СЫР С ПЛЕСЕНЬЮ, или честно о ФФ.
Как мы и обещали, обновлённый портал «Босиком в России» начинает прямо и открыто, честно и подробно затрагивать тему фут-фетиша. Хватит делать вид, что в отношении наших посетителей к нашим моделям и нашим фото такой мотивации нет. И этот разговор требует серьёзных специалистов. Поэтому мы обратились с первыми вопросами к Татьяне Анисимовой, одному из известных новосибирских психологов, тренеру и лайф-коучу, директору тренинг-студии «Для Себя!». С Татьяной беседует шеф-редактор портала, Игорь Резун.
СПРАВКА «БР»
Татьяна Анисимова, психолог, тренер-лайф-коуч. Родилась в Сибири. В 1997 г. закончила Новосибирский государственный университет по специальности «медицинская психология». В последующее время также получила дополнительные образования в Институте системных технологий в бизнесе, (Санкт-Петербург), Учебном центре при Минздраве РФ (Москва), Международном Институте психологии и управления (Москва), Московском Институте гештальта и психодрамы (Москва).
Член Профессиональной психотерапевтической Лиги (Москва), Российской Ассоциации «ТРИЗ» (Москва), прошла обучение на Новосибирских курсах повышения квалификации специалистов Минсоцтруда и социального развития РФ (Новосибирск).
С 2005 г. ведёт проект тренинговой студии «Для Себя!», который помогает молодым, активным, предприимчивым людям с помощью информации достигать результатов в семье, работе и бизнесе. Проводит частное консультирование по выходу из сложных ситуаций и улучшению отношений в семье.
С 2007 по 2017 гг. была научным руководителем и экспертом ряда программ Новосибирской Ассоциации Босоногих, таких, как «БосоТуризм», тренинг «Босиком-24-Нонстоп».
Сама принимала участие в мероприятиях Ассоциации, фотосессиях, часто ходит босиком в городе.
Из отзыва: «Татьяна оказалась очень грамотным и качественным специалистом. В процессе разговора она помогла мне найти все ответы на мои вопросы и проблемы. Подсказала как в дальнейшем легко и просто можно выходить из подобных ситуаций. После разговора с ней, я вышел, как будто заново родившись и жизнь моя пошла абсолютно в другом качественном русле».
БОСИКОМ – ЭТО СЕКСУАЛЬНО?
– Первый вопрос – о связи публичного барефутинга, т. е. публичного босохождения и сексуальности. Одни адепты здорового образа жизни это яростно отрицают, другие, представляющие фут-фетишистов, не менее яростно на этом настаивают. Такая связь есть? Почему? Какова её природа?
– Я однозначно считаю, что такая связь существует. Ведь практически всё, что мы делаем – надеваем красивую одежду, делаем макияж, прихорашиваемся, это всё для привлечения внимания других индивидов: какого уже пола, возраста или комплекции, не важно. Суть остаётся той же. И публичное, именно публичное босохождение – из той же серии.
При этом стоит подчеркнуть, что даже если человек не ставит себе целью привлечение внимания как таковое, то это не значит, что таковой мотивации у него нет. Он просто делает это бессознательно, как любой индивид – для внимания к себе и продолжения себя или своего рода. Эту мотивацию заложила в каждого человека природа… так что сознательно или бессознательно, но цепочка простая: публично босиком = привлечение внимания = продолжение рода. Просто те, кто это отрицает, не выводит это на сознательный уровень.
– Скажите, Татьяна, а мы с вами ничего не упустили? В вашей цепочке, как мне кажется, между «привлечением внимания» и «продолжением рода» пропущено короткое слово «секс» или «половой акт»…
– Он может быть, его может не быть, он может прямо подразумеваться, может планироваться, может подразумеваться в очень далёкой или иллюзорной, фантазийной перспективе… Если мы говорим о человеке с нормальной психикой, у которого сознание контролирует область действий то одного публичного босохождения и, как следствия, привлечённого этим внимания очень мало. Секс – это в первую очередь действие, а действие, его возможность зависит от критической массы других факторов. Но целом я с вами согласна: на ментальном уровне секс можно поставить в эту цепочку именно на это место, он присутствует там, как бы кому-то это не хотелось признавать.
– В этой связи перейду к первому примеру – впредь буду приводить примеры из нашей обширной практики знакомства с фут-фетишистами и людьми, считающими себя таковыми. Итак, мужчина, 35 лет, рекламист. Рассказал, что в детстве (школьный возраст, 8-9 класс) в тот момент, когда родителей не было дома, надевал трико, при этом на голое тело, без нижнего белья; разумеется, босиком и выходил в подъезд девятиэтажки (жил на третьем этаже). Спускался до первого этажа – до входной двери. Испытывал сексуальное возбуждение от того, что он босыми подошвами касается холодного бетонного пола (деталь – трико было со штрипками, и штрипки он мочил специально, чтобы они были мокрыми!), и от того, что его может кто-то увидеть. Как правило, пик возбуждения наступал тогда, когда он подходил к двери подъезда изнутри, где особенно холодно (дело было зимой). Два раза испытал эрекцию и эякуляцию – когда вверху вышли соседи из квартиры, но вызвали лифт, его не видели, а второй раз – когда всё-таки столкнулся на лестнице в таком виде с пожилой соседкой (его не знающей, дом многоквартирный). Эти случаи запомнил на всю жизнь. Говорит, что особую пикантность придавало чувство стыда за свои действия.
