ХЕЛАВИСА, КОТОРАЯ УМЕЕТ ЗЛИТЬ
Наш читатель Кирилл Корчагин (Москва) ещё в прошлом году прислал нам любопытную ссылку на фото в Инстаграм: певица Хелависа гуляет в Прибалтике босиком, со своими босыми детьми. Но занимательно не само фото. Занимателен её собственный комментарий к нему… Но о нём – позже. А сейчас пор Хелавису.
ВСТРЕТИЛ ОН ВЕДЬМУ…
Группа “Мельница” стала известна в России после прорыва на радиостанциях в 2005 году. Тогда Хелависа побила все рекорды, продержавшись на верхних строчках чарта дольше именитых рокеров. Кстати, ник Хелависа Наталья О’Шей, вокалистка группы, взяла из книги Томаса Мелори “Смерть Артура”. По сюжету сэр Ланселот встретил ведьму по имени Хелависа. В одной из книг Мелори есть гравюра, которая иллюстрирует этот эпизод, и однажды подруга Натальи заметила, что она похожа на Хелавису. С тех пор ее так и зовут.
“Я холерик, могу сердиться, потопать ногами, потом написать душераздирающую песню, потом пройтись на голове, и это все я буду делать с одинаковой отдачей. Для меня в принципе не свойственно состояние «что-то приуныл», если совсем меня физически не укатать, то я не унываю.”
Итак, автор-исполнитель, основательница и солистка группы «Мельница» – ещё и кандидат филологических наук, специалист по кельтской и раннегерманской письменности и литературе.
Наталья Николаева – такое имя носила нынешняя певица Хелависа до начала творческой карьеры – родилась в сентябре 1976 года в семье московских ученых. Отец Натальи был химиком-органиком университета Данди, мама работала в МГУ биохимиком.
Любовь к музыке Наталье привил папа. В детстве девочка переслушала всю доступную классическую музыку, а также познакомилась с записями современных исполнителей – The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin, Jefferson Airplane, «Аквариум». Николаева готовилась к карьере пианистки, но в старших классах решила поступать в МГУ. Первоначально девушка хотела пойти по проверенной родителями дороге – на биофак, но в последний момент выбрала филологию.
“Другое дело, что бывают всякие сезонные депрессии, от которых нужно пить таблетки, подбирать их у психиатров и неврологов, работать с разными видами терапии. Когда ты видишь, что все яркие краски из мира ушли, и хтонь уже не такая красивая, и красота не такая прекрасная, все серое — это депрессия. И лично мне потребовалось много времени и усилий, чтобы понять, что когда такое происходит — это не я плохая, все кругом плохие и вообще мир мерзкий.”
В МГУ девушка училась с 1993 по 1999 годы. В процессе обучения Николаева увлеклась толкинистикой, мистикой и оккультизмом. Николаева участвовала в акциях и играх реконструкторского движения. Девушка стала заметной фигурой в неформальной тусовке во многом благодаря полученным в университете знаниям и умению создавать аутентичные костюмы. С детства в круг интересов Натальи входили вышивка и бисероплетение.
Отсюда появился и ее творческий псевдоним «Хелависа». Это имя ведьмы из романа «Смерть Артура». Внешнее сходство с портретом персонажа из иллюстраций к книге заметила подруга Натальи. А Николаевой приглянулся сам образ колдуньи, мечтающей быть злодейкой, но совершающей добрые дела.
НАШИ В ДУБЛИНЕ
После получения диплома Наталья Николаева осталась в аспирантуре. До 2004 года девушка состояла в должности ассистентки кафедры ирландской и кельтской филологии, изучила ирландский язык и проводила по нему семинары.
“В общем, я за большое разнообразие и я хочу, чтобы другие люди тоже отдавали себе отчет, что все разные. И было бы странно ожидать от разных людей одинаковых эмоций и способов их выражать, одинаковой скорлупы или ее отсутствия, Самое главное — знать, как ты всему тому, что внутри, находишь выход и применение.”
В 2003 году Николаева защитила кандидатскую диссертацию. Одно время проходила стажировку в Ирландии и преподавала в дублинском Тринити-колледже.
