СЫР С ПЛЕСЕНЬЮ, или честно о ФФ.

СЫР С ПЛЕСЕНЬЮ, или честно о ФФ.

Татьяна Анисимова, эксперт портала

Как мы и обещали, обновлённый портал «Босиком в России» начинает прямо и открыто, честно и подробно затрагивать тему фут-фетиша. Хватит делать вид, что в отношении наших посетителей к нашим моделям и нашим фото такой мотивации нет. И этот разговор требует серьёзных специалистов. Поэтому мы обратились с первыми вопросами к Татьяне Анисимовой, одному из известных новосибирских психологов, тренеру и лайф-коучу, директору тренинг-студии «Для Себя!». С Татьяной беседует шеф-редактор портала, Игорь Резун.


СПРАВКА «БР»

Татьяна Анисимова, психолог, тренер-лайф-коуч. Родилась в Сибири. В 1997 г. закончила Новосибирский государственный университет по специальности «медицинская психология». В последующее время также получила дополнительные образования в Институте системных технологий в бизнесе, (Санкт-Петербург), Учебном центре при Минздраве РФ (Москва), Международном Институте психологии и управления (Москва), Московском Институте гештальта и психодрамы (Москва).

Татьяна (Tanita) в роли модели — её фотографирут.

Член Профессиональной психотерапевтической Лиги (Москва), Российской Ассоциации «ТРИЗ» (Москва), прошла обучение на Новосибирских курсах повышения квалификации специалистов Минсоцтруда и социального развития РФ (Новосибирск).

С 2005 г. ведёт проект тренинговой студии «Для Себя!», который помогает молодым, активным, предприимчивым людям с помощью информации достигать результатов в семье, работе и бизнесе.  Проводит частное консультирование по выходу из сложных ситуаций и улучшению отношений в семье.

Босиком по городу? Легко!

С 2007 по 2017 гг. была научным руководителем и экспертом ряда программ Новосибирской Ассоциации Босоногих, таких, как «БосоТуризм», тренинг «Босиком-24-Нонстоп».

Сама принимала участие в мероприятиях Ассоциации, фотосессиях, часто ходит босиком в городе.

Из отзыва: «Татьяна оказалась очень грамотным и качественным специалистом. В процессе разговора она помогла мне найти все ответы на мои вопросы и проблемы. Подсказала как в дальнейшем легко и просто можно выходить из подобных ситуаций. После разговора с ней, я вышел, как будто заново родившись и жизнь моя пошла абсолютно в другом качественном русле».


БОСИКОМ — ЭТО СЕКСУАЛЬНО?

— Первый вопрос – о связи публичного барефутинга, т. е. публичного босохождения и сексуальности. Одни адепты здорового образа жизни это яростно отрицают, другие, представляющие фут-фетишистов, не менее яростно на этом настаивают. Такая связь есть? Почему? Какова её природа?

— Я однозначно считаю, что такая связь существует. Ведь практически всё, что мы делаем – надеваем красивую одежду, делаем макияж, прихорашиваемся, это всё для привлечения внимания других индивидов: какого уже пола, возраста или комплекции, не важно. Суть остаётся той же. И публичное, именно публичное босохождение – из той же серии.

При этом стоит подчеркнуть, что даже если человек не ставит себе целью привлечение внимания как таковое, то это не значит, что таковой мотивации у него нет. Он просто делает это бессознательно, как любой индивид – для внимания к себе и продолжения себя или своего рода. Эту мотивацию заложила в каждого человека природа… так что сознательно или бессознательно, но цепочка простая: публично босиком = привлечение внимания = продолжение рода. Просто те, кто это отрицает, не выводит это на сознательный уровень.

— Скажите, Татьяна, а мы с вами ничего не упустили? В вашей цепочке, как мне кажется, между «привлечением внимания» и «продолжением рода» пропущено короткое слово «секс» или «половой акт»…

— Он может быть, его может не быть, он может прямо подразумеваться, может планироваться, может подразумеваться в очень далёкой или иллюзорной, фантазийной перспективе… Если мы говорим о человеке с нормальной психикой, у которого сознание контролирует область действий то одного публичного босохождения и, как следствия, привлечённого этим внимания очень мало. Секс – это в первую очередь действие, а действие, его возможность зависит от критической массы других факторов. Но целом я с вами согласна: на ментальном уровне секс можно поставить в эту цепочку именно на это место, он присутствует там, как бы кому-то это не хотелось признавать.

— В этой связи перейду к первому примеру – впредь буду приводить примеры из нашей обширной практики знакомства с фут-фетишистами и людьми, считающими себя таковыми. Итак, мужчина, 35 лет, рекламист. Рассказал, что в детстве (школьный возраст, 8-9 класс) в тот момент, когда родителей не было дома, надевал трико, при этом на голое тело, без нижнего белья; разумеется, босиком и выходил в подъезд девятиэтажки (жил на третьем этаже). Спускался до первого этажа – до входной двери. Испытывал сексуальное возбуждение от того, что он босыми подошвами касается холодного бетонного пола (деталь – трико было со штрипками, и штрипки он мочил специально, чтобы они были мокрыми!), и от того, что его может кто-то увидеть. Как правило, пик возбуждения наступал тогда, когда он подходил к двери подъезда изнутри, где особенно холодно (дело было зимой). Два раза испытал эрекцию и эякуляцию – когда вверху вышли соседи из квартиры, но вызвали лифт, его не видели, а второй раз – когда всё-таки столкнулся на лестнице в таком виде с пожилой соседкой (его не знающей, дом многоквартирный). Эти случаи запомнил на всю жизнь. Говорит, что особую пикантность придавало чувство стыда за свои действия.

