одном только я оказался полностью солидарен с Сергеем Шарком. Не грех повторить его слова:
Написавшему подобное хочется сказать: «Дорогой, вряд ли ты будешь интересен босоногой девушке, коль сколь тебя интересует лишь её босоногость. Познакомься с обычной девушкой, и, если ты ей понравишься, она, не раздумывая, скинет обувь ради тебя…»
И. Д. (печально): Вот тут, несмотря на весь мой сарказм в отношении вас, я с вами соглашусь. Этот вековой (теперь уже) миф о босых девушках/женщинах плодит туеву хучу идиотских комментов в Сети и не менее идиотских приставаний к «ситуативным босоножкам», после которых они не разуются даже под дулом пистолета.
Да и последний вопрос – о чём там Сергей общается с «новыми, интересными друзьями» – я снимаю. Я уже представляю себе. По форуму dirtysoles. Обмениваются впечатлениями, кто как ходил босиком, где, какие ощущения… Хм. Может быть, Сергею это интересно. Мне тоже – когда-то было. Сейчас уже нет. Увы, но глобальные, прямо скажем, «идеологические» вопросы на таких форумах не поднимаются, лень людям копья ломать, отвлекаться от другой работы – рубки бабла. Да и психологии там тоже не касаются. Нравится – и всё… Что уж тут говорить, когда, несмотря на все мои послесловия и острые стрелы сарказма, на портале до сих пор нет яркой дискуссии (как и в группе-представительстве?). Никого не интересует. Ходим и ходим, чего тут думать.
В общем, и на этот раз – босоногий человек на rendez-vous, но в этом рандеву ничего глубокого. Если, конечно, он не сочтёт нужным ответить на это послесловие и, несмотря на мои обидные приставания, пообщаться. Начистоту.
Игорь Резун, шеф-редактор портала, член Союза журналистов РФ.
Подготовлено по материала спецкора портала Владимира Залесского. Фото Сергея Шарка из открытого доступа в соцсети ВКонтакте.
Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на newrbfeet.ru. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте на e-mail: irezun@yandex.ru. Мы соблюдаем нормы этики, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Начну со своих любимых цитат из советских кинофильмов. Как говорил Остап Бендер в исполнении Миронова, задумчиво жующего бутерброд с икрой: “А мне спектакль нравится. Конечно, не все правильно, не все ровно… но присутствует главное – стулья целы”.
Я к тому, что а вот у меня Сергей Шарк (и фамилия-то какая мощная, без сарказма говорю – как толкующий в английском не могу не позавидовать) вызывает исключительно положительное впечатление. И даже слова из цитаты “не все правильно, не все ровно” я оставил чисто ради целостности цитаты. На самом деле у меня претензий и вопросов нет вообще никаких и быть, в принципе, не может (*но об этом позже) Главное присутствует – взрослый, адекватный и уверенный в себе мужчина ходит босиком, отлично при этом выглядит, приятно общается и толково объясняется.
И на этом, будь я сам нормальный человек, было бы идеально завершить комментарий, но это ж я. Но постараюсь не трындеть слишком много в этот раз, у меня на написание текста буквально минут сорок.
Я абзацем выше поставил звездочку – * – по поводу того, почему у меня нет вопросов.
Было бы с моей стороны претенциозно сравнивать себя, ничтожное существо в принципе и тем менее значительное для группы, с ее ветеранами и учредителями, Владимиром и Игорем. Но я не могу не сравнивать себя и свой стиль общения с другими, где-то с кем-то в чем-то находя поразительное сходство или принципиальные различия.
Насколько я это вижу со своего ракурса, Владимир и Игорь друг для друга – антиподы. Владимир, как правило, мягок и осторожен, обычно всегда позитивен. Игорь же резок, эксцентричен и провокационен. Надеюсь, это не прозвучит как оскорбление – чисто краткая характеристика без цели кого-то задеть. Да и я думаю, мы уже провели в общении друг с другом достаточно времени, чтобы за что-то друг на друга серьезно обижаться. Во всяком случае, я сам обижался не раз, где-то обижался молча, где-то сам орал с пеной у рта в ответ и громко хлопал дверью, кого-то помещал в черный список, как высокомерная крыса, где-то просто смотрел на разворачивающийся срач, как говорится, с попкорном, делая выводы для себя. Но, как бы то ни было, в конечном итоге мы все отходим, прощаем и мотаем на ус. Я себе намотал уже более-менее устоявшееся представление о том, чего можно ожидать от Игоря и на что не стоит бурно реагировать – потому что это Игорь, таков, каков он есть и этого не изменишь; и о том, чего не следует говорить в присутствии Владимира – а я сам уже вспоминаю с испанским стыдом о тех своих проявлениях, которые его в моей подаче речи порой раздражали.
