ИСТОРИЯ САЙТА И СТУДИИ. ПРАКТИКАНТКА-МЕЧТА.
В 2007-м году началась моя «школьная эпопея». То есть я банально устроился ночным сторожем в обыкновенную школу. Правда, не совсем обычную – я там когда-то закончил десять классов… На лето. Разумеется, «школьная серия» у нас растянется ещё на пять-шесть выпусков, вы уж не обессудьте.
Кого я там снимал? Всех.
Сначала, конечно, мою приёмную дочь Яну – не уверен, сохранились ли эти фото даже в личном архиве. Снимал старшеклассницу – в сете Mademoiselle chante le bluse, и увы, история закончилась печально, но это история другая.
Снимал Антона, ныне московского режиссёра – ПЕРВУЮ модель мужского пола в нашей истории! Причём – на крыше. Там произошла скандальная история с гвоздями, но об этом позже.
Снимал Юлию в сете «Джинсовый перформанс» – и тоже на крыше, буду искать эти кадры.
Снимал Клаву – не раз! И в спортзале, и в кабинете рисования, и в подвале и – как на фото внизу, на школьном дворе.
А потом началась долгая история Вали и Кати – ну, это вообще, сага. Им мы посвятим отдельный выпуск.
И, конечно, успел снять Еву.
А что такое ШКОЛА?
Тут моих литературных способностей не хватает. Тут я призову на помощь Александра Гениса, гениальную язву и талантливейшего критика – с его блестящим эссе о Гарри Поттере…
«Школа – изобретение нового времени… В сочинениях взрослых авторов школа занимает так мало места потому, что этому, кажется, есть только одно объяснение: вырастая, мы стараемся о ней побыстрее забыть… Для ребенка школа – рай, уже на второй день ставший адом. Нужно быть ненормальным, чтобы туда стремиться и извращенцем, чтобы ее полюбить. Машина мучений, школа обращает радость познания в орудие пытки. В мире нет ничего интереснее, чем учиться. Например, футболу. Но школа берет насилием то, что отдали ей по любви…»
Итак, безупречно-убийственная характеристика, данная школе Генисом, конечно. Не учитывает одного: босоножества. Тема эта сколь интересная, настолько же и отдельная. Но не могу коснуться этого аспекта, коль о нем заговорил… Босые ноги в моей школе, школе моего детства, были точно так же, как и в современной, табу – и нарушение табу случалось крайне редко!
Третий-четвертый класс я не беру в расчёт – слишком розовы слюни, слишком расплывчаты воспоминания, но я помню, что Светка Голикова, одна из двух близняшек-худышек! – гоняла босиком из класса, где мы, малышня, вместе переодевались на физкультуру, в конец коридора к питьевой колонке. Ноги, кстати, у обеих Голиковых были замечательные, тонкие, стройные: интересно, какие сейчас?
Помню Галю Мишкович, разувшуюся на субботнике в мае и работавшую босиком – крепкие, ровного бронзового загара ступни, без малейших «пятен» от туфель – она уехала с мамой в США и по этому поводу собирали у нас комсомольское собрание, гневное, разумеется; в частности, поставили в укор это злополучное босоножество – вот, мол, и тут пожелала выделиться из коллектива…
Помню еще, что занимались у нас босиком на «физ-ре» – те, кто забыл спортивную обувь; ибо доски были новыми, недавно крашеными, на дай Бог их поцарапать, а любые чулочно-носочные изделия страшно скользили. Правда, босыми могли позволить себя играть только отпетые двоечники – как некий Сергей Жданов, освоивший криминальное мастерство уже в старших классах (отсидел, освободился, ныне очень хороший человек, предприниматель – пр. авт.), и Георгий Жигульский, ныне ставший большим чином в налоговой полиции… И еще одна девочка, Светлана, увы, самая страшная не только в классе, но и во всей параллели. А вне школы… Вне школы я помню только Любовь Шанину, кареглазую чернокудрую брюнетку испанского типа, ступни которой были просто произведением искусства: один раз я видел их на «малом выпускном» после девятого класса и второй – на льду Обского во время похода нашего туда уже после последнего в этой жизни выпускного…
В общем, зачем я всё это пишу? Увидеть босого человека в школе тогда тоже было не легче, чем туарега в Антарктиде.