– Тут всё достаточно просто. У этого человека, про которого вы говорите, в подростковом возрасте ( 8-9 класс), был внутренний конфликт с родителями. Повод не очень важен – учеба, друзья, отношения, внешние правила… И он очень хотел заболеть, чтобы что-то доказать или чего-то избежать.
– То есть заболеть, чтобы не ходить в школу?
– Да, да… Заболеть, да еще и «умереть и чтобы меня все увидели какой я был хороший, и пожалели…». Или «умереть, чтобы доказать что-либо». Это распространённая реакция детской и даже подростковой психики на диктат со стороны взрослых. Так вот, без белья и босиком – это обычно то, что не разрешается. Трусики надевай, маечку надевай, это не носи, так не делай… Чтобы ножки были в тепле и так далее. Таким образом, он специально усиливал контраст между этими запретами и тем, что он реально делает – на первый этаж многоквартирного дома, зимой, босыми ногами по холодному бетону.
Кстати, такая деталь, как мокрые штрипки – это всего лишь усиливающее холод обстоятельство. Усиливающее контраст между тем, что запретно для него и тем, что в реальности он делает!
Если говорить о том, почему у него была эрекция от неожиданной встречи на лестнице с незнакомой соседкой – тут, я полагаю, возраст был не важен, и даже пол не важен! – то это объясняется тем, что он хорошо понимал и запретность, и странность своих действий. Он боялся быть увиденным и рисковал – и одновременно хотел этого. И вот момент, когда он оказался увиденным, застигнутым, спровоцировало выброс адреналина, а так как в таком подростковом возрасте это чаще всего связано с половым возбуждением, то есть напрямую запускает этот механизм, то у него были и эрекция, и семяизвержение.
Кстати, это очень схожая ситуации, с азартом и риском, с той, когда взрослые половозрелые люди занимаются сексом в необычных и людных местах – допустим, в примерочной кабинке универмага или в лифте. Там тоже, азарт, страх быть застигнутыми, риск – и это увеличивает выброс адреналина, даёт пик возбуждения…
Итак, он добился определённой цели, он доказал – в первую очередь себе, что может желать и делать то, что ему запрещают. Это «сцепилось» в сознании с босыми ногами, с ощущением под голой подошвой – а дальше он просто в последующей жизни стимулировал себя, возвращался к тому ощущению, хоть и без той эрекции, но примерно с тем же градусом возбуждения. Точнее, ощущения возбуждения, к психологическому принту. Кстати, ведь основа большей части пиковых моментов наслаждения – от прослушивания какой-то особо духоподъёмной музыки, от побития спортивного рекорда до поедания особо вкусной пищи – это возбуждение.
– Хм. То есть всё на свете есть возбуждение?
– Вы знаете, в советской время во всех вузах, и в частности, в том, где училась я, изучали марксизм-ленинизм. А у Ленина имеется такая знаковая работа: «Материализм и эмпириокритицизм». Там написано, я хорошо помню «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях…». Так вот, психика всегда начинает с ощущений, а отнюдь не с холодного логического анализа. Ощущения пика возбуждения закрепились, это было связано с босыми ногами, с тактильными ощущениями стопы, и это наложило сильный отпечаток на его дальнейшее развитие.
О СЫРЕ, С ПЛЕСЕНЬЮ…
– Ну, этот бывший мальчик по роду своей деятельности сам босиком ходит редко, но вот его спутницы чаще всего в оптимальных условиях сопровождают его босиком. Ему нравится… Кстати, среди барефутеров, которые ходят босыми часто – но, не постоянно, там как раз ощущения притупляются! – а часто, очень распространено внимание к таким ощущениям. Кто-то любит ходить по покалывающему ступни мелкому гравию, а вот наш обозреватель, Станислав Левин, любит мелкую пыль. И ощущать не подошвой, а верхней частью ступни, задней её частью илищиколоткой…
– Правильно. Я не зря упомянула гурманов. Если человек говорит, что он любит ходить босиком «по песочку, по травке», то это сродни тому, что он сказал бы: я люблю простую пищу. Не знаю, каша, молоко с хлебом, бутерброд с колбасой, варёная картошка… а человек, который любит то, что вы говорите – это гурман, это уже сыр с голубой плесенью или устрица. Или свинина в кисло-сладком соусе с жареными ананасами.
При этом не значит, что первый человек не любит ходить босым нигде кроме песочка-травки. Он просто не пробовал ещё другое ощущение. Не пробовал сыр с плесенью…
А что касается того, что он сам нечасто ходит босиком – так это просто феномен переноса. Если с ним рядом тот, кто босой – ему уже хорошо. Он переносит эти ощущения на свою матрицу сознания, копирует их.