Я это все к тому, что сам я, разумеется, тоже не “Сахар Медович” (цитата из какого-то детского произведения, уже не помню, какого. При этом я себе сам такой четкой характеристики посвятить не могу – равно как я не могу сказать, на чьей я чаще стороне в большинстве случаев. Иногда меня раздражают позитив и симпатия Владимира какому-либо объекту обсуждения, кажущиеся мне в таких случаях приторными, и тут я подмешиваю в ложку меда свою бочку уже даже не дегтя, а токсичной кислоты, как Игорь. А иногда я настолько категорично не согласен с очередным взрывом Игоря и негативной реакцией в адрес кого-то или чего-то, считаю какое-либо его выражение чересчур резким и грубым, настолько придерживаюсь в данном случае нейтралитета или симпатии, что меня самого, возможно, посчитают ссыклом. При этом меня самого между этими двумя ипостасями откровенно клинит с такой амплитудой, что я даже не хочу предполагать, как бы меня описал кто-нибудь со стороны.
К чему это – да к тому, что я порой согласен с одним, иногда – с другим, в следующий раз может случиться наоборот. Иногда я могу быть согласен с обоими по отдельным пунктом, а иногда – быть против всех и вылить свое ведро мнения в знак протеста. Может быть, даже, это не так плохо звучит – я не считаю себя подхалимом, поддакивающим под чужое мнение, мне некому и незачем льстить, и я могу считать себя вполне независимым в плане мнения – что, вроде бы как, должно быть хорошо? Если это, конечно, не признак мечущейся шизофрении – но тут уже не мне судить.
Что я хочу этим сказать – очередная затянувшаяся экспозиция для мнения, которое можно было бы выразить за две минуты в двух словах – я прочитал это интервью с большим удовольствием и солидарностью. Нечасто мужчины становятся хотя бы объектами наших обсуждений – а тем более интервьюируемыми (господи, наконец-то написал это правильно). Так что хочу выразить свою солидарность и уважение к Сергею уже чисто за сам факт его существования – как единомышленника не только в плане “посмотреть на босоногих девочек”, но и в плане, как он босоножит сам.
Но это как минимум. По большому же счету – я подписываюсь и поддакиваю буквально под каждым его ответом. Я тоже считаю, что во всем должна быть адекватная мера – и разуваться следует не ради идеи или какого-то рекорда, не ради того, чтобы кому-то что-то доказать (я настолько же терпеть не могу выражения “доказать самому себе”, насколько Игорь – фразы про эзотерику и “матушку-землю”), а просто потому что это комфортно. Как говорила героиня одного интервью – здесь не должно быть большой загадки: жарко – снял обувь, холодно – обулся. Метафорическим смыслам, эротическому значению, подсознательных инстинктах и прочим рассуждениям здесь сегодня места нет. Человеку комфортно – он это делает. При этом не погружаясь в веганство, зожество, вообще не привязывая босые ноги к какому-либо “жречеству” или культу, о чем мы все так любим читать и рассуждать. В меру и адекватно – я сам до сих пор не любитель жанра “босиком на снегу”, ни как зритель, ни как тем более исполнитель, и сам не считаю, что нужно принципиально превращаться в хоббита, каждое утро обливаться ведром холодной воды, нырять в прорубь, отказываться от алкоголя на всю оставшуюся жизнь и ходить в холщевой рясе. Это тоже нездоровая фигня – всего лишь другая крайность.
И вот интересный момент – мне раньше казалось, что босоногость ближе всего именно к женскому образу. Тут я не буду долго разглагольствовать – по меньшей мере ветераны группы знают причины. Босоногой девушкой нас не удивишь, а вот босоногий мужчина – обычно редкость. Тоже по ряду причин. Потому особенно приятно, когда единомышленником оказывается именно представитель нашего пола.