Школа – как, впрочем, и сейчас, представлялась областью мертвящего формализма и сурового начетничества; угрюмым монастырём знания, аскеза ее еще снисходительно разрешала буйство на переменах и некое подобие выхода эмоций в актовом зале – но во всем остальном эти казенные стены всё человеческое и живое пытались убить.
И мучительно, всё детство, хотелось в школе ПОХУЛИГАНИТЬ.
Причем хулиганство это, в моём понимании, по крайней мере, совсем не несло в себе ничего криминального и разрушительного, зачем? Мне не хотелось разбить окно, сбросить с подоконников цветы или залить чернилами классный журнал.
А вот побеситься… побегать, покричать, в полной безнаказанности, что сейчас не вынырнет из стены призрак дежурного педагога; не то, что даже совершить какие-то, мягко говоря, сексуальные действия в родной школе (эта шальная мысль иногда посещает особо повзрослевших старшеклассников!), а просто – побыть в школе, КАК ДОМА. Может быть, даже и пошлепать по ней босиком…
Кстати, я не думаю, что я совсем уж был одинок в своих тайных мечтах. Буквально год назад (т. е. в 2014-м – пр. авт.) мне рассказал один приятель, что в родном моем Новосибирске входят в моду… ночёвки в школе! Да-да, ближе к весне, своего рода альтернатива гонимому в школах Хеллоуину. Берут с собой спальники, скидываются на чай-кофе-печеньки, и бесятся – именно бесятся в школе до самого утра воскресенья, чтобы проснуться в ней, непривычно тихой и вроде как ставшей на сутки домом… вот такой «школьный экстрим». Потрясающе! Мне бы спального мешка не хватило; мне нужна была бы палатка и костер – а этим, худосочным выморочным детям айфонов и питомцам гаджетов, и такой, межеумочной романтики достаточно. Так чтобы и «поход», и комфортабельно всё.
Но мы отвлеклись. О босоногости преподавателей и говорить не приходилось: несмотря на гораздо менее жесткие требования в профессиональной педагогической среде, никто такого в стенах учебного заведения позволить себе не мог. Это ясно.
Вот поэтому ночные (а точнее, воскресно-вечерние) фотосеты Евы в школе, которую мне вверено было охранять, и будоражили воображение – своей некоторой запретностью, хотя её, этой запретности, было там не больше, чем в «Полёте ночного мотылька»!
ЦВЕТНЫЕ ЭТЮДЫ
…Кстати, как в любом помещении, снимать в школе, по большому счету, скучно. Достаточно скучно, довольно однообразно, учитывая стандартное оформление классов: ну, разве что есть варианты – босиком с электрофорной машиной или босиком со скелетом в классе биологии-анатомии. Но подобные «ништяки» обычно сокрыты в лаборантских, и к ним ключей на вахте нет, поэтому приходилось удовлетворяться банальным антуражем кабинетов и коридоров. А они типовые – что в новых школах, коробках, что в старых трёхэтажных зданиях, построенных буквой «П».
Поэтому расчет строился только на цветовой гамме одного и того же образа; самыми замечательными стали «Черно-белый этюд» и «Красно-желтый этюд». Увы, фото не могу разыскать нигде, ни в архиве галерей, ни на дисках, ни в опубликованных пропали. что ж, таково свойство времени…
Фотосессии с Евой имели особое очарование. И чем они брали? Я не сразу понял, чем. А вот в чем штука: здание старое. Школа эта постройки, если я не ошибаюсь, середины шестидесятых. Поэтому эстетика – чисто советского времени.
П-образное здание. На первом этаже в гардеробах и на площадках лестниц – «больничная» кафельная плитка, чередующая грязно-жёлтые и шоколадные плитки; как их не мой, они и выглядят… не то, чтобы «грязными», но как глиняный пол в крестьянской избе. Серый шлифованный пол в коридорах. Массивные широкие подоконники и двери с выпуклыми деталями, «старинные». В-общем, советская классика, как из какого-нибудь «Ключ без права передачи» или «Большой перемены» – культовых советских фильмов о школе. А Еву я специально попросил одеться не то, что бы скромно, но очень сдержанно: так родился образ «молодой учительницы», скромной и романтичной – в длинной черной юбке и в белом платье. И босой, конечно.