– Некоторые босоногие специально заходят босиком в людные места. При этом некоторые признаются, что испытывают волнение и получают адреналин именно от того, что на них смотрят. Есть ли в этом толика эксгибиционизма? Кстати, не думаете ли вы, что эксгибиционизм в какой-то степени присущ любому человеку?
– Безусловно, толика эксгибиционизма в этом действии есть. Отрицать это нечестно и глупо. Это означает – получить определённое внимание со стороны других людей – раз. Нарушить какие-то правила и границы – два. Любой человек, идя по грани, ощущает, что он сильнее, чем те, кто этого не может… как он думает, конечно. Это вызов, и когда увидели, что этот вызов брошен – и когда ты сумел выдержать ответ, допустим, взгляд на него: удивлённый или осуждающий, это даёт мощный стимул человеку. Уверенность в том, что он силён, он смог.
– Да, вы правы. Я тут сейчас психолога Козлова вспомнил – ох, был он популярен в девяностые, потом «Симорон» появился. И везде одно и тот же – провоцирование выхода из зоны комфорта. Босиком в ТРЦ тогда ходить не предлагали, и ТРЦ-то был кот наплакал по России, а вот просто по улице с кастрюлей на голове пройти предлагали. Именно с той же мотивацией, что вы и говорите – почувствуй себя сильным, выдержи эти взгляды…
– Да, и я помню, что методика «Босиком-24-нонстоп» тоже была на этих принципах построена. И ведь приносила успех, когда Ассоциация этим занималась.
– Во всех случаях фут-фетиша мы сталкиваемся с одной моделью: фут-фетишист – мужчина, объект – женщина. Только слышал о нескольких женщинах, также испытывающих тягу к мужским ступням и их оральным ласкам – но никогда не встречался. Также было несколько случаев, когда мужчина признавался во влечении к ступням юношей 14-16 лет. Как вы думаете, почему только одна модель и случаев ФФ среди женщин (я не беру лесби-фут-фетиш, это другое) или геев, так крайне редки?
– Это тоже достаточно просто. Несмотря на разговоры о «вырождении» якобы настоящих мужчин, не смотря на усилия феминисток, в человеческом обществе архитипично – Мужчина Сильный, Женщина Слабая. Я полагаю, так будет ещё очень много-много лет, потому, что эта модель заложена в психике. Босые ноги женщины, это ещё больший градус слабости, беззащитности, ранимости.
И вот мужчина, даже если он обут, ощущает при этом более сильное состояние уверенности в себе. Он сильнее, она слабее. Он в данном случае – преследователь, первобытный хищник, она – жертва…
– Вот! Вот я долго ждал, пока вы это скажете! У нас была оппонентка, ещё в бытность прежнего портала rbfeet.com, некая молодая женщина Суми Неримус из Екатеринбурга, кстати, яростная феминистка. Так вот, она примерно это же и хотела выразить в своих многостраничных опусах: ей не нравилось то, что на босую девушку или женщину даже какой-то долей сознания смотрят как на жертву. Где жертва – там догнать и, так сказать, «употребить», как в первобытные времена. Получается, в основе вожделения босых девушек мужчинами – отложенный половой акт, опять?
– Ну да. Она босиком, он будет догонять, она босиком далеко не убежит… Это даёт ощущение власти и даже вседозволенности. Но я бы отметила, что это касается только определённой группы мужчин, которые таким образом самоутверждаются. Честно говоря, я глубоко не входила в эту сферу, поэтому сейчас говорю только то, что подвергаю немедленному анализу…
– То есть, фут-фетишист, ласкатель женских ступней, фут-лавер – он самоутверждается за счёт, можно сказать, босых женщин?
– Ну, возможно, для части фут-фетишистов это прозвучит обидно, хотя я лично так не считаю. 99% людей имеет различные психологические комплексы: в той или иной степени, в той или иной сфере. У каждого человека есть то, что мы называем «слабостями» и компенсаторные механизмы, которые работают – и ему помогают держать психику в балансе. Любители фут-фетиша просто компенсируют какие-то внутренние комплексы вожделение женских ступней. И это не страшно, и не обидно, это факт. Просто это их способ компенсации таковых, особый. Не хуже, и не лучше, чем у других.
– Да уж. Если об этом говорить, то можно сказать, что человек с комплексами, мучающий животных – и этим тоже компенсирующий какие-то свои личные психологические особенности, он во сто крат хуже индивида, который стремится облизать женскую ступню. Уж лучше, знаете, пусть будет такая компенсация… Хорошо, последний вопрос на сегодня: то, что обновлённый портал приступил – открыто! – к легализации фут-фетиша, к объяснению причин его и следствий, с изучения этих нюансов, это, с вашей точки зрения, хорошо?
– Безусловно. Во-первых, всё, что совершается между двумя половозрелыми людьми по их доброй воле и взаимному согласию и не навязывается другим демонстративно – это нормально. Это аксиома. Во-вторых, никто не должен быть загнан в угол: ни фут-фетишисты, ни люди с нетрадиционной ориентацией, ни любители садо-мазо (если, конечно, их увлечения не выходят за пределы первого постулата). Что касается детального разбора… Ну, вы знаете, настоящему психологу это всегда интересно. Это тоже чей-то опыт, это тоже материал для анализа. Я не первый год в этой теме, и всё равно, с каждым разговором с вами открываю что-то новое для себя и для своей сферы психологического консалтинга.