Но знаете, что я замечаю с годами? Да то же самое, что и Сергей – мне тоже уже начинает казаться, что босые ноги вроде бы легче всего оголить девушке, и чаще всего босой мы встретим девушку – но, парадоксальным образом, сделать это именно частью своей рутины почему-то гораздо чаще удается именно мужчинам. Мы сами поднимали эту тему уже несколько раз. Да, девушки фотографируются, иные очень долго и на большом количестве локаций и поверхностях – но в большинстве своем у всех это проходит. Как у тех самых десятилетних детей, про которых Игорь упомянул. Поиграли – и хватит. Чаще всего это выбивается строгими женихами-мужьями, реже – матерями-подружками, ну или попросту выветривается само. В интервью упоминается иной раз, как где-то кто-то когда-то при каких-то обстоятельствах разувался или разувается периодически. Но все равно, вот чтобы это в какой-то момент захотелось, раскрылось, а потом стало частью рутинной жизни – тут это встречается либо очень редко, либо становится частью того самого увлечения всяким буддизмом. Что непонятно, насколько здорово или искренне – как Сергей сказал, на улице, в компании, они маргиналки, а сами-то при первой же возможности – в тапки. Ну или один раз – там ногу натерла, тут под дождем босоножки неудобно – все это, конечно, тоже хорошо, лучше, чем ничего – но не очень интересно. А вот чтобы человек в какой-то момент по своей воле, по зову своего тела, начал босоножить и делал это регулярно, не для камеры, не за компанию, не потому что кто-то предложил или потому, что туфли натерли – но при этом ориентировался именно на комфорт, простой и незатейливый, а не на какую-то религию, энергию, образ хиппаря и вот это вот все – мужчины в таком плане встречаются мне все чаще. Может быть, и я неправ и упускаю что-то. И не совсем согласен с Сергеем – по моему мнению, девушке именно что легче всего разуться, чем мужчине, публично – но вот делать этого им попросту не хочется. Им обутыми – нормально. При всем при том, насколько они лучше и легче воспринимаются босыми окружающим обществом. Такой вот парадокс.
Но делить все-таки те или иные проявления человеческого характера на гендеры я все же не стану. Может быть, в конце концов, это всего лишь совпадения. Поддерживает-то отца чаще всего именно дочка, а не сын. И фотографируются именно девочки – так что я в эти парадоксы углубляться не буду, меня и так уже заносит.
Замечу еще только от себя лично – в паре со своей девушкой, опять-таки, ножки щупаю я, но и разуваюсь тоже я. Очень редко моя пассия поддерживает меня за компанию – раз в году, быть может. Но это, знаете, как с сексуальными увлечениями – когда это единоразово и человеку самому не интересно, то и тебя не возбуждает.
Потому я согласен, искать себе босоногую подружку по критериям “босые ноги” – это настолько же верно, насколько искать себе пару по критериям “ищу любителей апельсинов”. Любить босые ножки, наблюдать эти босые ножки на улице и разуваться самому – все это не обязательно (и чаще всего НЕ) совмещается в суровой реальности.
Потому я просто радуюсь за человека, который просто ходит босиком просто потому, что ему нравится – потому что он хочет и может, и ничто ему при этом не мешает. И он выглядит при этом очень симпатично, не вызывает отторжения или подозрения, не строит по этому поводу каких-то иллюзий – босоногость здорового человека. И начинал он вполне естесственно, постепенно – тут я с Игорем не соглашусь, как и в принципе со всеми его вопросами – ибо я, в таком случае, такое же ссыкло, которое выдавливает из себя босоножество по капельке – но что я тут могу сказать…
Игорь, безусловно, молодец и в том плане, что он делает, и в том плане, как ему это удается. Но Игорь – это Игорь, и сила его характера, видит бог – это не то, что каждому может прийтись по вкусу. Я бы даже сказал, много кто может иметь что-то категорично против Игоря – именно благодаря его характеру. То же самое и про меня – и про Владимира, наверное, тоже. Да про каждого из нас. Да, звучит ультимативно, баянисто – но таки да, все мы разные, далеко не каждому из нас быть Игорем, и у каждого из нас пути свои. Мы можем где-то быть схожи, где-то – принципиально отличаться. Что-то в ком-то нас может нестерпимо раздражать – но даже если оно так, то что нам остается сделать, кроме как выразить свое мнение? А там уже человека все равно не поменяешь – он уже такой, какой он есть, и каждый в итоге останется при своем и будет делать по-своему, нравится нам это или нет.