Замысел совпал с результатом один в один… Ева бродила по школе, в длинной чёрной юбке и белой блузке. Как призрак. Впрочем, именно это обстоятельство потом и сыграет забавную роль; но об этом позже.
Итак, Ева гуляла босиком легко и видно было, что она также, как и я, наслаждается этим чувством безраздельного господства над школой – в то время, когда в ней никого нет! Нет и не может быть: съемки велись летними вечерами, в тишине, в мертвых коридорах, с черными квадратами окон.
Я не знаю, какие были у Евы личные ощущения от школы, но то, что ей нравилось прикосновение холодного бетона к босым ступням, эта сальная гладкость плиток, намытых сотнями тысяч швабр за всю историю – это точно. Ева тоже «хулиганила» – съезжала по перилам, забралась на стол в вестибюле – интересно, что на заднем плане у нее – в серии «Чёрно-жёлты этюд» – герб и флаг Новосибирской области! Эдакий вызов строгой и мертвящей школьной официальности. Да, именно, в школьных интерьерах великолепные ступни Евы были особенно сексуальны; при том, что ее профессия, образование, насколько я помню, были бесконечно далеки от сугубо учительской стези – на роль «молодой учительницы» она подходила на сто процентов!
Проблема была только в одном. И эта проблема косвенно затрагивает тему «босоногой школы», которой мой хороший друг посвятит целую повесть. Большинство снимков вышли не очень качественными. Я долго колдовал с ними. Готовя для публикации, и всё равно, в полной мере мне убрать дефекты не удалось!
ПЫЛЬ.
Пыль сочилась из всех щелей школы. Из-под старых деревянных стендов, из-за батарей, из учительских шкафов (когда мы снимали в кабинетах), из каких-то невообразимых улов… Пыль! Поднимаемая в воздух в течение шести учебных дней, она не оставалась непобедима: никакими уборщицами, никакими тряпками, никаким шампунями, ничем. А что же тогда делается днём, когда по всем коридорам кипит клубком и кутерьмой бурная школьная жизнь?! Днём она не видна, ее не успеваешь заметить, а вечером и ночью она ложится белыми крохотными снежинками на объектив фотоаппарата и сверкает в свете вспышки чертовыми «бриллиантами».
Это вот та самая причина, по которой, я соглашусь, мечта о “босоногой школе” – в условиях нынешней советско-российской школы – бессмысленна и даже, страшно сказать, негигиенична.
Не может быть такого образа жизни в современной школе – пятки у всех к концу второго урока первой смены будут черными.
Это нужна школа финская или шведская. С ковролином, с моющими пылесосами и великолепной вентиляцией…
Собственно, к этому эпизоду мне и прибавить нечего. Оба «этюда» не имели никаких последствий. Все прошло гладко. О моей теневой деятельности в школе никто не догадывался. И я взялся за сюжет «Практикантка»…
БОСИКОМ И В БЕЛОМ
Ключи от «режимных» кабинетов – физики и химии, мне не давали. То есть я знал, где они лежат, но эти кабинеты были на какой-то мудреной сигнализации, я не рисковал туда лезть. А хотелось именно этого: не скучный класс с партами, а что-то такое, «лабораторное». А тут лаборантка химии забыла в гардеробе белый халатик.
Надо было решаться.
Поэтому кабинет мы выбрали самый ординарный – я уже не помню, какого предмета. То ли русского языка, то ли литературы. Я не помню. Помню, что парты там были интересные: позднее издание совка, «под американский стандарт» – одиночные! Это придавало кабинету какое-то своеобычие…
Ну, и конечно. Сюжет снова крутился вокруг практикантки, которая пришла в школу после уроков – убрать своё рабочее место (на уборщицах в кабинетах экономили уже тогда; всю эту работу выполняли сами учителя – уже не ученики и уже не уборщицы!).
А шла она в школу под дождем, разулась и вот идет по коридорам, с зонтиком свернутым, и капли воды блестят на ее босых ступнях… к сожалению, вот этого фотографического решения не получилось: свет! Отвратительный школьный свет, убивающий всякий блик – а специальной вспышкой с отражателем я не обзавелся к тому времени.