Творческая биография Хелависы началась во время учебы в МГУ. Девушка увлеклась исторической реконструкцией и впервые проявила себя в музыке как ролевой менестрель. Тогда Наталья носила псевдоним «Хеледис». Исполнительница пела треки собственного сочинения и исполняла музыкальные композиции, в основе которых была поэзия Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Редьярда Киплинга и Роберта Бернса.
В 1998-ом Наталья впервые появилась под новым сценическим именем – Хелависа. Это случилось в тот период, когда певица начала сотрудничество с группой «Тиль Уленшпигель». Коллектив исполнял песни бардовского направления с уклоном в фолк.
ИРЛАНДИЯ В СЕРДЦЕ
В средине октября следующего года на базе распавшегося «Тиля Уленшпигеля» возникла новая группа, названная «Мельница». В 2003 году появился первый альбом «Дорога сна», куда вошли песни «Горец», «Лорд Грегори», «На север» и другие в исполнении Хелависы. Через два года последовал релиз второй пластинки – «Перевал», среди треков которой популярностью пользовались «Королевна», «Ворон», «Весна».
“Мне кажется, что цинизм, черствость — это отрицание каких-то эмоций, которые людям кажутся слишком пафосными, а потому смешными. Отрицание в себе способности искренне любить, искренне сочувствовать, сопереживать. Отрицание собственной доброты: «Нет, я не хочу, чтобы подумали, что я добрая, они будут думать, что я размазня и тряпка».
С 2003 по 2008 Хелависа работала старшим преподавателем на кафедре кельтской и германской филологии университета. Затем до 2014 года певица всецело посвятила себя музыке. Но и научную деятельность артистка не забросила, занимаясь ею самостоятельно.
Наталья освоила игру на нескольких инструментах: фортепиано, кельтской арфе, акустической гитаре, кастаньетах и перкуссии. Но любимым инструментом артистки остается кельтская арфа, с которой девушка познакомилась случайно. Игра на ирландском народном инструменте сразу заворожила Наталью. Хелависа стала брать уроки игры на акустическом инструменте, затем освоила электроарфу. Сейчас артистка сама проводит мастер-классы на фестивалях этномузыки.
“Я сама часто так разговариваю на серьезные темы, меня постоянно внутренне подштармливает. У меня мысли идут мультивекторно, то есть, я могу говорить о чем-то совершенно серьезном, но вдруг в голове случается Джек Николсон из «Иствикских ведьм». Почему его герой там такой привлекательный? Да потому что он не циничный, он этим трем теткам искренне сочувствует и добра желает, просто у него такая природа, вокруг него все определенным образом закручивается.”
Все больше исполняемые Хелависой песни можно было отнести к фолку и фолк-року. Но особой любовью певицы осталась Ирландия и самобытная культура страны, которую Николаева изучила досконально.
После настойчивых уговоров друзей Хелависа выпустила несколько сольных дисков. Но в остальном творчество исполнительницы тесно связано с «Мельницей». Имеются в биографии певицы и другие проекты, которые называются «Хелависа, Лазерсон и друзья» и дуэт «36.6».
Хелависа неоднократно выступала в качестве приглашенной солистки вместе с группой «Ария» и фолк-рок-группой «После 11». С вокалистом Артуром Беркутом певица исполнила хит «Там Высоко» на юбилейном концерте «Арии», организованном к 25-летию со дня начала творческой деятельности коллектива. Вместе с музыкантами «После 11» Хелависа записала музыкальную композицию «Рядом быть». Премьера песни состоялась в 2011 году.
В 2012 году артистка выпустила ряд клипов на песни «Дороги», «Далеко», «Волкодав» из ранее изданного альбома «Дикие травы» и новой пластинки «Ангелофрения».
Сегодня Хелависа живет в Европе. Но каждый месяц певица бывает в России, где дает сольные концерты, а также участвует в выступлениях групп «Мельница» и Clann Lir.