ВОЙНА И МИР. И ВСЁ – БОСИКОМ!
На первый взгляд показалось, что информации много – распечатал, получилось аж четыре листа. А потом, как начал читать, не успел даже чай допить – буквально за пять минут проглотил материал. Оказалось коротенько, но интригующе – осталось некое ощущение, как будто хотел плотно позавтракать, но позволил себе даже не полновесный бутерброд, а что-то легкое, и вроде бы острый голод удовлетворил, но чувство, словно недоел, все равно осталось. Не в пример тому, что я собираюсь написать – уже знаю заранее, что это будет “горшочек – не вари”, едой завалит весь город. Но я, по меньшей мере, постараюсь быть последовательным и откровенным – даром, что материал короткий. Ответных мыслей у меня, как всегда, вагон – вернее, паровоз, растопленный, пылающий, уже несущийся на всех парах, прорывающихся из всех труб и сочленений. Шеф-редактор возжелал разбить мой опус на две части – во второй он сам хочет дополнить, что ж, так по сему и быть.
Итак, говоря о босых ногах в связи с эротичностью и сексуальным возбуждением, нельзя прежде всего не отметить весьма значительный нюанс – где, когда и для кого эта связь, собственно, вообще актуальна. Мы уже не раз упоминали о том, что “когда-то, давным-давно – может быть, в прошлую пятницу” ходить босиком было нормально. Вопрос о том, насколько это было давно, на самом деле, очень относительный – сюда же и вопрос, когда и, опять-таки, где и у кого. А еще – при каких обстоятельствах.
Спросить у первобытных людей, как они к этому относились, мы, конечно же, не можем. По собственному опыту я могу точно сказать лишь одно – обувь в момент своего появления носила исключительно практичный характер. Как одежда и оружие – потому что, только начав ходить босиком по всем возможным поверхностям, я, по иронии, понял, какое значение имеет обувь чисто в плане практичности – так вот, я понял, что не так-то просто было бы охотиться, преследуя дичь на каменистой равнине, колкому лесу или раскаленному песку. Поэтому для меня образ полностью обнаженного индейца, но при этом обутого – вполне себе реальная для представления картина. Другое дело, идет ли речь о том, кому что было доступнее, предпочтительнее, удобнее?
Нередко можно увидеть на фотографиях или видео, как те же африканские аборигены ходят босиком по иссушенной раскаленной земле, покрытой колким кустарником, мелкими камнями, сухой травой. Или в джунглях – там, где бледнокожего цивилизованного обывателя пугают строго-настрого одеваться как можно туже, толще и плотнее, потому что абсолютно все пытается тебя сожрать: пауки, змеи, пиявки, насекомые, микробы, что-то, что проникает сквозь поры, в кожу. И с этим тяжело не согласиться – джунгли это все-таки не парк, где клещи – самая большая проблема. И то – это действительно проблема. Каждый год наталкиваешься на традиционные напоминания – мол, собираясь в лес, надевайте плотную обувь, штаны, одежду с длинным рукавом – короче, собрался в лес, бери с собой химкомплект РХБЗ. И, вроде бы, тоже вполне себе аргументированно – но вон смотришь передачу, где какой-нибудь индонезийский туземец ходит по этим ужасам в одной набедренной повязке – и ничего. Или нам просто не упоминают, насколько вероятна и часта у них заболеваемость, смертность и вообще казусы, связанные с вышеописанным?
Или у аборигенов есть какой-то свой секрет, свои уникальные, этнические способности? Вроде коренных жителей Индии – приезжему туристу, насколько я знаю, строго рекомендуют даже воду употреблять исключительно бутилированную, причем не местную. Как в сказке о Братце Кролике и Лисе – для кого терновый куст, а для кого – дом родной. Это первое загадочное противоречие в этой начинающейся последовательности.
Но далее мне придётся углубляться в исторические и культурологические детали – поэтому сию часть текста оставим «на сладкое»…
ШЕПЧУЩИЕ ВО ТЬМЕ
Я это ведь всё вот к чему. Да, эротичность и сексуальность тут налицо – и рассуждать по Фрейду здесь только в путь. Я могу только, опять-таки, привести личные примеры. То, что не принято, запрещено, ограничено – к тому тайно тянешься. То, что по каким-то соображениям не произносится вслух – о том неистово мечтается. Каким бы ни была действительность, каков бы ни был предлог – может быть, буржуа и не дойдет до “низости” – не заговорит с прачкой, не разделит сеновал с пастушкой. У меня даже есть сомнения, что вот совершенно все героини упомянутых мной картин босы в реальности – а может и нет, но в любом случае, автор ХОЧЕТ видеть свою героиню босой. Потому что он сам ЕЁ хочет – приличия приличиями, а сердце не уймешь. Революционную живопись эпохи Возрождения я бы мог вполне аргументированно считать первыми зачатками легкой эротики. Просто так, знаете ли, обнаженных женщин одетые мужчины, которым с детства запрещено даже думать об обнаженных женщинах, не рисуют. А как произнесла одна из героинь многочисленных интервью портала rbfeet: “Если женщина босиком – это определенно что-то значит”.