— Тут всё достаточно просто. У этого человека, про которого вы говорите, в подростковом возрасте ( 8-9 класс), был внутренний конфликт с родителями. Повод не очень важен — учеба, друзья, отношения, внешние правила… И он очень хотел заболеть, чтобы что-то доказать или чего-то избежать.

— То есть заболеть, чтобы не ходить в школу?

— Да, да… Заболеть, да еще и «умереть и чтобы меня все увидели какой я был хороший, и пожалели…». Или «умереть, чтобы доказать что-либо». Это распространённая реакция детской и даже подростковой психики на диктат со стороны взрослых. Так вот, без белья и босиком – это обычно то, что не разрешается. Трусики надевай, маечку надевай, это не носи, так не делай… Чтобы ножки были в тепле и так далее. Таким образом, он специально усиливал контраст между этими запретами и тем, что он реально делает – на первый этаж многоквартирного дома, зимой, босыми ногами по холодному бетону.

Кстати, такая деталь, как мокрые штрипки – это всего лишь усиливающее холод обстоятельство. Усиливающее контраст между тем, что запретно для него и тем, что в реальности он делает!

Если говорить о том, почему у него была эрекция от неожиданной встречи на лестнице с незнакомой соседкой – тут, я полагаю, возраст был не важен, и даже пол не важен! – то это объясняется тем, что он хорошо понимал и запретность, и странность своих действий. Он боялся быть увиденным и рисковал – и одновременно хотел этого. И вот момент, когда он оказался увиденным, застигнутым, спровоцировало выброс адреналина, а так как в таком подростковом возрасте это чаще всего связано с половым возбуждением, то есть напрямую запускает этот механизм, то у него были и эрекция, и семяизвержение.

Кстати, это очень схожая ситуации, с азартом и риском, с той, когда взрослые половозрелые люди занимаются сексом в необычных и людных местах – допустим, в примерочной кабинке универмага или в лифте. Там тоже, азарт, страх быть застигнутыми, риск – и это увеличивает выброс адреналина, даёт пик возбуждения…

Итак, он добился определённой цели, он доказал – в первую очередь себе, что может желать и делать то, что ему запрещают. Это «сцепилось» в сознании с босыми ногами, с ощущением под голой подошвой – а дальше он просто в последующей жизни стимулировал себя, возвращался к тому ощущению, хоть и без той эрекции, но примерно с тем же градусом возбуждения. Точнее, ощущения возбуждения, к психологическому принту. Кстати, ведь основа большей части пиковых моментов наслаждения – от прослушивания какой-то особо духоподъёмной музыки, от побития спортивного рекорда до поедания особо вкусной пищи – это возбуждение.

— Хм. То есть всё на свете есть возбуждение?

— Вы знаете, в советской время во всех вузах, и в частности, в том, где училась я, изучали марксизм-ленинизм. А у Ленина имеется такая знаковая работа: «Материализм и эмпириокритицизм». Там написано, я хорошо помню «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях…». Так вот, психика всегда начинает с ощущений, а отнюдь не с холодного логического анализа. Ощущения пика возбуждения закрепились, это было связано с босыми ногами, с тактильными ощущениями стопы, и это наложило сильный отпечаток на его дальнейшее развитие.

О СЫРЕ, С ПЛЕСЕНЬЮ…

— Ну, этот бывший мальчик по роду своей деятельности сам босиком ходит редко, но вот его спутницы чаще всего в оптимальных условиях сопровождают его босиком. Ему нравится… Кстати, среди барефутеров, которые ходят босыми часто – но, не постоянно, там как раз ощущения притупляются! – а часто, очень распространено внимание к таким ощущениям. Кто-то любит ходить по покалывающему ступни мелкому гравию, а вот наш обозреватель, Станислав Левин, любит мелкую пыль. И ощущать не подошвой, а верхней частью ступни, задней её частью илищиколоткой…

— Правильно. Я не зря упомянула гурманов. Если человек говорит, что он любит ходить босиком «по песочку, по травке», то это сродни тому, что он сказал бы: я люблю простую пищу. Не знаю, каша, молоко с хлебом, бутерброд с колбасой, варёная картошка… а человек, который любит то, что вы говорите – это гурман, это уже сыр с голубой плесенью или устрица. Или свинина в кисло-сладком соусе с жареными ананасами.

При этом не значит, что первый человек не любит ходить босым нигде кроме песочка-травки. Он просто не пробовал ещё другое ощущение. Не пробовал сыр с плесенью…

А что касается того, что он сам нечасто ходит босиком – так это просто феномен переноса. Если с ним рядом тот, кто босой – ему уже хорошо. Он переносит эти ощущения на свою матрицу сознания, копирует их.

— Некоторые босоногие специально заходят босиком в людные места. При этом некоторые признаются, что испытывают волнение и получают адреналин именно от того, что на них смотрят. Есть ли в этом толика эксгибиционизма? Кстати, не думаете ли вы, что эксгибиционизм в какой-то степени присущ любому человеку?