Ева при мне намочила ноги в раковине туалета, но, пока мы с ней дошли до кабинета в пристройке, всё – вода высохла. Остался только зонтик, как свидетель выдуманного «дождя».
Но зато несомненный плюс: ее подошвы приобрели нужный, нежно-коричневый оттенок. Помните, я писал: пыль! Пыль и грязь. А это школа вечером, после стандартной уборки.
Ева была обворожительна. Теперь я понимаю этот мировой тренд в эротике: медсестра-стриптизерша! Белый халат делает с женщиной что-то необычайное. Казалось бы, белые ангельские одежды должны сексуальность умалять, давать образ возвышенный, лишенный земного… Ан нет, эротичность образа этот халат только подчеркивал. И крепкие, сытые, белокожие ноги Евы, ступни ее грязноватые шли к этому халатику как несомненное и единственно возможное украшение.
…Фотосет «Практикантка» мы снимали в несколько приемов – часть из них совсем в другом кабинете, математики, там Ева уже снимала халатик и вроде как разбирала книги в шкафу. Но дело не в этом; дело в том, что два вечера подряд, два глубоких вечера – Ева тогда временно жила у подруги в Академгородке, которая жила недалеко от школы, девушка гуляла по школе и вполне самостоятельно выучив ее нехитрую географию – я давал ей ключ, она сама находила нужный кабинет и переодевалась, пока я запирал школу на все запоры и приходил с фотоаппаратом.
Как часто это у меня бывает, сюрпризы начались только после того, как Ева перестала сниматься.
Округляя глаза, мне некоторые знакомые старшеклассницы (о, до них мы еще дойдем!) и даже суровые циничные старшеклассники стали рассказывать байку о Черном Стороже. Дескать, когда-то был в школе сторож, сильно пил и поссорился с рабочими, делавшими ремонт в пристройке. Они, эти рабочие, этого сторожа убили и… замуровали в бетон где-то там ли в подвале, то ли наоборот, на крыше. И вот теперь призрак этого Черного Сторожа бродит по школе и…
Короче, вся эта романтическая галиматья рассказывалась на полном серьезе.
Тем более, что были подтверждения.
Обнаруживали таинственные кресты на дверях кабинетов, нарисованные мелом. Какие-то слова латинскими буквами абракадабрического языка. И даже рассказывали про зеркальную дверцу шкафа в кабинете литературы, где появилось слово BLOOD, написанное “натуральной кровью”, с художественными потеками! Говорили, что учительницу литературы чуть удар не хватил…
Сначала я ничего не понял, тем более что история с меловыми крестами в ранге шутки рассказывалась в учительской еще в то время, когда мы с Евой снимались (та самая пожилая литераторша пошутила: мол, у нас тут завелся Тимур и его команда!), а вот остальное…
И тут до меня дошло. Несколько раз Ева при мне подкрашивала ногти на руках и ногах. А лак у нее был кроваво-красный, она такой любила! Несомненно, кресты она рисовала по дороге, и писала абракадабру, любимую молодежью из числа эмо (Ева сама когда-то «косила под эмо»), а уж рисунок «надписи с потеками» был высшим пилотажем! Не зря девушка упоминала, что в ее биографии было и полтора года учебы на художественно-графическом факультете нашего пединститута.
Эти рассказы о «Черном Стороже», вызвавшие, кстати, наибольшую популярность у малышей с четвертого по шестой класс, ходили по школе еще год, даже самозабвенно в него играли, как их родители когда-то – в «Зорро». И никто не догадывался о том, что виновница этого всего шла по вечерней школе, бесшумно ступая мягкими босыми ногами по холодному. Еще влажному от уборщицкой тряпки, полу и шла – фотографироваться. Фотографироваться босиком. Наверняка все, кто говорил о «Стороже», были скорее готовы поверить в реальность его существования, но не в такое «необычное» времяпровождение молодой и красивой девушки.