Тут я с психологом согласен – ввиду наложенных нами самими на самих же себя запретов и под давлением общественной морали и этики мы комплексуем, рефлексируем, анализируем, запретное становится фетишем, одержимостью, и все это связано с развивающейся сексуальностью и сказывается на ней же. “Шепчущие во тьме” желания заставляют себя как-то выражать. Художник рисует, писатель пишет, простой парень ищет картинки, маньяк охотится.
Что важно выделить из всего этого – то, что естественно, не вызывает недоумения.
Как я уже упоминал – если все вокруг ходят босиком, то быть обутым – неестественно. Опять-таки, вспоминаю пример из литературы, причем школьной – какой-то короткий рассказ о двух парнишках, один – деревенский, второй – городской. Договорились утром отправиться на рыбалку, и я очень хорошо помню момент, когда городской приходит в условленное место – а деревенский, заметив своего товарища в ботинках, дико возмутился – правда, про себя, но акцент на этой детали и автор, и его персонаж сделали особый. Как говорится, “пригорело” у пацана нешуточно: “…Ты что, собираешься идти в ботинках?… Неслыханное дело, идти на рыбалку – в ботинках!”
И наоборот – если принято всем вокруг ходить обутыми, стало быть – босой выделяется. И тут уже неважно, богатый, бедный – как, опять-таки, неоднократно уже подмечал этот феномен и наш редактор, и многие другие – таков современный век. Обувь стала доступной и дешевой, каковы бы ни были причины босоногости в том или ином случае в тех или иных местах, годах и социумах – уже все, это оправдание больше не актуально. Резиновые тапки и дешевые кеды может позволить себе любой – хоть цыганка, хоть бомж (которых вам, Алексей Максимович, уже “босяками” не обозвать, накося-выкуси), хоть сын пролетария, хоть селянка.
И тут мы все как будто что-то потеряли. Незаметно – в смысле, негласно. Нет официального подчеркивания эпохи, когда все вокруг стали массово обуваться – хотя, рубеж от конца 50-х вплоть до современного века все же можно выделить. Все, что было до этого естественно босым – после этого если и босое, то уже неестественное. Тут в примеры удаляться не буду – не то еще накатаю десять страниц, тут, я думаю, и так понятно. Сравните фотографии, обратите внимание на старые фильмы, мультфильмы – вы увидите очень много босых ног то здесь, то там.
Но вот опять – там, где это показывают, это, как правило, никогда особо не подчеркивается. Не все, как Тарантино, нарочито демонстрируют босые ступни Умы Турман, только потому, что он открытый фетишист. И не все босоногие героини символизируют какую-то юродивость – не от мира сего, как в “Босиком по мостовой” или “Затравленная”. Не думаю, что Станислав Говорухин что-то там имел ввиду, когда всем детям в экранизации Приключений Тома Сойера велел разуться, или что “Свадьба в Малиновке” претендует на какую-то там сексуальность. Какое-там – просто принято, и все.
Однако, у всех у них – у режиссеров, у писателей, у художников, актеров, лично я все-таки сам хотел бы каждого спросить, причем в той самой этой препротивной форме, воспользоваться оружием врагов: “А почему босиком?” Только я на этот раз не то, чтобы с вызовом – я хочу чисто услышать ответ. Ответит ли большинство с не менее искренним ответным недоумением: “А что, собственно, такого?..” потому что в данную временную эпоху это действительно не представляло какой-то значимости, или же начнет рассуждать о потаенных скрытых помыслах, комплексах, символизме? Я думаю, большинство вариантов будет в первой категории.
ОБУТЫЙ ХИЩНИК И БОСАЯ ЖЕРТВА
Но коль скоро в тексте приведён пример из детства какого-то товарища, то заберусь в своё детство поглубже, как в старый шкаф (со скелетами, конечно!). Я родился и вырос в Мурманской области. Крайний Север, порог третьего тысячелетия. Босиком, разумеется, никто по улицам не ходил. Но уже в фильмах и мультфильмах, на картинках детской литературы. Уже начинался так называемый “когнитивный диссонанс” – это когда видишь инструкцию, картинку, а с окружающей реальностью не сходится. Иными словами – где-то кто-то когда-то что-то делает, но это что-то – всё ещё “где-то”, а не здесь, у тебя, вот тут, во дворе, в родном городе, дома.
На лето приезжал сюда, в Калининград, где ныне и живу. Мать и отец – каждый в свою пору – росли в местах, где вроде бы как тоже босоножить было нормой. Во всяком случае, от отца фразу “босоногое детство” я слышал. А моя мать – вообще своеобразный человек. С одной стороны, я вроде видел, как по дому и по огороду ходят босиком. Но для меня это той самой “нормой” не было. Почему – уже интересный вопрос.