— Безусловно, толика эксгибиционизма в этом действии есть. Отрицать это нечестно и глупо. Это означает – получить определённое внимание со стороны других людей – раз. Нарушить какие-то правила и границы – два. Любой человек, идя по грани, ощущает, что он сильнее, чем те, кто этого не может… как он думает, конечно. Это вызов, и когда увидели, что этот вызов брошен – и когда ты сумел выдержать ответ, допустим, взгляд на него: удивлённый или осуждающий, это даёт мощный стимул человеку. Уверенность в том, что он силён, он смог.

— Да, вы правы. Я тут сейчас психолога Козлова вспомнил – ох, был он популярен в девяностые, потом «Симорон» появился. И везде одно и тот же – провоцирование выхода из зоны комфорта. Босиком в ТРЦ тогда ходить не предлагали, и ТРЦ-то был кот наплакал по России, а вот просто по улице с кастрюлей на голове пройти предлагали. Именно с той же мотивацией, что вы и говорите – почувствуй себя сильным, выдержи эти взгляды…

— Да, и я помню, что методика «Босиком-24-нонстоп» тоже была на этих принципах построена. И ведь приносила успех, когда Ассоциация этим занималась.

— Во всех случаях фут-фетиша мы сталкиваемся с одной моделью: фут-фетишист – мужчина, объект – женщина. Только слышал о нескольких женщинах, также испытывающих тягу к мужским ступням и их оральным ласкам – но никогда не встречался. Также было несколько случаев, когда мужчина признавался во влечении к ступням юношей 14-16 лет. Как вы думаете, почему только одна модель и случаев ФФ среди женщин (я не беру лесби-фут-фетиш, это другое) или геев, так крайне редки?

— Это тоже достаточно просто. Несмотря на разговоры о «вырождении» якобы настоящих мужчин, не смотря на усилия феминисток, в человеческом обществе архитипично – Мужчина Сильный, Женщина Слабая. Я полагаю, так будет ещё очень много-много лет, потому, что эта модель заложена в психике. Босые ноги женщины, это ещё больший градус слабости, беззащитности, ранимости.

И вот мужчина, даже если он обут, ощущает при этом более сильное состояние уверенности в себе. Он сильнее, она слабее. Он в данном случае – преследователь, первобытный хищник, она – жертва…

— Вот! Вот я долго ждал, пока вы это скажете! У нас была оппонентка, ещё в бытность прежнего портала rbfeet.com, некая молодая женщина Суми Неримус из Екатеринбурга, кстати, яростная феминистка. Так вот, она примерно это же и хотела выразить в своих многостраничных опусах: ей не нравилось то, что на босую девушку или женщину даже какой-то долей сознания смотрят как на жертву. Где жертва – там догнать и, так сказать, «употребить», как в первобытные времена. Получается, в основе вожделения босых девушек мужчинами – отложенный половой акт, опять?

— Ну да. Она босиком, он будет догонять, она босиком далеко не убежит… Это даёт ощущение власти и даже вседозволенности. Но я бы отметила, что это касается только определённой группы мужчин, которые таким образом самоутверждаются. Честно говоря, я глубоко не входила в эту сферу, поэтому сейчас говорю только то, что подвергаю немедленному анализу…

— То есть, фут-фетишист, ласкатель женских ступней, фут-лавер – он самоутверждается за счёт, можно сказать, босых женщин?

— Ну, возможно, для части фут-фетишистов это прозвучит обидно, хотя я лично так не считаю. 99% людей имеет различные психологические комплексы: в той или иной степени, в той или иной сфере. У каждого человека есть то, что мы называем «слабостями» и компенсаторные механизмы, которые работают – и ему помогают держать психику в балансе. Любители фут-фетиша просто компенсируют какие-то внутренние комплексы вожделение женских ступней. И это не страшно, и не обидно, это факт. Просто это их способ компенсации таковых, особый. Не хуже, и не лучше, чем у других.

— Да уж. Если об этом говорить, то можно сказать, что человек с комплексами, мучающий животных – и этим тоже компенсирующий какие-то свои личные психологические особенности, он во сто крат хуже индивида, который стремится облизать женскую ступню. Уж лучше, знаете, пусть будет такая компенсация… Хорошо, последний вопрос на сегодня: то, что обновлённый портал приступил – открыто! – к легализации фут-фетиша, к объяснению причин его и следствий, с изучения этих нюансов, это, с вашей точки зрения, хорошо?

— Безусловно. Во-первых, всё, что совершается между двумя половозрелыми людьми по их доброй воле и взаимному согласию  и не навязывается другим демонстративно – это нормально. Это аксиома. Во-вторых, никто не должен быть загнан в угол: ни фут-фетишисты, ни люди с нетрадиционной ориентацией, ни любители садо-мазо (если, конечно, их увлечения не выходят за пределы первого постулата). Что касается детального разбора… Ну, вы знаете, настоящему психологу это всегда интересно. Это тоже чей-то опыт, это тоже материал для анализа. Я не первый год в этой теме, и всё равно, с каждым разговором с вами открываю что-то новое для себя и для своей сферы психологического консалтинга.


ВОЙНА И МИР. И ВСЁ — БОСИКОМ!