Потому я и написал еще в том, первом абзаце, что у меня вопросов мало того, что нет – их быть не может, да и не должно, наверное. В идеале, ни у кого из нас ни к кому не должно быть претензий ни по какому поводу – ибо никто никому в этом мире ничего и ни за что не должен, но это уже совсем скучно, слишком хладнокровная и идеалистическая философия. Эмоции-то тоже никуда не денешь – вон, сам-то вчера плевался в очередной по поводу того, что задело лично меня.
Но здесь, в данном случае, у меня нет ни единой негативной зацепки – и слава, честно говоря, богу. Это, по меньшей мере, дает мне повод думать, что передо мной – очень неплохой человек.
В качестве дополнения – теперь, когда на постскриптум уже есть больше времени, чем на первый комментарий, еще пара слов.
Я думаю, уже очевидно, что Игорь немного утрировал свои придирки – но, во-первых, он это понял еще в процессе их написания, во-вторых – подтвердил и потом, а в-третьих – как я уже сказал, это для Игоря характерно, и обижаться на него за это не стоит. Хоть и для человека, с ним незнакомого, это и может быть шоком.
И теперь, когда мы это разобрали, уже вроде и писать дальше бессмысленно, но раз уж зашел разговор…
По поводу фотографий с детьми – ну, тут вы сами знаете, какая ситуация. Тяжелая с ними вечно ситуация, с этими детьми. В принципе, ничего тут такого ужасного нету – уж мне-то поверьте, я уже не раз рассказывал, как легко найти себе босоногих детей в яндекс.картинках на любой вкус. Поисковик тебе сам предлагает готовые шаблоны запросов: и “дети босиком”, и “босые ноги девочек”, и “босиком подростки”, и “девочки 12/13/14 лет босиком”… В общем, кому надо – тот в любом случае, что ему надо, найдет. И не то, чтобы это запрещалось интернетом, как видите. Роспотребнадзор видит, очевидно, больше угрозы в иностранном международном сайте самодеятельных художников, в сайте pornhub и в том, чтобы скачать себе из интернета кино. А десятилетние полуголые девочки, которые в эти свои десять лет уделают всех ваших жен и матерей своими позами под стать профессиональным моделям старше восемнадцати – эт нормально… Впрочем, не мне жаловаться – я лично только за. Я просто к тому, что знаете – нет совершенно никакой разницы между тем, чтобы выкладывать в интернет фото своих детей, и тем, чтобы выкладывать в интернет фото своих детей босиком. Вот сейчас внимательно задумайтесь над этой фразой – это мой кивок в сторону этих ваших контактиков и инстаграммиков, где счастливые мамочки выкладывают фотографии своих ненаглядных деточек с младенчества и со всеми подробностями в виде дач, морей и домашнего быта. Держите в курсе, как говорится – я никогда не понимал, на кой черт и кому это надо, для гостей, родственников и ностальгических воспоминаний вроде как бы еще существуют семейные альбомы. Ну или почему бы это просто не хранить у себя на компьютере – нафига этим в соц-сетях хвастаться, я не понимаю. Не то, чтобы это было так уж плохо. Я просто в очередной раз ржу над логикой и противоречиями – кто на своих ноутбуках камеры заклеивает, считая, что эФэСБе, КеГеБе и самому президенту Владимиру Владимирычу Путину лично интересен и важен именно ваша – да, вот ваша лично морда лица, чем она занимается, за вашими заплывшими задницами и рожами перед монитором на протяжении восьми часов непременно следит весь Пентагон, и прослушивают, конечно, все ваши диалоги двадцать четыре часа – да, это все очень важно в масштабе… скольки там миллионов человек? Ну а кто-то, вон, наоборот, считает своим долгом сфоткать каждую приготовленную утром в воскресенье запеканку у себя дома. Ну и на здоровье, в общем-то.