КАК РОДИЛАСЬ О’ШЕЙ
Любовь к Ирландии оказалась определяющей в судьбе певицы. Личная жизнь Хелависы с 2004 года связана с гражданином этой страны Джеймсом Корнелиусом О’Шейем. В августе 2004-го пара расписалась. Спустя 4 года у молодых родилась дочка Нина Катрина О’Шей. А еще через 3 года появилась вторая малышка, которую назвали Уна Тамар О’Шей. Дети певицы растут билингвистами – девочки одинаково хорошо владеют английским и русским языками. Фото дочерей артистка часто размещает на собственной страничке в «Инстаграме». Нина и Уна часто бывают вместе с мамой в России.
“Дети наши совершенные коты, очень забавно смотреть, как они исподволь тормошат и бабушку, и дедушку, и других родственников. Они лезут на ручки, карабкаются, целуются. И на моей свекрови, заслуженной учительнице, строгой и формальной, аж скорлупа трещит.”
Муж певицы Джеймс Корнелиус О’Шей имеет отношение к искусству. Супруг был атташе Ирландского посольства в столице по вопросам культуры.
“У нас с Джеймсом разные семьи, моя — городская, семья ученых и военных, а у него деревенские учителя и фермеры. В Ирландии мне не хватает спонтанности. Если лосось — то только с соусом бешамель, вареными брокколи и морковкой. Если в перерыве между двумя приемами пищи ребенок хочет йогурт съесть — нужно целый консилиум собрать. Меня это раздражает, не хватает выхода за рамки, не хватает телесности, тактильности, праздников непослушания. Освоение нового навыка — это что-то из ряда вон выходящее, надо это со всеми обсудить. А если уж соседи по дороге что-то сказали, то вообще святых выноси.”
Наталья Андреевна О’Шей некоторое время жила вместе с мужем в Женеве. Но потом семья, выросшая до 4-х человек, начала путешествовать по Ирландии, Швейцарии, Финляндии и Австрии, куда получал командировки глава семьи.
“Еще я считаю, что детей абсолютно необходимо учить показывать язык, давать щелбаны и крутить двойные фиги. Дети должны лазать по деревьям и заборам, бегать босыми, где хотят, приходить с прогулки грязными. Если ребенок пришел в чистой одежде и с аккуратной прической — он плохо погулял. Ребенок должен шуршать листочками, рыться под кустами, падать, разбивать коленки, царапаться, штаны рвать, на тарзанках кататься. Короче, делать то, что я очень сама делать люблю, но боюсь, когда это делают мои дети.”
Из последних музыкальных предпочтений Натальи Николаевой сама певица выделяет творчество Бориса Гребенщикова, перед которым певица преклонялась всегда, а также молодого рэпера – Оксимирона. Кроме музыки и кельтской культуры, у Хелависы множество других увлечений. Но главные из них йога, верховая езда, альпинизм и горные лыжи.
В октябре 2017 года Хелависа презентовала песню «Серебро зеркал», которая вошла в число музыкальных номеров ледового мюзикла «Дракула. История вечной любви» композитора Алексея Галинского, автора музыки к номеру показательных выступлений российской команды фигуристов на Олимпиаде-2014. Осенью состоялись концерты певицы в Санкт-Петербурге и Москве. Новая программа музыкантов «Мельницы», которая получила название «Альхимейра. Воссоединение», состоит из треков последних двух альбомов группы – «Алхимик» и «Химера».
29 декабря состоялась премьера сингла «Поверь» в исполнении Хелависы и гитариста Сергея Вишнякова. Хит стал первой песней нового диска, который увидит свет в 2018 году. В скором времени ожидается также выход клипа на песню «Поверь», работа над которым проводилась в здании храма Святой Анны, отстроенном в готическом стиле.
Источники: https://myslo.ru/news/arhiv/article-3548, https://24smi.org/celebrity/2784-helavisa.html, http://adanilova.ru/xelavisa/
От редакции
ПРО ГОВНО, ХЕЛАВИСУ И БРЕМЯ БОСОГО ЧЕЛОВЕКА
Ну, лично я к музыке глух, да простят меня фаны Хелависы. Поэтому я начну с главного, чем, собственно, этот персонаж меня зацепил и что является важным для нашей босоногой темы. Дело не в том, что певица выступает босиком и не в том, что она прошлась босой где-то там или сям. Дело в том, КАК она это сделала…
Итак, как написал мне Кирилл Корчагин: «Хелависа с дочками отожгла на отдыхе в Друскининкае: “Ходим босиком и смотрим на всех, как на говно. Потому что можем”.