Станислав Левин, специальный обозреватель

На первый взгляд показалось, что информации много – распечатал, получилось аж четыре листа. А потом, как начал читать, не успел даже чай допить – буквально за пять минут проглотил материал. Оказалось коротенько, но интригующе – осталось некое ощущение, как будто хотел плотно позавтракать, но позволил себе даже не полновесный бутерброд, а что-то легкое, и вроде бы острый голод удовлетворил, но чувство, словно недоел, все равно осталось. Не в пример тому, что я собираюсь написать – уже знаю заранее, что это будет “горшочек – не вари”, едой завалит весь город. Но я, по меньшей мере, постараюсь быть последовательным и откровенным – даром, что материал короткий. Ответных мыслей у меня, как всегда, вагон – вернее, паровоз, растопленный, пылающий, уже несущийся на всех парах, прорывающихся из всех труб и сочленений. Шеф-редактор возжелал разбить мой опус на две части – во второй он сам хочет дополнить, что ж, так по сему и быть.

Итак, говоря о босых ногах в связи с эротичностью и сексуальным возбуждением, нельзя прежде всего не отметить весьма значительный нюанс – где, когда и для кого эта связь, собственно, вообще актуальна. Мы уже не раз упоминали о том, что “когда-то, давным-давно – может быть, в прошлую пятницу” ходить босиком было нормально. Вопрос о том, насколько это было давно, на самом деле, очень относительный – сюда же и вопрос, когда и, опять-таки, где и у кого. А еще – при каких обстоятельствах.

«Питекантропы». Картина Зденека Буриана (Чехия). Обратите внимание на форму ступни. Её некоторые девушки стесняются, называя»обезьяньей»…

Спросить у первобытных людей, как они к этому относились, мы, конечно же, не можем. По собственному опыту я могу точно сказать лишь одно – обувь в момент своего появления носила исключительно практичный характер. Как одежда и оружие – потому что, только начав ходить босиком по всем возможным поверхностям, я, по иронии, понял, какое значение имеет обувь чисто в плане практичности – так вот, я понял, что не так-то просто было бы охотиться, преследуя дичь на каменистой равнине, колкому лесу или раскаленному песку. Поэтому для меня образ полностью обнаженного индейца, но при этом обутого – вполне себе реальная для представления картина. Другое дело, идет ли речь о том, кому что было доступнее, предпочтительнее, удобнее?

«Красота Африки». Картина художницы Сабины Барбье (Германия). Настоящие африканские дети — именно настоящие! — до сих пор приучены к босоногой жизни.

Нередко можно увидеть на фотографиях или видео, как те же африканские аборигены ходят босиком по иссушенной раскаленной земле, покрытой колким кустарником, мелкими камнями, сухой травой. Или в джунглях – там, где бледнокожего цивилизованного обывателя пугают строго-настрого одеваться как можно туже, толще и плотнее, потому что абсолютно все пытается тебя сожрать: пауки, змеи, пиявки, насекомые, микробы, что-то, что проникает сквозь поры, в кожу. И с этим тяжело не согласиться – джунгли это все-таки не парк, где клещи – самая большая проблема. И то – это действительно проблема. Каждый год наталкиваешься на традиционные напоминания – мол, собираясь в лес, надевайте плотную обувь, штаны, одежду с длинным рукавом – короче, собрался в лес, бери с собой химкомплект РХБЗ. И, вроде бы, тоже вполне себе аргументированно – но вон смотришь передачу, где какой-нибудь индонезийский туземец ходит по этим ужасам в одной набедренной повязке – и ничего. Или нам просто не упоминают, насколько вероятна и часта у них заболеваемость, смертность и вообще казусы, связанные с вышеописанным?

Бушмены Австралии, архивное фото. Камни у воды прохладные, но сзади — раскалённая пустыня…

Или у аборигенов есть какой-то свой секрет, свои уникальные, этнические способности? Вроде коренных жителей Индии – приезжему туристу, насколько я знаю, строго рекомендуют даже воду употреблять исключительно бутилированную, причем не местную. Как в сказке о Братце Кролике и Лисе – для кого терновый куст, а для кого – дом родной. Это первое загадочное противоречие в этой начинающейся последовательности.

Но далее мне придётся углубляться в исторические и культурологические детали – поэтому сию часть текста оставим «на сладкое»…

 

ШЕПЧУЩИЕ ВО ТЬМЕ

Боттичелли, «Рождение Венеры». Если уж придираться, то у двух главных героинь холста мы должны диагностировать лёгкий вальгус… Интересно, откуда, у них-то?

Я это ведь всё вот к чему. Да, эротичность и сексуальность тут налицо – и рассуждать по Фрейду здесь только в путь. Я могу только, опять-таки, привести личные примеры. То, что не принято, запрещено, ограничено – к тому тайно тянешься. То, что по каким-то соображениям не произносится вслух – о том неистово мечтается. Каким бы ни была действительность, каков бы ни был предлог – может быть, буржуа и не дойдет до “низости” – не заговорит с прачкой, не разделит сеновал с пастушкой. У меня даже есть сомнения, что вот совершенно все героини упомянутых мной картин босы в реальности – а может и нет, но в любом случае, автор ХОЧЕТ видеть свою героиню босой. Потому что он сам ЕЁ хочет – приличия приличиями, а сердце не уймешь. Революционную живопись эпохи Возрождения я бы мог вполне аргументированно считать первыми зачатками легкой эротики. Просто так, знаете ли, обнаженных женщин одетые мужчины, которым с детства запрещено даже думать об обнаженных женщинах, не рисуют. А как произнесла одна из героинь многочисленных интервью портала rbfeet: “Если женщина босиком – это определенно что-то значит”.