Один из ответов весьма банален – наверное, по инерции остался этот “носочный” рефлекс от пребывания большую части жизни на обутом севере. Да и даже здесь, в теплом Калининграде, я босоногих детей, бегающих по дворам, не видел. “В детских папирусах – да” (с), в смысле – в кино, на экране, в книжных иллюстрациях – видел. В реале – нет. Ну, море, да. Ну, огород. Но не город…
Далее я хотел подробно рассказать о детских ощущениях из серии «босиком», но властная рука редактора это вырезала и тоже перенесла во вторую серию Марлизонского балета. Ладно, посмотрим. Но главная идея-то в том, что я, выросший в сравнительно босо-толерантной среде, довольно быстро выродился во фрукт, для которого обутость долгое время нормой и была. Вот он, мегатонный пресс общества. Чего уж удивляться.
Чтобы заранее не отпугнуть читателя, я сразу раскроюсь и забегу вперед – я сторонник БДСМ. При этом не так чтобы хардкорный. Это, конечно, уже отдельное закрытое уничижаемое сообщество (со своими, однако же, противоречиями, но это уже офф-топ), но все же я впоследствии нашел много общего здесь с темой босоногости. Вот, например, интересный факт – мои интересы в среде практикующих настолько символичны и ванильны, что, если сравнивать с босоходами, мои желания ограничивались “босиЧком по травке”.
Но тогда, в детстве, до интернета, до 2007-го, я обо всем об этом еще не знал. Только осознавал, что чувствую что-то будоражащее, когда показывают в кино сцену пыток в подземельях, кандалы, плети – и, конечно же, прилагающиеся босые ноги рабынь, оголенные плечи, щиколотки, шея. Да, в вышеупомянутом “Конане” полуголых рабов с голым торсом тоже один раз стеганули кнутом – теперь и это вспомнил.
Еще, конечно же, где-то там, в пять лет, я увидел ЭТО – догадываетесь? Христианский крест. Не просто две перекрещенные палки – а тело почти обнаженного человека в “незащищенной позе”.
Вы знаете, что такое “незащищенная поза”? Я потому упомянул БДСМ и тот факт, что я неким образом связываю эту тему с босоногостью. Две сферы в моей жизни многое мне прояснили впоследствии и в вопросах эротичности/сексуальности, и босоногости, и этих моих странных увлечений – БДСМ и портал rbfeet. О первом я узнал так – кто-то, помню, на пляже кого-то шутливо стегал стеблем, а тот другой (или другая, не помню) в ответ смеется: “Прям бэдээсэм”. Если бы у меня были уши, как у кошки – они бы в этот момент дернулись и повернулись в эту сторону, человеческие так не умеют. Но интернет уже в то время был. К тому времени я уже много (и тайно) ковырялся по сайтам на тему казней и пыток – так и не понимал еще, почему я там нахожусь, зная лишь только, что хочу еще. Я не слышал загадочного слова до этого эпизода на пляже – но мой мозг сразу же совместил два плюс два. Запомнил аббревиатуру (каким-то образом), завел в поиск – и началось мое взросление и откровения. На rbfeet я к тому моменту уже был зарегестрирован под ником Racegear, может быть, даже писал что-то. Было, наверное, лет 13-15 – точно не позже и точно не раньше. Поэтому я по меньшей мере уже знал, что мои “странности” не были только и исключительно моими.
Если коротко – в БДСМ тоже придают очень большое значение ощущениям, погружению в происходящее – как физически, так и духовно. И на этом люди тоже очень обширно делятся – кому-то хватает уже просто быть связанным, причем в “закрытой, защищенной” позе – когда ты способен свернуться в зародыш, коснуться локтями живота, “закрыться”. А есть хардкорщики, чтобы прямо было больно, есть натурщики – которым надо чтоб прям было в грязи, на природе, есть и любители вот этих самых распятий.
Распятие, или тип связывания, что называется spread eagle – фиксация на поверхности в “открытой” позе – когда конечности растягивают в разные стороны, так что живот открыт, и защититься невозможно – это ощущение, это зрелище возбуждает одинаково и “верхнего”, мастера, доминирующего, и “нижнего”, подчиняющегося, сабмиссива. БДСМщики очень классно шарят в ощущениях и описаниях – верхнему нравится сам вид связанного, ощущения своей полной власти, и в то же время – безвольности подчиняемого. Судороги, стоны, извивания обнаженного, открытого, доступного во всех местах тела – в то же время самому подчиняемому это тоже нравится. Нравится и физическое ощущение беспомощности, прикосновения, даже боль, и психологическое, погружение в роль – так сказать, реконструкция, симуляция, игра. Нравится, когда насильно фиксируют тело в таком раскрытом, беспомощном положении – инстинктивно хочется согнуться, свернуться, но это сделать невозможно – ты растянут – и тут в беспомощном раскрепощении мозг просто-напросто срывается с привычных рельс.