Короче, я опять уже ушел в ненужные дебри – но я к тому, что не вижу какого-то принципиального страха в том, чтобы своих детей фотографировать и выкладывать хоть голыми – во всяком случае, здесь на портале и в контакте фотографии Стерджиса никто не банил, значит, не запрещено. А питать какой-то ритуальный страх перед тем, чтобы выкладывать фотографии детей в интернет – ну, что тут сказать… кто-то этого страха, вон, не то, что не испытывает – а, я вам говорю, я вам такие фотографии с детьми покажу, что после этого попробуйте сказать мне, что там за родители у таких детей и что у них в мозгах.
С другой стороны – требовать от человека, типа “а ну показывай, показывай своих детей, собака, если не ссыкло” я, конечно, тоже считаю нужным. Тут, как и само босоножество, должно быть все естественно и добровольно. Захотел – выложил, не захотел – ну, значит, твое дело. Тут и в принципе, в общем, не запрещено – и требовать в то же время от каждого конкретно кусок его личной жизни невозможно.
Как и требовать, чтобы каждый – вот прямо каждый шел, я не знаю, там, на митинг выражать свое недовольство властью, идти избираться в депутаты, руководствуясь все той же логикой “надо самому идти и менять общественный строй” или брать своего ребенка в руки, разувать его и показывать всему королевству, как Симбу в “Короле Льве” – вот, мол, смотрите, радуйтесь, завидуйте и повторяйте. Общественного мнения мы все равно не переменим – если даже в Новосибирске прохожие до сих пор шугаются, в Москве и Питере босоногие хипстеры еще не стали трендом, и вообще мир пока что разве что только босоногую моду еще на массовый конвейер не поставил (что, кстати, даже странно), значит, миру это еще не нужно и не интересно. И каждый босоногий, в таком случае, действительно сам по себе. В конце концов, человека насильно не разуешь – а если и разуешь, то стоит задаться вопросом, а насколько это вообще надо? По мне – гораздо лучше, если человек сам хочет ходить босиком, стесняется, а потом получил возможность и заходил, чем если человеку это вообще в голову не приходит, потом его уговорили, он пофоткался по приколу пару раз – все, гештальт закрыт, надоело, и больше он(а) к этому желанию не вернется никогда. Даже если с такой логикой частота выхода галерей сократилась бы в десять раз – сейчас, в своем нынешнем возрасте и состоянии, я считаю, что первое – гораздо искренее, чем второе.
(но только вы меня, конечно же, не слушайте – это я про гипотетическую босоногую подружку говорю; ну а поглазеть на босоногих девочек в принципе я, конечно, не дурак – так что пропустите мой последний абзац мимо ушей, иначе нам, похотливым извращенцам, смотреть совсем не на что будет)
Такого же непосредственного мнения я и о вопросе насильственного обувания в учреждениях. Скажем, тут я заодно с Сергеем – если бы я вообще отважился на публичное босоходство в городе – то, наверное, все равно таскал бы с собой пару дежурных сланцев для общественных закрытых мест. Торговых центров тех же. С каждым охранником-дуболомом разговаривать – на это надо энергию иметь. И да, с каким бы презрением – которое даже можно назвать вполне справедливым, Игорь не относился бы к подобной логике, как… ну… как босоход-деятель, что ли – но босоходу… ээ… босоходу-гуляльщику, который и знать не знает ни про какие босоногие движения, он не состоит ни в какой группе, не защищает ничьи права и не собирается – он просто погулять вышел – то по жизни вообще каждый идет по пути наименьшего сопротивления. Скажете, нет, что ли? Я думаю, что наоборот, как раз – способность докопаться до каждого по любому поводу, умело скандалить и качать права – это нужно иметь какой-то уже даже не совсем здоровый запал, норов. Не в обиду никому, но, как я уже писал – люди волевые, сильные, независимые, умеющие за себя агрессивно постоять так, что связываться будет неохота – с ними и общаться в принципе тяжело, и это уже проблема будет не только для какого-то случайного встречного. А, в том числе, и для родных и близких. В жизни ведь сплошные крайности – либо болезненно зашуганные скромники, либо настолько же закоренелые агрессоры. Чтобы в меру быть и скромным, и самостоятельным – такого универсального человека на планете так же мало и порционно, как и адекватных босоходов и вообще каких-либо адекватных людей.