Тут я с психологом согласен – ввиду наложенных нами самими на самих же себя запретов и под давлением общественной морали и этики мы комплексуем, рефлексируем, анализируем, запретное становится фетишем, одержимостью, и все это связано с развивающейся сексуальностью и сказывается на ней же. “Шепчущие во тьме” желания заставляют себя как-то выражать. Художник рисует, писатель пишет, простой парень ищет картинки, маньяк охотится.

Что важно выделить из всего этого – то, что естественно, не вызывает недоумения.

Как я уже упоминал – если все вокруг ходят босиком, то быть обутым – неестественно. Опять-таки, вспоминаю пример из литературы, причем школьной – какой-то короткий рассказ о двух парнишках, один – деревенский, второй – городской. Договорились утром отправиться на рыбалку, и я очень хорошо помню момент, когда городской приходит в условленное место – а деревенский, заметив своего товарища в ботинках, дико возмутился – правда, про себя, но акцент на этой детали и автор, и его персонаж сделали особый. Как говорится, “пригорело” у пацана нешуточно: “…Ты что, собираешься идти в ботинках?… Неслыханное дело, идти на рыбалку – в ботинках!”

И наоборот – если принято всем вокруг ходить обутыми, стало быть – босой выделяется. И тут уже неважно, богатый, бедный – как, опять-таки, неоднократно уже подмечал этот феномен и наш редактор, и многие другие – таков современный век. Обувь стала доступной и дешевой, каковы бы ни были причины босоногости в том или ином случае в тех или иных местах, годах и социумах – уже все, это оправдание больше не актуально. Резиновые тапки и дешевые кеды может позволить себе любой – хоть цыганка, хоть бомж (которых вам, Алексей Максимович, уже “босяками” не обозвать, накося-выкуси), хоть сын пролетария, хоть селянка.

И тут мы все как будто что-то потеряли. Незаметно – в смысле, негласно. Нет официального подчеркивания эпохи, когда все вокруг стали массово обуваться – хотя, рубеж от конца 50-х вплоть до современного века все же можно выделить. Все, что было до этого естественно босым – после этого если и босое, то уже неестественное. Тут в примеры удаляться не буду – не то еще накатаю десять страниц, тут, я думаю, и так понятно. Сравните фотографии, обратите внимание на старые фильмы, мультфильмы – вы увидите очень много босых ног то здесь, то там.

Ума Турман и Джон Траволта в «Криминальном чтиве» — сакраментальный кадр, известный каждому любителю ФФ. Твист танцуют только босиком!

Но вот опять – там, где это показывают, это, как правило, никогда особо не подчеркивается. Не все, как Тарантино, нарочито демонстрируют босые ступни Умы Турман, только потому, что он открытый фетишист. И не все босоногие героини символизируют какую-то юродивость – не от мира сего, как в “Босиком по мостовой” или “Затравленная”. Не думаю, что Станислав Говорухин что-то там имел ввиду, когда всем детям в экранизации Приключений Тома Сойера велел разуться, или что “Свадьба в Малиновке” претендует на какую-то там сексуальность. Какое-там – просто принято, и все.

Однако, у всех у них – у режиссеров, у писателей, у художников, актеров, лично я все-таки сам хотел бы каждого спросить, причем в той самой этой препротивной форме, воспользоваться оружием врагов: “А почему босиком?” Только я на этот раз не то, чтобы с вызовом – я хочу чисто услышать ответ. Ответит ли большинство с не менее искренним ответным недоумением: “А что, собственно, такого?..” потому что в данную временную эпоху это действительно не представляло какой-то значимости, или же начнет рассуждать о потаенных скрытых помыслах, комплексах, символизме? Я думаю, большинство вариантов будет в первой категории.

ОБУТЫЙ ХИЩНИК И БОСАЯ ЖЕРТВА

Но коль скоро в тексте приведён пример из детства какого-то товарища, то заберусь в своё детство поглубже, как в старый шкаф (со скелетами, конечно!). Я родился и вырос в Мурманской области. Крайний Север, порог третьего тысячелетия. Босиком, разумеется, никто по улицам не ходил. Но уже в фильмах и мультфильмах, на картинках детской литературы. Уже начинался так называемый “когнитивный диссонанс” – это когда видишь инструкцию, картинку, а с окружающей реальностью не сходится. Иными словами – где-то кто-то когда-то что-то делает, но это что-то – всё ещё “где-то”, а не здесь, у тебя, вот тут, во дворе, в родном городе, дома.

На лето приезжал сюда, в Калининград, где ныне и живу. Мать и отец – каждый в свою пору – росли в местах, где вроде бы как тоже босоножить было нормой. Во всяком случае, от отца фразу “босоногое детство” я слышал. А моя мать – вообще своеобразный человек. С одной стороны, я вроде видел, как по дому и по огороду ходят босиком. Но для меня это той самой “нормой” не было. Почему – уже интересный вопрос.