И ничто так, как БДСМ, вот эти вот странные люди, занимающиеся такими странными делами, не связаны (буквально) с принятием такого фактора, как инстинкт, генная память, и самые темные привычки ушедших эпох. Сама суть БДСМ – есть подчинение, сиречь – симуляция патриархального режима в эдакой миниатюре. И тут даже неважен пол – даже две лесбиянки и два гея в данный момент делят роли “слабого”, нежного, чувственного – и “сильного”, властвующего, подчиняющего. А знаете, что интересно? Я бывал в одном берлинском клубе на данную тему, там были босоногие мужчины и женщины – когда никто ни с кем незнаком, чтобы “верхним” и “нижним” было легче друг с другом знакомиться, “нижним” – то есть, слабым – принято ходить босиком. Так они сразу выдают свою ориентацию. Уже интересно, не правда ли? Вот она, та самая упомянутая Татьяной сексуальность аспекта, обутый “хищник” и босая “жертва”.
НОСКИ КАК ОДЕЖДА
Еще художники, производящие арт на тему, прояснили мне один аспект – обнаженное тело, оно в принципе уже символизирует хрупкость, нежность, слабость, незащищенность (как правило – о босоногих воительницах-дикарках я еще упомяну). Когда-то мы на rbfeet и в группе VK обсуждали, что когда нет возможности обнажить тело – то обнажаются ноги. Ноги обычно всегда обуты – как и всегда прикрыта грудь и гениталии – а тут и непривычно обнаженный участок тела, и, в то же время, не гениталии и не грудь – на грани приличия, но не критично. Такое вот еще одно недоразумение. Главное, что возбуждает – вот и цепляет.
Так вот. Обнаженное тело, которое обычно прикрыто, открытые позы – с руками, поднятыми вверх, разведенными в стороны, босые ноги – это, как у дам декольте, как платья с открытой спиной, как вызывающий вырез платья – это все возбуждает. Возбуждает – стало быть, вынуждает человека так или иначе стыдиться. Недаром в Ветхом Завете, как уже и здесь, в группе, упоминали, что когда Адам и Ева, будучи обнаженными, “поумнели”, то сразу же прикрыли тела – так их Бог и вычислил, что набедокурили.
Открытое тело = возбуждение = стыд, в той или иной степени. В первую очередь. Понятно, что взрослый, разумный человек, принимающий свое и чужое тело, осознающий свою сексуальность и вообще не имеющий внутренних конфликтов с явлением секса (а это далеко не каждый человек, я сам к этому долго шел и все еще ограничен), с годами может так продвинуться в этом мировоззрении, что не будет испытывать смущения. В конце концов, это тоже естественно. Как и гомосексуализм, и босые ноги – естественно-то оно так. А все равно сколько вокруг этого всего шуму, не так ли?
И вот о чем-то подобном мой организм сам вперед меня, моих мозгов, моей способности это осознать и объяснить, уже сам догадывался. Вернее, происходила “Голубая лагуна” – помните это кино, взорвавшее общественность? Где молодая пара застряла, будучи детьми, на необитаемом острове, и вместе они тоже проходили через все эти стадии неловкости, взросления, мастурбации и секса, недоумения, изучения и, в конце концов, принятия? Вот и я через все это прошел. С помощью интернета, сайтов, людей, портала rbfeet, всех этих альтернативных сексуальных ответвлений, изучения гигабайтов информации. Общения живого, правда, не было – как и не было опыта. Босые ноги, как впоследствии и эрекция, и мастурбация, и обнаженное тело, и секс – все это было негласно табуированно, причем мною самим для себя.
Но это все было потом – долго, тяжело, постепенно. А вот увидел в пять лет распятого Иисуса, еще даже не понимаю, что это – но я вижу босые ноги, открытую позу, обнаженное тело, это застывшее мгновение беспомощной агонии – и у меня что-то происходит внутри меня, что-то необъяснимое. Я еще даже не знаю, что такое это “Иисус” – а у меня уже совершенно не имеющие к его личности никакого отношения физиологические процессы происходят. И психологические ощущения – попробуйте представить. Что-то, чего я еще не понимаю, но меня это привлекает и отпугивает – и некому объяснить, и рассказать тоже некому.
А потом узнаешь, кто такой этот Иисус, рассказывают, как был важен – вот и представьте реакцию дошкольника. Тут эпичность, тут размах, тут Библия – а у меня встает. К религии у меня всегда было неоднозначное отношение – по большей части я против религии вообще, я считаю, что людям надо с детства прививать веру в материальное – тут даже язычники имеют более логичную аргументацию, чем все монотеисты мира – но сейчас не об этом. Но вот само изображение распятого Иисуса, и само его имя меня с тех пор отталкивает. Попробуйте представить – впечатлительный ребенок с детства зачитывается описаниями процессов, производимых над казнимыми, тот самый крест и распятие – одно из самых мучительных и ужасающих придуманных человеком истязательств, представлять вот это все с живыми людьми, наконец, сексуальный аспект, уже упомянутый – и вот это вот носить на шее заставляют. И пугают еще, когда на самолет садишься: “Вот не покрестишься, самолет упадет”.