Так что тут да – каждый сам за себя. Да, как это ни прискорбно – но да, нету на планете никаких босоногих движений и пропаганды, и феминисток, защищающих свои босоногие права – до этого мода еще не дошла. Вот когда дойдет – тогда босоногому человеку будет настолько же чревато сделать замечание, как сказать негру, что он негр. Но это пока что утопия. Да, негры как-то дошли до того состояния, что теперь уже никто им не говорит “негр”, хотя еще какие-нибудь лет сорок назад первую чернокожую девочку, идущую в школу для белых, приходилось сопровождать четырем полицейским, чтобы девочку не прибили по дороге. И то, заметьте – за права всех крестьян, негров и прочих феминисток всегда боролись сами же белые люди, те самые “угнетатели”. Не крестьяне боролись за свои права с пеной у рта, и уж тем более не негры. Но это я опять увлекся.
Посему, да, каждый из нас со своими проблемами с обществом все еще сам по себе, и нет и не может быть тут никаких универсальных советов и личного примера. Кому легче – ну, тому же и лучше. А кому тяжело – того не понять тому, у кого все просто. Тут как на технических форумах, знаете – “а у меня все работает”. Сытый голодному не товарищ, и вот этими ультимативными фразами типа “а че у меня получается, а у тя нет” или “ну яж могу, фигли ты не можешь” и “вон я какой молодец – а вы просто слабаки и лохи” ни человеку не поможешь, потому что ему все еще предстоит бороться с внешними и внутренними проблемами, и себя не с лучшей стороны показываешь – ну, вот ты Д`артаньян, а я нет. Что ж мне теперь, повеситься, или прыгнуть выше головы прям с места? И с места причем – сразу на горящие угли? Даже у самых смелых и отчаянных ничего просто и сразу не бывает – тем более, если припомнить, как и что у каждого из нас было.
И я снова возвращаюсь к этой уже озвученной теме – но по мне уж лучше мужик, который выдавливал из себя босоножество по капле, но доведший это становление до устоявшейся регулярности уже в течение больше десяти лет, чем искрящаяся лучезарной энергией очередная босоногая тигрица, которая засветилась от счастья, что ее фоткают, а потом через пять лет остынет, оскучнеет, заплывет и предъявит еще – мол, удаляйте мои фотографии, ничего этого не было, никакая я не “Босоногая Богиня” или “Дикая Лебедиха”, забудьте про меня, отстаньте от меня, нету меня, я мертва, ва-а-а-а-а – потому что к первому я проникнусь и проявлю уважение, позавидую по-доброму, может быть даже меня именно его история вдохновит, потому что она настоящая, именно так в жизни и происходит… А второе меня разочарует и убедит только лишний раз в том, что передо мной – очередная пустышка, цена которой – грошь, и пусть она оголяет хоть ноги, хоть грудь, хоть задницу – да птфу на нее, где она теперь, кто она? А никто, и звать ее никак – она сама себя самоубила и объявила мертвой. “Дед инсайд”, как говорится, и это даже не шутка. Хоть и так тоже в жизни бывает – но уж лучше бы человека, не знаю, передавила бы машина, пока он был счастлив, прости господи. Чем узнать, что человек вроде и жив, вроде и здоров – но он превратился в серое и унылое говно, а такое было красивое начало.
Но это, конечно, я уже снова глупости говорю – опять разошелся. Владимир, конечно, выразился лаконичнее по этому поводу – человеку в кайф, и делает он то, что ему в кайф, и не более того. И вышел он босым из дома не для того, чтобы всему миру доказать, какой он молодец – а чисто для себя, для кайфа.
И сейчас я думаю, что это даже правильнее. Конечно, борьба и отстаивание необходимы – но это если бы было какое-то конкретное движение, и в этом движении участвовали бы массы. А так, поодиночке… только больше будешь выглядеть, как дурак, скорее, чем герой. Можно, конечно, парировать – мол, ну, вот потому так и живем. А я отвечу – …в общем-то, ну да. Так и есть. В самом деле – вот так живем, потому что сами допустили, или недотребовали. Ну, значит, время еще не пришло. Настанет время для революции – поймет три четверти планеты, что все, надоело, хотим ходить босиком, дайте нам свободу, протестуем – вот тогда понадобятся смелые и харизматичные лидеры, способные мельницу раскачать.