Один из ответов весьма банален – наверное, по инерции остался этот “носочный” рефлекс от пребывания большую части жизни на обутом севере. Да и даже здесь, в теплом Калининграде, я босоногих детей, бегающих по дворам, не видел. “В детских папирусах — да” (с), в смысле – в кино, на экране, в книжных иллюстрациях – видел. В реале – нет. Ну, море, да. Ну, огород. Но не город…

Далее я хотел подробно рассказать о детских ощущениях из серии «босиком», но властная рука редактора это вырезала и тоже перенесла во вторую серию Марлизонского балета. Ладно, посмотрим. Но главная идея-то в том, что я, выросший в сравнительно босо-толерантной среде, довольно быстро выродился во фрукт, для которого обутость долгое время нормой и была. Вот он, мегатонный пресс общества. Чего уж удивляться.

Это не БДСМ, это «стиль шибари» — связывания. Но, как и БДСМ, считается запретным и практически извращением.

Чтобы заранее не отпугнуть читателя, я сразу раскроюсь и забегу вперед – я сторонник БДСМ. При этом не так чтобы хардкорный. Это, конечно, уже отдельное закрытое уничижаемое сообщество (со своими, однако же, противоречиями, но это уже офф-топ), но все же я впоследствии нашел много общего здесь с темой босоногости. Вот, например, интересный факт – мои интересы в среде практикующих настолько символичны и ванильны, что, если сравнивать с босоходами, мои желания ограничивались “босиЧком по травке”.

Но тогда, в детстве, до интернета, до 2007-го, я обо всем об этом еще не знал. Только осознавал, что чувствую что-то будоражащее, когда показывают в кино сцену пыток в подземельях, кандалы, плети – и, конечно же, прилагающиеся босые ноги рабынь, оголенные плечи, щиколотки, шея. Да, в вышеупомянутом “Конане” полуголых рабов с голым торсом тоже один раз стеганули кнутом – теперь и это вспомнил.

Еще, конечно же, где-то там, в пять лет, я увидел ЭТО – догадываетесь? Христианский крест. Не просто две перекрещенные палки – а тело почти обнаженного человека в “незащищенной позе”.

Вы знаете, что такое “незащищенная поза”? Я потому упомянул БДСМ и тот факт, что я неким образом связываю эту тему с босоногостью. Две сферы в моей жизни многое мне прояснили впоследствии и в вопросах эротичности/сексуальности, и босоногости, и этих моих странных увлечений – БДСМ и портал rbfeet. О первом я узнал так – кто-то, помню, на пляже кого-то шутливо стегал стеблем, а тот другой (или другая, не помню) в ответ смеется: “Прям бэдээсэм”. Если бы у меня были уши, как у кошки – они бы в этот момент дернулись и повернулись в эту сторону, человеческие так не умеют. Но интернет уже в то время был. К тому времени я уже много (и тайно) ковырялся по сайтам на тему казней и пыток – так и не понимал еще, почему я там нахожусь, зная лишь только, что хочу еще. Я не слышал загадочного слова до этого эпизода на пляже – но мой мозг сразу же совместил два плюс два. Запомнил аббревиатуру (каким-то образом), завел в поиск – и началось мое взросление и откровения. На rbfeet я к тому моменту уже был зарегестрирован под ником Racegear, может быть, даже писал что-то. Было, наверное, лет 13-15 – точно не позже и точно не раньше. Поэтому я по меньшей мере уже знал, что мои “странности” не были только и исключительно моими.

Если коротко – в БДСМ тоже придают очень большое значение ощущениям, погружению в происходящее – как физически, так и духовно. И на этом люди тоже очень обширно делятся – кому-то хватает уже просто быть связанным, причем в “закрытой, защищенной” позе – когда ты способен свернуться в зародыш, коснуться локтями живота, “закрыться”. А есть хардкорщики, чтобы прямо было больно, есть натурщики – которым надо чтоб прям было в грязи, на природе, есть и любители вот этих самых распятий.

БДСМ: типичная «поза рабыни».

Распятие, или тип связывания, что называется spread eagle – фиксация на поверхности в “открытой” позе – когда конечности растягивают в разные стороны, так что живот открыт, и защититься невозможно – это ощущение, это зрелище возбуждает одинаково и “верхнего”, мастера, доминирующего, и “нижнего”, подчиняющегося, сабмиссива. БДСМщики очень классно шарят в ощущениях и описаниях – верхнему нравится сам вид связанного, ощущения своей полной власти, и в то же время – безвольности подчиняемого. Судороги, стоны, извивания обнаженного, открытого, доступного во всех местах тела – в то же время самому подчиняемому это тоже нравится. Нравится и физическое ощущение беспомощности, прикосновения, даже боль, и психологическое, погружение в роль – так сказать, реконструкция, симуляция, игра. Нравится, когда насильно фиксируют тело в таком раскрытом, беспомощном положении – инстинктивно хочется согнуться, свернуться, но это сделать невозможно – ты растянут – и тут в беспомощном раскрепощении мозг просто-напросто срывается с привычных рельс.

И ничто так, как БДСМ, вот эти вот странные люди, занимающиеся такими странными делами, не связаны (буквально) с принятием такого фактора, как инстинкт, генная память, и самые темные привычки ушедших эпох. Сама суть БДСМ – есть подчинение, сиречь – симуляция патриархального режима в эдакой миниатюре. И тут даже неважен пол – даже две лесбиянки и два гея в данный момент делят роли “слабого”, нежного, чувственного – и “сильного”, властвующего, подчиняющего. А знаете, что интересно? Я бывал в одном берлинском клубе на данную тему, там были босоногие мужчины и женщины – когда никто ни с кем незнаком, чтобы “верхним” и “нижним” было легче друг с другом знакомиться, “нижним” – то есть, слабым – принято ходить босиком. Так они сразу выдают свою ориентацию. Уже интересно, не правда ли? Вот она, та самая упомянутая Татьяной сексуальность аспекта, обутый “хищник” и босая “жертва”.