Вот этот комментарий Хелависы – та грелка, которую порвёт большинство тузиков-барефутеров. Именно тех барефутеров, которые ходят босыми для себя, любимых, не любят фотографироваться, не видят ничего в этом особенного (я, мол, «так живу»), отрицают протестный подтекст, всячески избегают конфликтов – ну, это: все люди разные, бла-бла-бла…
Так вот, я с Хелависой согласен. Когда я иду по городу босиком, то все остальные – обутые, ДЛЯ МЕНЯ ГОВНО.
Я специально выделило это большими буквами, чтоб вас продрало до самой задницы. Нет, я обутому не скажу, что он – говно, естественно (просто – зачем?), и не всё так категорично: глупо упрекать в обутости полицейских, кондукторов в автобусе, менеджеров в солидных фирмах; это как водолазов в аналогичном упрекать. Форма есть форма, работа есть работа. Я тоже, знаете, большую часть года на свою работу, в школу, хожу обутый.
И всё равно – говно.
Особенно бабы с намозоленными, обклеенными пластырем ступнями в маршрутке. Особенно бабы в модных босоножках со скрюченными пальцами. Особенно бабы – молодые, физически ещё девочки почти что, девушки, а формально – БАБЫ, с наросшим вальгусом.
И мне насрать, отчего у них такой вальгус и почему это они мучаются в своей обуви в разгар лета. Говно, и всё.
…Да, я ощущаю превосходство своё, босоногое. Я презираю в этот момент обутых (не тех, кто по должности или ситуации), а кто по желанию. Тупому своему быдлячьему желанию быть модным, быть как все, слиться с серой массой и прочее. Масса вообще для меня, толпа, социум, народ – это тоже говно. Потому что усреднённый типаж «народа» воплощает худшие его черты, а не лучшие, это я знаю, как историк.
Есть у Редьярда Киплинга такое стихотворение, «Бремя белого человека». Цитирую Википедию: «Киплингу было предъявлено обвинение в пренебрежительном отношении к неевропейским народам, в изображении их как недоразвитых, опасных и требующих постоянного контроля и помощи со стороны «белых наций». Да, всё так. Англичане вообще в этом деле сильны, в снобизме, и Киплинг прекрасно выразил этот колониальный дух, столетиями питавший Англию и весь великобританский менталитет. Имперский.
Так вот, «бремя босого человека» тоже есть. Как бы не сюсюкали «чистые барефутеры», как бы они не убегали от своего конфликта с миром, он есть. Для обутого и самодовольного мещанина что мужчина, что женщина с босыми грязными ногами в приличном месте – то же самое говно. Оскорбление эстетики, пощёчина приличиям. И возникает резонный вопрос: если мы для них – говно, то кто они для нас?! Для нас они – такие же туземцы приличий, дикари моды, полулюди, как и для героя Киплинга. Мы им несём свет и знание, и культуру (в данном случае – босоногую), а они цепляются за свои дресс-коды, лабутены и грибок на асфальте…
Можно, конечно, по-евангельски другую щёку подставить и всё такое. Но не хочется. Я, зная об этой агрессии общества к босоногим и наблюдая её не раз, в тысяче мерзостных, явных и скрытых проявлениях, говорю им: ребятки, да вы сами говно. Со своими изуродованными ступнями, воняющими потом (и носками в кроссовках!), вы – говённые слабаки и придурки. Плебеи. А я – гордый босой патриций. Вот примерно так и выразила свою мысль Хелависа в подписи под этим фото в Инстаграм…
Пусть меня закидают помидорами и ещё чем похлеще, но я считаю, что снобизм у босого человека должен быть. Здоровый снобизм, не воинствующий (позволяющий ему нормально общаться с обутыми). Всё остальное – ложь и увёртки. Потому, что с врагами, коими является подавляющее обутое большинство можно только, как с врагами. Общаться, а невидимый камень за пазухой держать, чтобы в морду швырнуть, как только начнётся: а чтой-то вы, тут же грязно и грибок на асфальте!