Вот пустила же Ева развлекуху для школьников, переросшую в легенду…
ПЕРЕПОЛОХ В ВЕРХАХ
Едва настала весна, мы с Евой вернулись к теме фотосессий босиком на снегу. Мне кажется, сама девушка хотела этого – пару раз в телефонных разговорах проскользнуло: «Скорее бы уже он начал таять!». Конечно, сниматься при минус двадцати – занятие не из лёгких, да и удовольствие ещё то, я её понимал. Между прочим, в таких фотосессиях и фотографу несладко: думаете, легко жать замёрзшим, потерявшим чувствительность голым пальцем на кнопку спуска?!
Наконец, пришла сибирская весна, такая же затяжная и долгая, как и зима. Температура поднялась до пяти-семи градусов, снег стал мокроватым, жалким, трусливым. И мы с Евой отправились, чтобы уж пофотографироваться наверняка, на теплотрассу, которая проходит вдоль улицы Золотодолинской. Там – остатки деревянных мостков, тротуара, проложенного ещё Первостроителей Академа, когда всё, в режиме стройки, тонуло в непролазной грязи; по этим мосткам шагала когда-то Anna Retro, я писал об этом…
Девушка выбрала очень эффектный наряд. Шубка с белым меховым воротником, а под ней – камуфляжные (!) штаны и мужская сорочка с моим галстуком, одним из сотни (тогда, кажется, было около того). Риск, вызов, нарочитая нелепость – в этом была вся Ева! Да, и голубой зонтик. Для антуража.
Снимались мы и на этих мостках, у дышащей теплом крышки канализационного люка, а потом зашли в детский садик рядом. Точнее, детсадом он уже не был, здание передали Музею Археологии СО РАН, где после этого несколько лет будет покоиться знаменитая мумия знаменитой «Принцессы Укок»! – но забор уже снесли. Поэтому нам удалось беспрепятственно туда проникнуть.
В детских садиках, точнее, на их дворах, в этих деревянных клетушках, словно созданных для павильонно-уличной фотосъемки, я тогда снимал первый раз. Первый раз попытался сделать с Юлией «Морской Звездой», вышли две полные добрые тётеньки и злыми голосами возопили… Второй раз попытаюсь сделать это с Мариной, мамой кати, и тут же выскочит бравая охрана, и начнётся кипеш – что это вы тут, почему это?! Больше не снимал. Ну его.
Но тут вот всё получилось, ибо охраны не было и наши эскапады были никому не интересны. Ева азартно тыкала голые пяткой в камеру – уже тогда это стало нашим фирменным приёмом… И по снегу ходила, да, а не только по холодным доскам, вы можете это видеть.
И нельзя не сказать, что с Евой в ходе той самой фотосессии мы зашли в Дом Учёных СО РАН. Ну, вот тогда, именно тогда, пока эту обитель коренных городковцев не прибрала к руках жадная московская администрация (собственно, РАН), туда можно было открывать дверь буквально пинком, сидеть в Зимнем саду, любоваться баньяном, фотографироваться… Это в ходе съёмок с легкомысленно одетой Дикой Розой нас оттуда выперли, а тут я решил попробовать ещё раз.
И ведь получилось! Никто и слова не сказал. Великолепные кадры дали нам деревянные скульптуры, созданные из корней деревьев, размещённые в фойе. И даже вспышка, которой волей-неволей пришлось пользоваться, впечатления не испортила. Ни от чарующих глаз Евы, ни от её гибких ступней…
Но вернёмся к съёмкам на снегу. Ничего особенного мы не делали, так ведь? Да и здание бывшего детсада было тихо и пустынно…
Как это часто бывает в моих рассказах, самое интересное случилось потом, много позже. История, так сказать, на сладкое…
Уже году в двенадцатом, наверное, привёз я в этот музей, уже полноценно работавший, группу школьников, как сопровождающий гид-экскурсовод по родному Академгородку. Алтайскую мумию давно вернули на Алтай, остальная экспозиция мне была не особо интересна – мамонтовых костей и наскальных рисунков навидался я в музее-заповеднике “Томская Писаница”! – и я отправился кофе пить с милой женщиной-сотрудницей, очень интеллигентной дамой. Разумеется, заговорили о том, как это хорошо для музея, что получил он своё собственное помещение, что не ютится как раньше, в нескольких кабинетах основного здания института, а коллекции, собранные академиком Окладниковым. Так и пылятся в ящиках!