НОСКИ КАК ОДЕЖДА

Работа фотохудожника Hegres — Hegre Arts, обнажённая натура. Между прочим, ВСЕ модели этого мастера босы

Еще художники, производящие арт на тему, прояснили мне один аспект – обнаженное тело, оно в принципе уже символизирует хрупкость, нежность, слабость, незащищенность (как правило – о босоногих воительницах-дикарках я еще упомяну). Когда-то мы на rbfeet и в группе VK обсуждали, что когда нет возможности обнажить тело – то обнажаются ноги. Ноги обычно всегда обуты – как и всегда прикрыта грудь и гениталии – а тут и непривычно обнаженный участок тела, и, в то же время, не гениталии и не грудь – на грани приличия, но не критично. Такое вот еще одно недоразумение. Главное, что возбуждает – вот и цепляет.

Так вот. Обнаженное тело, которое обычно прикрыто, открытые позы – с руками, поднятыми вверх, разведенными в стороны, босые ноги – это, как у дам декольте, как платья с открытой спиной, как вызывающий вырез платья – это все возбуждает. Возбуждает – стало быть, вынуждает человека так или иначе стыдиться. Недаром в Ветхом Завете, как уже и здесь, в группе, упоминали, что когда Адам и Ева, будучи обнаженными, “поумнели”, то сразу же прикрыли тела – так их Бог и вычислил, что набедокурили.

Открытое тело = возбуждение = стыд, в той или иной степени. В первую очередь. Понятно, что взрослый, разумный человек, принимающий свое и чужое тело, осознающий свою сексуальность и вообще не имеющий внутренних конфликтов с явлением секса (а это далеко не каждый человек, я сам к этому долго шел и все еще ограничен), с годами может так продвинуться в этом мировоззрении, что не будет испытывать смущения. В конце концов, это тоже естественно. Как и гомосексуализм, и босые ноги – естественно-то оно так. А все равно сколько вокруг этого всего шуму, не так ли?

Кадр из фильма «Голубая Лагуна».

И вот о чем-то подобном мой организм сам вперед меня, моих мозгов, моей способности это осознать и объяснить, уже сам догадывался. Вернее, происходила “Голубая лагуна” – помните это кино, взорвавшее общественность? Где молодая пара застряла, будучи детьми, на необитаемом острове, и вместе они тоже проходили через все эти стадии неловкости, взросления, мастурбации и секса, недоумения, изучения и, в конце концов, принятия? Вот и я через все это прошел. С помощью интернета, сайтов, людей, портала rbfeet, всех этих альтернативных сексуальных ответвлений, изучения гигабайтов информации. Общения живого, правда, не было – как и не было опыта. Босые ноги, как впоследствии и эрекция, и мастурбация, и обнаженное тело, и секс – все это было негласно табуированно, причем мною самим для себя.

Но это все было потом – долго, тяжело, постепенно. А вот увидел в пять лет распятого Иисуса, еще даже не понимаю, что это – но я вижу босые ноги, открытую позу, обнаженное тело, это застывшее мгновение беспомощной агонии – и у меня что-то происходит внутри меня, что-то необъяснимое. Я еще даже не знаю, что такое это “Иисус” – а у меня уже совершенно не имеющие к его личности никакого отношения физиологические процессы происходят. И психологические ощущения – попробуйте представить. Что-то, чего я еще не понимаю, но меня это привлекает и отпугивает – и некому объяснить, и рассказать тоже некому.

А потом узнаешь, кто такой этот Иисус, рассказывают, как был важен – вот и представьте реакцию дошкольника. Тут эпичность, тут размах, тут Библия – а у меня встает. К религии у меня всегда было неоднозначное отношение – по большей части я против религии вообще, я считаю, что людям надо с детства прививать веру в материальное – тут даже язычники имеют более логичную аргументацию, чем все монотеисты мира – но сейчас не об этом. Но вот само изображение распятого Иисуса, и само его имя меня с тех пор отталкивает. Попробуйте представить – впечатлительный ребенок с детства зачитывается описаниями процессов, производимых над казнимыми, тот самый крест и распятие – одно из самых мучительных и ужасающих придуманных человеком истязательств, представлять вот это все с живыми людьми, наконец, сексуальный аспект, уже упомянутый – и вот это вот носить на шее заставляют. И пугают еще, когда на самолет садишься: “Вот не покрестишься, самолет упадет”.

Очень не люблю, сколько себя помню, все эти ритуалы – люди крестятся, останавливаются посреди площади поклониться перед церковью, а однажды я побывал в какой-то загородной церкви – там вообще сеансы Кашпировского, бородатый дядька странным голосом что-то улюлюкает, все стоят серьезные, крестятся, кланяются, а потом как бухнутся на пол на колени — как по команде – а я стою. Благо, по голове палкой не бьют и не заставляют повторять – но от этого еще хуже. Стоишь один, как басурманин, не так чтобы против, но и очень не за. Очень и очень неловко – вот что, одним словом. Пасха эта, когда боишься из комнаты выйти и из дома, потому что все вокруг, завидев тебя, орут, как сумасшедшие: “ХРИСТОС ВОСКРЕС!” – а ты опять себя чувствуешь, как в той самой церкви – вроде бы и не знаешь, чего дальше-то делать, как реагировать, а по принятому шаблону как-то не хочется. Но все так делают – так надо. Так принято. Норма.