Босиком надо идти не для себя. Не красться мышью запечной. Босиком надо идти с гордо поднятой головой, как Хелависа с детьми. И тут, конечно, понятно, что всё утрировано (а как вы поняли из рассказа про певицу, человечек-то она непростой, злой на язык!), но суть этого осознания «Я – босая, а вы говно!» проста: босой лучше, честнее, чище и здоровее, чем его трусливо-обутые собратья. Конечно, с поправками на время, место и погоду.
Он превосходит остальных. И может позволить себе смотреть на остальных с гаммой чувств – от глубокого презрения до сожалеющего снисхождения.
Повторю: этот спор, кто говно, а кто нет, он из крошечного комментария вырастает до принципиальных дискуссионных масштабов. И я свой выбор сделал. А если вы хотите что сказать – пишите.
Можете и меня «говном» назвать.
Игорь Резун, член Союза журналистов РФ, шеф-редактор портала.
Смысл слов Хелависы я комментировать не буду – да, сказала она весьма некорректно и неприятно. Но я-то писал не об этом! я писал о другом. о том, что по форме её слова плохи, а по сути – выражают идею, с которой я лично согласен. Босоногий в адекватной ситуации лучше остающегося в обуви и имеет право показывать (и выражать любым образом) своё превосходство.
Не удивлён её комментарию: она на своих концертах к своим фэнам относится как к говну:
– не смейте курить, мне тяжело петь (раньше в клубах можно было курить)
– не смейте танцевать и ходить змейкой, мне это не нравится (ну её какое дело, почему ни шклярский, ни холстинин, ни дубинин, ни Кипелов, ни бутусов и т. Д. Не обращают внимание как люди сходят с ума по-своему )
– не смейте подпевать, разрешаю кричать “Один” по моей команде при исполнении песни “На север” .
– Вы должны раскупить побольше наших дисков и сувениров, я проверила: мало раскупаете. (тут уж слов нет)
Имхо, сама себе портит реноме, но все её фэны этого не замечают.
Господа, мы с вами совершенно согласны, что Хелависа не самым лучшим образом относится и к публике на концертах, и к поклонникам, и т. д. Но смысл-то заметки не в этом был! Смысл был в том, что МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ СТЕСНЯЕТСЯ ПРИЛЮДНО БОСОНОЖИТЬ по причине как раз “чеховской вежливости”: как бы кого этим не оскорбить, как бы чего не сказали. А Хелависе СРАТЬ НА ТО, ЧТО О НЕЙ, БОСОЙ, СКАЖУТ! И это ПРАВИЛЬНО. Понимаете, по факту, так вот срать на то, что о нём скажут, должен каждый барефутер! И шагать босиком. Нам толика здорового цинизма – именно толика! – в позиции певицы откровенно нравится.
Я хожу в обуви, но не по работе из-за дресс кода и не из-за моды, и не не из-за боязни осуждения, мне наплевать на моду и на дресс код, и на осуждение, просто мне холодно без обуви, сам я нормально отношусь к босым людям ( они мне даже нравятся)! Кто я плебей? Так, что не все вписываются в трактовку автора и Хелависы!
Понимать можно по разному. Нам кажется, что, конечно, буквально понимать эту метафору: “кто не ходит босиком – тот плебей!” не надо. И мы полагаем, что Хелависа, в силу резкого и независимого характера, говорит о двух типах людей: а) которые хотели бы разуться, да прогуляться босыми, но стесняются, боятся осуждения и т.п., или верят дурацким “полУкниническим страшилкам” о “грибке на асфальте”; б) о людях, которые искренне считают, что каждый просто обязан ходить обутым, т. к. это прилично, это “положено” и т. д. Ни к тем, ни к другим вы не относитесь. К тому же вы положительно относитесь к босоногим. Так что Хелависа точно не имела в виду вас и таких, как вы.
Кстати курить на самом деле не стоит!