Отпивая кофе, дама мне поведала:
– А вы знаете, тут, как всегда в России: не было бы счастье, да несчастье помогло…
– Это каким образом?
– Да, когда решался вопрос о передаче здания, у нас тут территорию нудисты облюбовали…
У меня чуть чашка из рук не выпала. Неужели опять – повторение истории с «Целовальником»?! Ну, там дуры-студентки, сплетни-слухи, а тут…
Оказалось – тут, именно тут, и всё то же самое, по одному лекалу!
В Академгородке каждая недвижимость – на вес золота, предмет острой конкурентной борьбы; вся она принадлежит могущественному Управлению делами СО РАН и только тамошние чиновники распоряжаются, комму дать, кому отказать. Разумеется, не бесплатно. Вот и тянулось дело с передачей помещений несколько лет, вяло его то ли ремонтировали, то ли нет…
А тут кто-то написал кляузу в Президиум: вот, пока вы там рассусоливаете, у вас тут на территории «нудисты зажигают»! Какие нудисты? Почему нудисты?! Почему не «ивановцы», на худой-то конец, ибо в качестве доказательства приводились съёмки босиком на снегу…
Прямо как в легенде про разгром клуба «Под Интегралом» – «сначала они тут босые пляшут, а потом голые на столах начнут танцевать!».
Неизвестно, приложили ли доброхоты к кляузе фото подтверждение, на которых могли быть запечатлены только я да Ева, но машина завертелась. Академик Добрецов вызвал к себе «управителя», устроил тому разнос, тот – своим подчинённым… Работы по отделке бывшего детсада рванули вперёд с космической скоростью, сразу же, конечно, забор с калиткой появился… И Музей быстро въехал в новые хоромы.
Всю эту историю женщина рассказала с добрым смехом, и я не решился ей правду открыть, дабы не плодить новых баек, неизвестно как могущих отразиться в умах. Но всё-таки спросил:
– А вы на самом деле думаете, что тут у вас каким-то нудисты голышом бегали?
Она пожала плечами:
– Не знаю. Но согласитесь, в Академгородке чего только не бывает!
Соглашусь…
Вот такая история была у нас с Евой. Почему – была? Да потому, что Ева «сплыла», как и многие наши модели. Просто под теми или иными предлогами стала отказываться от съемок. Я не настаивал – значит, появились иные интересы, к тому же моё свободное время заполонили Валя и Катя – о, эта «сладкая парочка» заслуживает отдельной главы! Я потерял Еву из виду и… через два года совершенно случайно встретил ее с подпругами на улице Ленина.
Девушка изменилась. Она и раньше была миловидной, и совсем не угловатой, но тут появилась какая-то дополнительная округлость в образе; и я не сразу понял, что округлость эта обтянута серым джемпером под ветровкой, повыше бедер… И что “роковая красота” Евы сменилась тихой благостностью, характерной для этого периода жизни женщины!
Она первая поздоровалась со мной; а я снимал (не помню кого), задержался на пару минут, поздравил понятно с чем, и, так как Ева была не одна, намёком спросил – чего же тогда потерялась-то?
– Я насытилась. Я получила всё, что хотела, от этого… Спасибо! – таков был искренний, предельно краткий и лаконичный ответ.
И вот тут мы вернемся к началу. Помните, я писал: «Ровно, как вальсе, она вела меня – не я её, а она, по Академгородку, по его улочкам, и позволяла себя снимать, именно позволяла. Как сытая кошка позволяет себя гладить и чесать ей за ушком». Вот в этом была вся Ева – она экспериментировала, “наэкспериментировалась” власть и… закончила.
Что ж, вероятно, в этом тоже есть своя правда. И хорошо, что у нее был этот период; хорошо и то, что многие модели фотографируются именно из таких побуждений.
Остановившиеся их мгновения – прекрасны.
Текст подготовлен редакционной группой портала “Босиком в России”. Фотографии Студии RBF.
Все права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на newrbfeet.ru. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте на e-mail: siberianbarefoot@gmail.com. Мы соблюдаем нормы этики, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».