Но это я опять отвлекся. Помню, в одном порнографическом видео девушка-саб перед привязыванием попросила не снимать с себя носки – видео было на иностранном, но видно, как она смущенно улыбается, слышно, как она бормочет, типа: “Мне как-то лучше, чтобы на мне была какая-то ткань”. Понимаете – девушка обнажена, ее привязывают в раскрепощенной позе, а она носки боится снять – как я ее прочувствовал в этот момент! Поистине, снять носки – это святое.

Когда я уже начал ходить без носков – об этом попозже, я понял, что это для меня это – очень чувствительный момент. Как будто я реально обезоружен, беззащитен – как будто носки это какая-то нерушимая броня, за которой безопасно, а тут оп – и от нулевой гаммы ощущений ты сразу переходишь к разноцветной радуге. Как мы знаем уже, обнаженная стопа чувствует все вокруг и сразу – и сразу же с непривычки возникает ощущения эйфории, испуга, экстаза, даже хихикаешь поначалу, как ненормальный. И это именно что работает в сочетании с какой-то одеждой на теле – “две большие разницы”, как я уже говорил, быть босиком и голым, и быть босиком, но при этом с покрытыми ногами и туловищем. А то еще и три – как оказалось, есть даже разница между голым и при этом обутым. Я, кстати, никогда не понимал, почему стриптизерши чуть ли не голые, но все равно на высоких каблуках.

Есть босоногие гимнастки – и вот их я обожаю, и гибкое тело, и их нелегкий труд. А получешки – до свидания, даже не смотрю в их сторону, лучше б уж была обутой. Почти босиком всегда еще хуже, чем не босиком вообще. Такие резкие странности, да. А может, я конкретно на тех гимнасток с манежа держу личную обиду – потому что помню чье-то едкое: ”Опять эти босые бегают, вам тут пляж, что ли” Как-то даже обидно было немного. И показательно – даже наполовину обутый, как оказалось, все равно босому не товарищ.

Босые гимнастки -любовь нашего обозревателя.

Так вот мы по этому манежу, покрытому то песком, то пылью, то откуда-то мелкие камешки заносились – бегали и упражнялись босиком. Странно, что я не помню в отношении этого периода никакого стеснения или смущения – то есть, в пять, значит, лет, аж с испугу разревелся, а тут я не помню какого-то переломного момента. Черт-те что – совершенно никаких мыслей. Босоножить я к тому моменту активно еще не начал, вроде – босых девчонок с портала еще не обнаружил… Может быть, все потому, что босыми были все? Ну так и тогда, в первый раз, босыми были все… Короче, на удивление здесь я совершенно ничего не помню.

Так о чем все это – столько уже понаписано, что не найдешь концов. Ну, наверное, я описал в общих чертах, как произошел длительный переход от закомплексованной зажатости к какой-никакой раскрепощения. До моделей и многих персонажей интервью и участников Ассоциации мне еще далеко, как до Китая пешком – вернее, босиком. Может, кто-то глубже параллели найдет. Может, кому-то интереснее будет что-то поподробнее узнать, а кто-нибудь еще на первом абзаце плюнет и подумает: “Да что ты несешь, ради бога”.

Что мы выяснили в итоге – что таких обществ, как наше, не одно, что мы – меньшинство, которое делает то, что большинству непонятно, попытались выяснить, откуда это идет, чем объясняется, рассмотрели зависимости, парадоксы… Обнаружили, что все проблемы завязаны на комплексах и противоречиях – причем это в большей степени мужской мир, патриархальный, с какими-то установленными архаичными порядками, породившими множество так называемых норм и предрассудков, некоторые из которых хоть и пускают корни в некую логическую обусловленность и историчность, но все равно в текущем социуме по тем или иным причинам считается инакомыслием.

Очень о многом, на самом деле, еще не рассказал (читайте в отдельном материале — пр. ред.) – тут, наверное, больше можно было бы рассказать и о своих впечатлениях об rbfeet, о своем становлении побольше, о моделях, о паре моментов… о самом фут-фетише я, наверное, так толком ничего и не рассказал, а может и рассказал – описать свое эстетическое отношение к обнаженной женской ступне каждый, я думаю, может, а тут я даже сам пока толком не знаю, какой из всего этого нагромождения толк. В любом случае, не хочу ни превышать уже и без того перетянутый объем, и мозги уже не соображают. Тут роман Война и Мир, не иначе.

Текст Игорь Резун, Станислав Левин. Фото студии RBF, также из Сети Интернет.

 

ЗНАЧОКВсе права защищены. Копирование текстовых материалов и перепечатка возможно только со ссылкой на newrbfeet.ru. Копирование фотоматериалов, принадлежащих Студии RussianBareFeet, возможно только с официального разрешения администрации портала. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного на данном портале, и не желаете его распространения, мы удалим его. Срок рассмотрения вашего обращения – 3 (трое) суток с момента получения, срок технического удаления – 15 (пятнадцать) суток. Рассматриваются только обращения по электронной почте на e-mail: siberianbarefoot@gmail.com. Мы соблюдаем нормы этики, положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».