А пока что да – мы такие странные поодиночке. Никому, кроме нас, это не надо – и даже тем, кто готов с нами раз в год разуться “за компанию”, это не нужно каждый день, как нам, поэтому им нас всецело не понять. Они просто не против – ну спасибо хоть и на том. Мы пока что пребываем на уровне веганов или людей, мечтающих сменить пол – и то первых больше. А поскольку их больше – они громче. А поскольку громче – они заметнее. И интереснее публике. А мы, босоходы, публике еще не интересны. Нас мало. Мы не настолько пока еще многочисленные и шумные, чтобы наш ор было слышно всей планете, и чтобы планета решила, что легче нам не мешать, и лучше бы нам еще и пятки лизать, снимать в кино босоногих людей и проталкивать босые ноги в кадр крупным планом, чтобы ублажить босоногих, проявить свою толерантность, и сделать вид, будто всегда так было и это нормально. Ну, как я уже говорил не раз – может быть, и доживем до этого абсурда. А пока что – ну да, каждый из нас сам по себе. Кто смелее, кто скромнее, кому это надо постоянно, по жизни, а кому так, босИчком, по травке-муравке.
Ну а кому просто мужика завлечь, внимание привлечь – не без этого тоже)
Анализируя все вышесказанное, в том числе и комментарии-отклики на публикацию в группе-представительстве соцсети ВКонтакте, я, конечно, вынужден признать, что обрушился на Сергея Шарка немного… несправедливо. Да, он добряк, он не боец, он просто хороший друг-барефутер, с которым я бы с удовольствием погулял по Москве. Да! Но есть два обстоятельства.
Во-первых, я научен 35-летним журналистским опытом – журналист в интервью просто профессионально ОБЯЗАН вцепляться в интервьюируемого, как бульдог и выворачивать его наизнанку. Иначе незачем и говорить. Читателю нужна глубина и откровения, определённая степень исповедальности. Некоторые сами, как, например, наш обозреватель Станислав Левин, раскрываются в каждом комментарии, рассказывая даже о взаимоотношениях с матерью, а из кого-то приходится вытаскивать клещами. И, если человек недоговаривает или умалчивает, или скрывает – вот тут журналистский злой азарт и закипает. Этим и обусловлена моя агрессивность. Сергей НИЧЕГО не сказал о фут-фетише, и о том, почему ушёл с форума dirtysoles.ibb – это отметил наш спецкор Владимир Залесский. Почему?! Мы хотели бы знать! И читатели – тоже.
А второе принципиальное возражение – я долго вертел это в голове так и эдак! – всё-таки в том, что… Да, вы правы: не всем дано умение отстаивать свои права. Мы не американцы, которые способны дойти до Конгресса США, если им наступили на ногу в автобусе и не извинились. Но всё-таки, при всём уважении, эта позиция определяет ОБЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ к нам общества. Раз один босоход – причём такой уверенный, как Сергей, не дал отпор охраннику в ТРЦ, метробаке или просто возмущённому обывателю, другой и в другой раз не дал… Формируется у “общественности” стойкое ощущение, что босиком ходить можно запретить. Уверенность в собственной силе. А между тем каждый точечный удар по этой Системе, каждый “комариный укус” является каплей, точащей камень. Конечно, мне ли об этом говорить: Новосибирская Ассоциация Босоногих работала ДЕСЯТЬ ЛЕТ, с 2007 по 2017-й и в итоге была самораспущена… Но не потому ли вы восхищаетесь сейчас свободой босохождения в Новосибирске, потому, что мы за это БОРОЛИСЬ?! Моя любимая фраза из Гёте: “лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!”. ужа привлечь – это хорошо, конечно… Но НАМ это не помогает.
Собственно, я не наставиваю – Сергей Шарк молодец. Дай ему Бог и далее счастливо босоножить. Но жаль, что такие его устремления тонут в обывательском болоте и в Москве до сих пор для метро нужны шлёпки.
А вот у нас – нет. Доказано.