Очень не люблю, сколько себя помню, все эти ритуалы – люди крестятся, останавливаются посреди площади поклониться перед церковью, а однажды я побывал в какой-то загородной церкви – там вообще сеансы Кашпировского, бородатый дядька странным голосом что-то улюлюкает, все стоят серьезные, крестятся, кланяются, а потом как бухнутся на пол на колени – как по команде – а я стою. Благо, по голове палкой не бьют и не заставляют повторять – но от этого еще хуже. Стоишь один, как басурманин, не так чтобы против, но и очень не за. Очень и очень неловко – вот что, одним словом. Пасха эта, когда боишься из комнаты выйти и из дома, потому что все вокруг, завидев тебя, орут, как сумасшедшие: “ХРИСТОС ВОСКРЕС!” – а ты опять себя чувствуешь, как в той самой церкви – вроде бы и не знаешь, чего дальше-то делать, как реагировать, а по принятому шаблону как-то не хочется. Но все так делают – так надо. Так принято. Норма.
Но это я опять отвлекся. Помню, в одном порнографическом видео девушка-саб перед привязыванием попросила не снимать с себя носки – видео было на иностранном, но видно, как она смущенно улыбается, слышно, как она бормочет, типа: “Мне как-то лучше, чтобы на мне была какая-то ткань”. Понимаете – девушка обнажена, ее привязывают в раскрепощенной позе, а она носки боится снять – как я ее прочувствовал в этот момент! Поистине, снять носки – это святое.
Когда я уже начал ходить без носков – об этом попозже, я понял, что это для меня это – очень чувствительный момент. Как будто я реально обезоружен, беззащитен – как будто носки это какая-то нерушимая броня, за которой безопасно, а тут оп – и от нулевой гаммы ощущений ты сразу переходишь к разноцветной радуге. Как мы знаем уже, обнаженная стопа чувствует все вокруг и сразу – и сразу же с непривычки возникает ощущения эйфории, испуга, экстаза, даже хихикаешь поначалу, как ненормальный. И это именно что работает в сочетании с какой-то одеждой на теле – “две большие разницы”, как я уже говорил, быть босиком и голым, и быть босиком, но при этом с покрытыми ногами и туловищем. А то еще и три – как оказалось, есть даже разница между голым и при этом обутым. Я, кстати, никогда не понимал, почему стриптизерши чуть ли не голые, но все равно на высоких каблуках.
Есть босоногие гимнастки – и вот их я обожаю, и гибкое тело, и их нелегкий труд. А получешки – до свидания, даже не смотрю в их сторону, лучше б уж была обутой. Почти босиком всегда еще хуже, чем не босиком вообще. Такие резкие странности, да. А может, я конкретно на тех гимнасток с манежа держу личную обиду – потому что помню чье-то едкое: ”Опять эти босые бегают, вам тут пляж, что ли” Как-то даже обидно было немного. И показательно – даже наполовину обутый, как оказалось, все равно босому не товарищ.
Так вот мы по этому манежу, покрытому то песком, то пылью, то откуда-то мелкие камешки заносились – бегали и упражнялись босиком. Странно, что я не помню в отношении этого периода никакого стеснения или смущения – то есть, в пять, значит, лет, аж с испугу разревелся, а тут я не помню какого-то переломного момента. Черт-те что – совершенно никаких мыслей. Босоножить я к тому моменту активно еще не начал, вроде – босых девчонок с портала еще не обнаружил… Может быть, все потому, что босыми были все? Ну так и тогда, в первый раз, босыми были все… Короче, на удивление здесь я совершенно ничего не помню.
Так о чем все это – столько уже понаписано, что не найдешь концов. Ну, наверное, я описал в общих чертах, как произошел длительный переход от закомплексованной зажатости к какой-никакой раскрепощения. До моделей и многих персонажей интервью и участников Ассоциации мне еще далеко, как до Китая пешком – вернее, босиком. Может, кто-то глубже параллели найдет. Может, кому-то интереснее будет что-то поподробнее узнать, а кто-нибудь еще на первом абзаце плюнет и подумает: “Да что ты несешь, ради бога”.
Что мы выяснили в итоге – что таких обществ, как наше, не одно, что мы – меньшинство, которое делает то, что большинству непонятно, попытались выяснить, откуда это идет, чем объясняется, рассмотрели зависимости, парадоксы… Обнаружили, что все проблемы завязаны на комплексах и противоречиях – причем это в большей степени мужской мир, патриархальный, с какими-то установленными архаичными порядками, породившими множество так называемых норм и предрассудков, некоторые из которых хоть и пускают корни в некую логическую обусловленность и историчность, но все равно в текущем социуме по тем или иным причинам считается инакомыслием.
Очень о многом, на самом деле, еще не рассказал (читайте в отдельном материале – пр. ред.) – тут, наверное, больше можно было бы рассказать и о своих впечатлениях об rbfeet, о своем становлении побольше, о моделях, о паре моментов… о самом фут-фетише я, наверное, так толком ничего и не рассказал, а может и рассказал – описать свое эстетическое отношение к обнаженной женской ступне каждый, я думаю, может, а тут я даже сам пока толком не знаю, какой из всего этого нагромождения толк. В любом случае, не хочу ни превышать уже и без того перетянутый объем, и мозги уже не соображают. Тут роман Война и Мир, не иначе.
Текст Игорь Резун, Станислав Левин. Фото студии RBF, также из Сети Интернет.